Как начинающему фотографу организовать собственную выставку. Как организовать свою персональную фотовыставку? Мой личный опыт
Как организовать свою персональную фотовыставку?
Тема первой фотовыставки. О чем говорит ваше сердце?!
И все так, если вы постоянно работаете в одном жанре, тематика и подбор фотографий для вас, безусловно, будет понятен. Для организации своей первой фотовыставки вы отвечаете себе на вопрос – что конкретно вы хотите показать миру из своих работ. В моем случае – это был достаточно жесткий отбор портретных и пейзажных работ, снятых за месяцы путешествия по Индии. Из 6000 снимков (естественно серийных) было отобрано чуть меньше 70 фотографий, а именно 67. Это пейзажи, уличные снимки, портреты людей, занятых повседневной работой.
Я хотела показать всю многогранность Индии, как меняется природа от штата к штату с севера на юг, как меняются лица людей, хотелось подчеркнуть самое главное и выбрать наиболее яркие фотографии. Что самое примечательно, что чем больше вы будете отбирать фотографии из своих работ, тем больше сомнений они у вас будут вызывать, глаз «замыливается» , когда долго сидишь и отбираешь работы. Так что советую чередовать отбор фотографий с прогулками и написанием интересных заметок о каждом сделанном снимке, писать свои мысли и эмоции, это сильно оживляет фотографию. Так же можно привлечь к выбору работ несколько друзей, предоставив им на выбор фотографии, с тем, что бы каждый отметил наиболее понравившиеся. Так у вас, по крайней мере, сложить представление о том, на что пойдут смотреть все остальные люди.
Как найти спонсора для проведения первой фотовыставки?!
Самый простой и верный способ – это решиться и вложить свои собственные деньги. В этом случае – вы ни от кого не будете зависеть и ни кому ничего не будете должны. Я так и поступила. Изначально, правда, был другой план, но учитывая, что я организовывала выставку не в своем родном городе я немного отступила от плана и начала импровизировать.
Я заранее знала сколько могу потратить на организацию и исходила из своего бюджета. Затраты на проведение выставки можно разделить на несколько этапов и готовиться к ней можно, тоже, поэтапно. Первое, вокруг чего все строится, это сами фотографии. Работу по печати фотографий можно начинать сразу, как только вы решились на проведение фотовыставки и отобрали снимки. Я приступила к печати сразу же после подписания договора с музеем о аренде зала. Сэкономить на печати фотографий можно, если печатать фотографии не в фотоателье, а в типографии. Сегодня многие типографии предлагают хорошую фотопечать на бумаге разной плотности и веса. И цена за печать в типографии, примерно в два раза меньше, чем на фотобумаге в фотоателье. И такие работы плотнее по весу и не нуждаются в дополнительных паспарту, рамках и тд.
В моем случае я печатала фото в типографии на самоклеющейся пленке, затем наклеивала работы на пластик. Я выбирала среди нескольких типографий, которые занимаются печатью изображений на больших форматах. Мой выбор остановился на типографии в которой используют краску хорошего качества, она не темнит. Я отпечатала несколько вариантов 1:1 на матовой и на глянцевой бумаге. Выбор был сделан в пользу матовой – т.к она более плавно передает оттенки цветов и не бликует. Качество печати меня восхитило, признаюсь я переживала о том, что где – то будут видны недочеты в плане разрешения фотографий, тк формат самого снимка требовал самого высокого расширения исходного файла, но все было на высшем уровне. Размер файлов был от 3000х 2000 до 4000х 6000, формат TIF, расширение от 240 -150 dpi, так как сам станок имеет свое расширение не превышающее 150 dpi, но на формате 60 на 90 см этого вполне хватило, чтобы работы смотрели очень качественно и передавали самые мелкие детали. Печать приблизительно 70 фоторабот формата А1 (60 на 90 см) в типографии мне обошлись, с учетом хорошей скидки в сумму чуть меньше 17000 Р.
Пространство для первой фотовыставки
Для начала, можно выяснить – сколько галерей и музеев находиться в вашем городе. Я считаю, что всех поисках и переговорах первостепенным является человеческий фактор. И если вы, любезно, перезвоните в каждую из галерей, подробно рассказав, о том, что бы вы хотели сделать, какая-то из них все-таки согласиться разместить ваши работы. При договоренности можно говорить о том, что вы сами не претендуете на деньги, и собранные в экспозиции деньги идут в пользу галереи, с тем, что вы сами ничего не будете платить. Еще один из вариантов организации своего выставочного пространства, можно обратиться с официальным письмом в ваше муниципальное управление культуры, рассказать о себе и предложить свои работы в качестве завершенной выставки.
Еще один вариант поиска пространства, без того что бы лично обзванивать все музеи и галерей – это вариант «по знакомству». Скорее всего, у вас есть знакомый знакомого, который вполне сможет помочь в этом вопросе.
В моем случае – это было спонтанное предложение девушки- организатора выставки, благодаря случайному знакомству.
Изначально, я вдохновилась выставкой этой девушки и написала ей в соц.сети, что мне понравились ее работы и то качество печати в котором они все исполнены и попросила дать контакты типографии, мой вопрос заинтересовал девушку- организатора. И благодаря ее знакомству и опыту она с легкостью договорилась с директором Краеведческого Музея о проведении выставки, посвященной Индии.
Оформление работ и пространства для фотовыставки
Находясь в поиске оптимального оформления работ, я познакомилась с целым рядом возможного оформления тк это сопряжено с материальными возможностями.
Самый дорогой вид оформления работ – это печать на холсте, далее печать на фотобумаге, но в Пятигорске я не нашла фотоателье, готовое распечатать работы на фотобумаге размером большим чем А3, а размер для меня – это один из критериев, хотелось чего-то масштабного. Цены интерьерной печати начинают свой отсчет от 350 р за 1 кв метр и до 1200 р за единицу, моя задача состояла в том чтобы найти оптимальное сочетание цены и качества.
Самый распространенный вариант оформления работ для выставки – это фотографии, обрамленные в рамки с паспарту. Даже если вы будете печатать фотографии в типографии, цена одной такой фотографии будет равняться, приблизительно –60 рублей. Цена рамочки под такую фотографию, приблизительно 250 – 500 р (я говорю о самой простой деревянной рамке, без паспорту). Так что оформление одной полноценной работы выйдет в 300-600 р, но учитывая мой формат 60 на 90 см, я рассматривала другие варианты.
Мой вариант – это печать на пленке, с последующей «накаткой» наклейкой работы на пластик (3 -5 мм) . Цена печати за 1 М2 = 450 р, цена за пластик 1М2 =400 р, так же добавляем цену за то что работы будет аккуратно наклеены на пластик + 150 р за штуку, накатывать работы на пластик мне помогали друзья, которые занимаются рекламой. За это им респект.
Оформить зал мне помогали мои друзья: Катя и Юра, за что им огромное спасибо. Ребята развешивали работы так чтобы они все были на одном расстоянии друг от друга и она одном уровне от пола. Каждая фотография имела свое название и подпись, я написала более 60 текстов, которые были распечатаны и наклеены на пластик и размещались под каждым снимком.
Открытие. Фуршет
После долгой подготовки и очень напряженных и насыщенных дней, наконец – то настал день открытия. Естественно, разделить личную радость пришли друзья, знакомые и множество гостей.
Фуршет, сам по себе, является неотъемлемой частью любой презентации, а тем более открытия фотовыставки. Соизмеряя свои возможности вам необходимо приблизительно прикинуть количество гостей и возможное наполнение самого фуршета. Стандартным набором выпивки являются: шампанское или белое сухое вино, сок и минеральная вода. Закуской можно использовать канапе, небольшие бутерброды, конфеты.
В моем случае я выбрала в качестве угощения – индийские сладости, которые готовила самостоятельно, мармелад, фрукты: виноград, апельсины, яблоки и мандарины, которые купила на рынке. Стол выглядел очень нарядно по- индийски, были золотые тарелки, желтые скатерти и яркие оранжевые салфетки, так же горели палочки –благовония, а из напитков был индийский кофе, который сушится на берегу океана и обладает солоноватым вкусом и настоящий индийский имбирный чай, кто хотя бы раз бывал в индии знают этот незабываемый вкус. Напитками угощали партнеты выставки HAPPY COFFE Пятигорск.
Заключение
Вообще – в жизни нет ничего невозможного и организация первой фотовыставки не исключение. Загоревшись сильно идеей проведения своей персональной фотовыставки, вы заметите, как в вашу жизнь неожиданно приходят именно «те», необходимые люди, будут происходить именно «те» необходимые события. Еще, не забудьте приготовить красивый блокнот для того, что бы ваши гости смогли что-то приятно написать вам, после просмотра ваших работ. Эти милые пожелания и небольшая похвала поможет вам и в дальнейшем чувствовать свою собственную необходимость в творчестве. Мне бы очень хотелось, чтобы прочитав эту статью вы вдохновились, возможно поверили в себя и свои силы и сделали шаг на встречу своей мечте. Удачи вам.
Вопрос, как найти пространство и спонсоров для фотовыставки в Москве, мне кажется одним из самых актуальных сегодня. Причем его задают как и люди практически без выставочного опыта, так и, поверьте мне, фотографы с определенной репутацией и наработанным портфолио.
Но такая постановка вопроса подразумевает, что у автора уже есть материал, который он хочет выставить. С одной стороны, это большой плюс (потенциальным спонсорам и кураторам есть что показать), с другой - исключает возможности поиска партнеров на предпродакшн стадии.
Но формулировать вопрос таким образом - довольно широко - не совсем корректно, мне кажется. Процесс организации фотовыставки не за свой счет функционирует иначе. Пространство и спонсоры проекта зависят от большого количества дополнительных факторов.
Что это за материал? Фотографии с каникул с любимой девушкой? Ваше тонкое и уникальное восприятие дуновение ветра? Военный репортаж с Украины? Концептуальная серия остановок в городе Кировск? Или это серия съемок теней в московских парках?
Зачем вы хотите его выставить (один из самых главных)?
Продать и окупить съемку? Продать и заработать много денег? Сделать приятное себе, любимому, или своим близким? Сделать первый шаг на профессиональном пути развития?
От этого зависят стратегии поиска пространства, куратора и потенциальных спонсоров - банально - от коммерческой галереи до музейного пространства или неформального оф-спейс.
Если идея - скорее сделать приятное себе, любимому, и близким, всегда есть варианты кафе и ресторанов (я в своё время начинала с выставки тревел фотографий из Перу в кафе «Билингва»), возможно, они даже помогут вам финансово - напечатать и оформить материал.
Если амбиций больше и они серьезнее, то тут все сложнее и (да, не буду скрывать) очень многое зависит от факта включенности в ту или иную московскую тусовку и личных связей. Не то что бы вариант позвонить и прийти с улицу не работает, но всё-таки лучше хотя бы немного ориентироваться в контексте.
Я бы посоветовала посмотреть, какие уже существуют пространства, которые выставляют материал, который вам близок. Какие существуют конкурсы и open call"ы, портфолио ревью, семинары и обсуждения. От Best of Russia до Конкурса «Молодая фотография», который устраивает ФотоДепартамент (в Санкт-Петерубрге), или «Серебряная камера».
Я не говорю, что вас сразу возьмут и выставят в ММАМе, но, по крайней мере, вы не будете ходить не с тем материалом и намерениями не в те места. И людей не будете зря отвлекать, и не будете выглядеть, как человек, который не понимает, что он делает.
Вообще, главная стратегия - это сделать хороший материал, понимать, где он может быть выставлен и какому зрителю он может быть интересен, уметь доказать это и завести союзников - других фотографов, которые поверят в материал, и куратора, на плечи которого можно переложить много организационных вопросов.
В гардеробе Центра фотографии им. братьев Люмьер почти не осталось свободных мест. Эдуард Литвинский наблюдает за гостями, стоя на ступеньке у прохода в залы. Кажется, открытие выставки чешского фотографа Иржи Тондла удалось: один город, два среза времени — повседневная жизнь Ленинграда 1970-х и Санкт-Петербурга начала 2000-х. «Настоящая выставка — это не набор обрамленных фотографий, а идея, история, концепция, — рассуждает владелец центра. — Мы даже печатаем под каждый проект тетрадочку для отзывов и храним ее».
Литвинский — опытный предприниматель, президент группы компаний «Русский проект», продающей оборудование для продовольственной торговли и ресторанного бизнеса: от весов и овощерезок до холодильных камер, конвекционных печей, кассовых кабин и барных стоек. Оборот «Русского проекта» он не раскрывает (по данным СПАРК, выручка только одной из компаний группы, «РП-ритейл», превышает 1 млрд рублей). Выручка Центра фотографии, открывшегося в марте 2010 года, — 40 млн рублей. На его создание в целом потрачено 30 млн рублей. Для Эдуарда это не диверсификация бизнеса, но и не прихоть состоятельного человека, которому не жаль денег на свое увлечение. Вместе с женой Натальей он организовал работу центра так, чтобы тот развивал себя сам — выставки фотографии способны приносить прибыль.
Как получилось, что от торговых стеллажей Литвинский перешел к экспозициям? «Русский проект», основанный в 1990 году, благополучно пережил первый российский кризис (в 1998 году оборот группы составлял 2,8 млрд рублей, а ее филиалы появились в полутора десятках городов России). «Трудно назвать розничную сеть, с которой мы не работали, — рассказывает Литвинский. — Появился ресторанный рынок — занялись ресторанами. Накапливали компетенции в технологическом проектировании, обслуживании оборудования, и это вывело наш бизнес на новый уровень. В общем, дела шли неплохо».
Как-то летом 2001 года Эдуард и Наталья обедали в загородном ресторане с приятелем — арт-директором галереи «Дача» Марком Патлисом. Речь зашла о фотографии. Отец Литвинского был профессиональным фотографом, и Эдуард с детства любил фотоискусство. Слово за слово, возникла идея: почему бы не открыть фотогалерею? Именно таких мест, где на продажу выставляются работы, отпечатанные и оформленные по всем правилам, в Москве еще не было.
Подходящее помещение нашлось в Центральном доме художника. На стенах умещалось до 40 фотографий, но больше и не требовалось. Галерею назвали в честь братьев Люмьер, позаимствовав громкую фамилию у родоначальников кино (имена изобретателей фото мало кто знал). Соответственно, ставка была сделана на старую фотографию. Первым покупателям предлагались «винтажи» из коллекции Льва Бородулина, репортера советского «Огонька». Эдуарду и Наталье удалось купить часть архива Эммануила Евзерихина, снимавшего яркие события 1930-х и битвы Великой Отечественной. Осенью 2002 года они устроили выставку его избранных кадров. Через полгода — выставку Бориса Игнатовича, одного из основоположников «новой волны» в довоенном фото. Выставки не приносили дохода (входные билеты продавал сам ЦДХ), но привлекали внимание к маленькой галерее.
Разыскивая старые отпечатки и негативы, ее владельцы раз за разом встречали подзабытые имена. «Все витали в амбициях 1930-х, а период оттепели и последующих лет почему-то оказался не востребован, — вспоминает Наталья Григорьева-Литвинская. — Мы решили поднять этот пласт». Как директор галереи, она подписала контракты с Василием Егоровым — отставным спецкором ТАСС, мастером жанровой съемки и политического репортажа, и Владимиром Лагранжем, корреспондентом журнала «Советский Союз». Договорилась с наследниками Наума Грановского, фотолетописца Москвы, об эксклюзивном праве пользования его фондом. Выкупила архив Александра Устинова, снимавшего космонавтов, маршалов и министров.
«Первые четыре года галерея постоянно требовала инвестиций, — признается Литвинский, не раскрывая сумму затрат. — Приобретение фондов, печать фотографий, создание выставок — деятельность была бурная». На обработку фотоархивов уходило немногим меньше сил и средств, чем на покупку. К примеру, архив корреспондента «Советского экрана» и «Московских новостей» Андрея Князева — четыре коробки из-под телевизоров, заполненные коробочками с пленкой, — сотрудники галереи разбирали, изучали, сканировали три с лишним года. Зато такие фонды становились едва ли не золотым запасом.
На самоокупаемость галерея им. братьев Люмьер вышла в 2005 году, продав около 400 работ по цене от $300 до $1000 (тираж любой фотографии не превышал 30 экземпляров). Литвинские даже заказали учетную программу на базе «1С: Предприятие». «А потом мы окунулись в авантюру», — со смехом вспоминает Наталья. Супруги рискнули повторить знаменитую выставку 1970-х «СССР: страна и люди», побывавшую в 50 странах мира. А именно: разыскать авторов всех фотографий, их наследников или владельцев работ, что-то взять из своего архива и составить новую экспозицию — из тех снимков, что по прошествии лет можно считать уникальными для той эпохи.
Подготовка проекта заняла два года. Были арендованы дополнительные площади в ЦДХ. Выставка открылась в апреле 2008 года. Григорьева вспоминает, как удивил и обрадовал ее поток людей, шедших на «Фото 60-70». «Вот так мы поняли, что наша выставочная активность для галерейного бизнеса избыточна, — добавляет Эдуард Литвинский. — Эта работа не приносила экономического эффекта, но всем очень нравилась и давала большой отклик. Значит, нужно ее выделять в отдельное направление».
Центр фотоискусства в столице тогда был только один — Московский дом фотографии Ольги Свибловой. Но фотовыставки регулярно проводились в Манеже, ЦДХ, Музее архитектуры им. Щусева, и на отсутствие зрителей их организаторы не жаловались. Одна проблема: недвижимость в центре города, пригодная для частного выставочного центра, была дорога — около $2000 за метр в год. Но как-то накануне Нового, 2009 года, проезжая по Якиманской набережной, Литвинский заметил большой баннер на одном из зданий закрытой фабрики «Красный Октябрь»: «Сдается в аренду». Позвонил — всего 6000 рублей за метр в год.
«Место оказалось великолепное, несмотря на разруху, которую мы здесь застали, — рассказывает предприниматель. — Поэтому решение приняли буквально за день». Ремонт на 800 кв. м делался в авральном порядке. В феврале 2010 года в галерее в ЦДХ прошла очередная (и последняя) выставка, а уже в марте на «Красном Октябре» открылся Центр фотографии им. братьев Люмьер. На премьерной выставке «Иконы 1960-1980-х» были представлены более 300 редких фото известных советских актеров, режиссеров, спортсменов, писателей, ученых. В выходные на «Иконы» приходило до 1500 человек в день, кассы, гардероб и вентиляция едва справлялись с нагрузкой.
С тех пор центр расширился, арендовав еще две с половиной сотни метров. Одновременно там могут проходить две-три выставки — авторские или тематические, каждая длится 6-8 недель. За исключением привозных экспозиций, до 70% работ подбираются из фонда центра — сейчас там хранится более 10 000 отпечатков. По словам Литвинского, доходов от продажи билетов, книг, постеров и открыток полностью хватает на содержание центра (аренда, зарплата и т. д.) и пока лишь частично на подготовку выставок. Печать и оформление фотографий идет за счет спонсоров — производителей фототехники и фотоматериалов: Canon, Fujifilm, HP.
Выставки для знатоков Литвинские стараются чередовать с заведомо массовыми проектами. Так, в позапрошлом году они привезли выставку Йозефа Коуделки, снимавшего «Пражскую весну» и советское вторжение в Чехословакию в 1968 году. Посмотреть ее приходило максимум 500 человек в выходные дни. Зато «Московские истории» в сентябре 2013 года собирали до 2500 зрителей по воскресеньям. Наиболее универсальные выставки готовят к гастролям. Сейчас на прокат предлагается 14 проектов: например, «Иконы 1960-1980-х», «Владимир Лагранж. Мы так жили» (207 фото), «Время колокольчиков. Герои русского рока» (160 фото), «Первые космонавты. Неофициальная хроника» (60 фото).
«Мы любим самую разную фотографию. Пойдемте, покажу», — приглашает Эдуард Литвинский. И спешит в зал, где висят портреты, сделанные Тимом Мантоани, — самые успешные фотографы мира со своими лучшими работами в руках. Переходя от одного к другому, предприниматель замечает: с тем автором мы дружим, и с этим тоже. А Стив Шапиро, один из самых известных фоторепортеров США, настолько был доволен подготовленной «Люмьерами» выставкой «Проживая Америку», что предоставил центру исключительные права на ее показ в таком формате. Она есть в прокатном каталоге центра.
Прокат, правда, приносит центру не более 3% выручки. Литвинский объясняет: частных выставочных площадок в стране мало, а государственные музеи не готовы платить (пару проектов принял только Русский музей, да и то не на коммерческих условиях). Клиенты «Люмьеров» — питерский арт-центр «Этажи», красноярский «Вернисаж» и еще несколько региональных заказчиков. «Мы новички, поэтому привезти готовое — для нас лучший выход, — говорит учредитель «Вернисажа» Наталья Сипетая. — Площади мы арендуем и пока выходим «в ноль», но надеемся на прибыль в будущем».
Литвинские тоже надеются — на то, что вместо пяти выставок в год у них будут брать напрокат 20-30, а число московских проектов умножится. В 2013 году в центре прошло 11 выставок, на этот год запланировано 19. Какие мнения о «Люмьерах» есть у коллег по цеху? Ольга Свиблова ответила Forbes, что не очень хорошо знает работу центра, из-за перегрузок не успевает за ним следить (МДФ теперь — это еще и фотошкола, и «Мультимедиа Арт Музей»). «Люмьеры» — молодцы. Они, конечно, располагают финансовыми ресурсами, но и инвестируют их грамотно, — замечает владелец одной из московских фотогалерей, открывшихся во второй половине 2000-х. — Качественное выставочное пространство, хорошая собственная коллекция, отличный магазин — в общем, конкурировать с ними сложно».
Галерею в Центральном доме художника Литвинские сохранили. «Это другой бизнес, стабильно приносящий прибыль, и есть некоторая синергия, — поясняет Эдуард. — Впрочем, у центра прошлый год был прибыльным и позапрошлый тоже. Было бы проще, если бы мы сами арендовали полностью готовые выставки. Но это не так интересно».
Любая выставка это, прежде всего тусовка. Фотовыставки проводятся для достижения двух основных целей:
1. Пиар
2. Возможность продать некоторые работы. Что делать с полученными деньгами каждый решает сам. Кто-то забирает себе, кто — то тратит на благотворительность.
количество
Что бы организовать свою фотовыставку
нужно собрать некоторое количество экспонатов. Вряд ли выставка с 5ю фотографиями будет кому-то интересна. Но и переусердствовать, тоже не стоит. Сто фотографий это очень много. Если конечно в ваших фотографиях вы не рассказываете жизнь целого человека.
Тема для фотовыставки
Как правило, выставка имеет какую-то направленность или тематику . Например: Жизнь ночного города, Бесконечность или апокалипсис сегодня. Тематика может быть любая, но фотографии, которые вы будете там выставлять, должны показывать ваше видение на эту тему. Такие выставки всегда более интересны зрителю. Выставки так же бывают и тематическими. Например, ежегодная выставка свадебной фотографии.
Оформление фотовыставки
Все фотографии на фотовыставке должны, оформлены в едином стиле . Тогда это будет смотреться лаконично и интересно. Сейчас очень популярно печатать фотографии размером 30 на 60 или 40 на 80, клеить их на пенокартон. Это получается дешевле, да и в будущем хранить удобнее. Если хочется чего-то большего, то хорошо бы фотографии оформлять в красивую рамку, под стеклом и обязательно с использованием паспарту. Но это уже будет на порядок дороже.
Место для фотовыставки
Место для проведения фотовыставки стоит подбирать тщательно. Очень важно обращать внимание на свет. При плохом свете фотографии могут не смотреться. Так же место должно быть проходное. Сейчас стало модным устраивать фотовыставки в торгово-развлекательных центрах. Конечно, это не так солидно, как модная художественная галерея, но для начала пойдет. Народу там ходит обычно много, поэтому есть не плоха возможность засветить свое имя.
Идеальный вариант, это когда за место вам платить не надо. Такое случается и довольно часто. Тому, кто дает место для фотовыставки, самому интересно привлечь новых посетителей, которые могут стать клиентами. Если же за аренду надо платить, то есть смысл делать выставку с участием других фотографов.
Организация фотовыставки
Пик выставки, это ваше выступление перед зрителями. У многих наверняка возникнут какие-то вопросы. Вам как автору на выставке быть просто необходимо, иначе это может расценено как неуважение к зрителю. Если у вас благотворительная выставка, не стесняйтесь об этом заявить. Особенно если вы действительно ставите перед собой цели помочь нуждающимся.
Наличие выставок один из критериев, по которому оценивается успешность фотографа. Даже если ваши снимки висели всего лишь в гараже у друга, это уже вклад в копилку личных успехов. И, конечно, укрепляет уверенность в собственных силах. Хочется большего?
Станислав Белоглазов, фотограф, директор фотошколы и фотоагентства «Magnet»
Фотограф не может не делиться своим творчеством с окружающими людьми. Снимки нужно выкладывать в Интернете, показывать друзьям, организовывать выставки... Это необходимо прежде всего для самовыражения. Считайте, что это след, который вы оставили на этой планете.
Социальные сети дают все возможности для продвижения. Но распечатанные и повешанные на стенку фотографии дают иное ощущение от картинки и другую детализацию. Никак не избежать того, что вертикальная картинка на мониторе выглядит визуально маленькой. В размере 70 на 100 сантиметров картина расцветает новыми красками.
Фотограф, глядя на фотографию, вспоминает ощущения на момент съёмки. Поэтому лучше отснять, забыть и не трогать фотографии месяц. Только потом заняться обработкой, выборкой, поиском концепта. Может получиться, что те, живые, впечатления, которые были во время съёмки, уйдут. Фотография окажется неинтересной или, наоборот, всплывут какие-то новые смыслы.
Отбор снимков 80 процентов успеха выставки. И примерно столько же процентов материала остаётся в корзине. В любой подборке должна быть заложена идея. Она может быть сформулирована в названии выставки, но лучше, если понятна без слов. Снимки могут сочетаться по теме, настроению, свету. В угоду идее технически или композиционно хорошие кадры могут уступать снимкам, которые послабее, но лучше ложатся в серию. По фотографиям должно складываться целостное представление о подборке.
Играет свою роль то, в какой последовательности расположены кадры. Есть свои законы, определяющие восприятие. Когда снимки висят независимо друг от друга или рядом, это производит совершенно разный эффект. Распечатайте фотографии на чёрно-белом принтере и попробуйте их разложить в определённом порядке. Переставлять кадры местами можно и на экране компьютера.
На этапе отбора фото важно подключить к процессу людей со свежим взглядом : родителей, друзей... Это может быть человек, который не фотографирует, но любит кино или ходит на выставки. Задача не в том, чтобы он оценил, где завален горизонт, а где неудачная композиция. Интересно услышать, что он понял по фотоподборке.
Музеи и галереи самостоятельно ищут фотографов и рассматривают предложения . Так покажи им свои фото. Но лучше взять три классных снимка, чем 30, из которых пять будут ужасными. Испорченное впечатление скажет о том, что удача была случайной, а вам не хватило таланта отобрать хорошие кадры. Всегда возникает вопрос, на чьи деньги печатать фото. На печать можно потратиться самому, а оформление возьмёт на себя галерея.
Разместить фотовыставку могут офисы, торговые центры, клубы, кинотеатры, школы и вузы. Моя первая выставка прошла в бывшем Уральском госуниверситете в стенах тогда ещё физического факультета, который я окончил. Мы со Стасом Славиковским (заместитель директора кинотеатра «Салют») купили себе по старому «Зениту» и проехали Европу от Дании до Болгарии. Отпечатали 300 фото размером 10 на 15 сантиметров и приклеили их скотчем на стену в одну линию по всему факультету, не трогая только двери. Размещайте фотографии где только можно: даже в гаражи и сараи знакомым в те места, где на ваши работы точно будут смотреть. Чего картинам валяться в пыли? Пусть живут где-нибудь.