Стили взаимодействия. Стили делового общения
Все люди различаются по стилю общения - устойчивым характеристикам в общенияразличных ситуациях. Стили общения существенно определяют поведение человека при его взаимодействии с другими людьми. Конкретный выбор того или иного стиля общения определяется целым рядом факторов, среди которых важными являются следующие: цель общения, ситуация, в которой оно осуществляется, статус и личностные особенности собеседника, его мировоззрение и положение в обществе, характеристика самой формы взаимодействия.
Характер содержания взаимодействия, как уже было отмечено, зависит прежде всего от речевых средств общения, которые образуют в коммуникации существенную логико-смысловую линию. Ведущей характеристикой современного стиля общения является краткость и простота построения фразы, речевой конструкции, использование бытовой или профессиональной разговорной лексики, своеобразных речевых клише, шаблонов и штампов.
В профессиональном речевом общении используются, как правило, следующие стили коммуникативного взаимодействия: официально-деловой , научный , публицистический , бытовой (разговорный).
Официально-деловой стиль общения
Официально-деловой стиль речи обусловлен практическими требованиями жизни и профессиональной деятельности. Он обслуживает сферу правовых, управленческих, социальных отношений и реализуется как в письменной форме (деловая переписка, нормативные акты, делопроизводство и пр.), так и в устной (отчетный доклад на собрании, выступление на деловом совещании, служебный диалог, беседа, переговоры).
В официально-деловом стиле различают три подстиля:
- законодательный;
- дипломатический;
- административно-канцелярский.
Каждый из перечисленных подстилей имеет свою специфику, коммуникативные формы, речевые клише. Так, меморандум, нота, коммюнике используются в дипломатической коммуникации; расписка, справка, докладная записка, доверенность, приказ, распоряжение, заявление, характеристика, выписка из протокола - в административно-канцелярском стиле; закон, статья, параграф, нормативный акт, предписание, повестка, указ, кодекс и пр. - в законодательном стиле.
Деловой стиль общения требует предельной точности речи, которая достигается прежде всего использованием терминов, как широко распространенных, так и узкоспециальных. Термины чаще всего обозначают:
- наименование документов: постановление, уведомление, зарос, договор, контракт, акт и ДР.;
- наименование лиц по профессии, состоянию, выполняемой функции, социальному положению: педагог, судья, менеджер по продажам, брокер, президент компании, следователь, психолог, коммерческий директор, маркетолог, бухгалтер и пр.;
- процессуальные моменты, например: осуществить экспертизу, провести допрос, выемку, аттестацию, сделать оценку или выполнить какие-то профессиональные действия (информировать, подготовить отчет, написать справку и т.п.).
Деловой стиль требует объективности информации . В документах недопустимо выражение субъективного мнения лица, составляющего текст, употребление эмоционально окрашенной лексики, вульгаризмов. Этот стиль характеризуется компактностью изложения, краткостью, экономным использованием языковых средств (КИЯ - коротко и ясно). Согласно данным психологических исследований, половина взрослых людей не в состоянии улавливать смысл произносимых фраз, если фраза содержит более 13 слов. Кроме того, если фраза длится без паузы более 6 секунд, нить понимания обрывается. Фраза, насчитывающая свыше 30 слов, на слух вообще не воспринимается.
Официальная сфера общения, повторяющиеся стандартные ситуации, четко ограниченный тематический круг деловой речи определяют ее стандартизированностъ, которая проявляется не только в выборе языковых средств, но и в формах документов. В них обязательны общепринятые формы изложения и определенное г расположение структурно-композиционных частей: вводная часть, Описательная часть, регулятивная и резюмирующая части.
В деловой речи широко используются речевые клише и речевые шаблоны, например:
- для выражения признания - приносим наши извинения за...;
- выражения просьбы - мы очень рассчитываем на вашу помощь в...;
- выражения одобрения и согласия - я полностью согласен с вашим мнением...;
- завершения разговора - я полагаю, что сегодня мы обсудили все наши вопросы...
Деловой стиль является самым распространенным в повседневной практике формального общения. Чем больше работники следуют этому стилю, тем больше в организации порядка, взаимопонимания и организационной культуры.
Научный стиль общения
Язык науки используется в деловой коммуникации людей, занимающихся научной, исследовательской и педагогической деятельностью, вырабатывающих объективные знания о предметах и явлениях, идеях и законах действительности, вскрывающие их закономерности. Научный стиль характерен для научных трактатов, статей, тезисов, докладов, диссертационных исследований, научных трудов, а также для выступлений на конференциях и симпозиумах, на семинарах и лекциях.
Основной формой мышления в науке является понятие, поэтому содержание научного взаимодействия участников такого общения требует максимально точного, логичного, однозначного выражения мыслей.
К основным характеристикам научного стиля общения можно отнести следующие:
- отвлеченная обобщенность (считается; говорят; как замечено; нередко; зачастую; как правило; довольно часто; в большинстве случаев; наиболее часты; крайне; и т.п.);
- логичность изложения информации в виде суждений и умозаключений, веских аргументаций;
- абстрактная лексика (существуют; имеются; состоит; используются; употребляются; и
- пр.);
- вместо местоимения «Я» чаще используется местоимение «Мы» (например: нам представляется; мы считаем; по нашему мнению; как показывает наш опыт; по нашим наблюдениям; мы придерживаемся точки зрения; и т.п.);
- безличные предложения (например: необходимо отметить; следует остановиться на рассмотрении; представляется возможным; можно сделать вывод; как свидетельствует практика; следует сказать; и т.п.);
- сложноподчиненные предложения (придаточные условные с союзом «если..., то» и придаточные времени с союзом «в то время как»).
При научном стиле отдельные композиционные части текста обычно выстроены в логической последовательности. Для этого применяются разнообразные приемы, например перечисления: во-первых, во-вторых, в-третьих; или «вначале было это, затем то... »; или «если это так, то из этого следует... ». Для связок внутри текста используются и такие речевые конструкции, как: однако; между тем; в то время как; тем не менее; поэтому; сообразно е.; следовательно; к тому же; обратимся к...; рассмотрим; необходимо остановиться на...; итак; таким образом; в заключение скажем; все сказанное позволяет сделать вывод; как видим; подводя итог; следует сказать.
Научный стиль общения более эффективен в профессиональной среде ученых и педагогов, при участии в научно-исследовательских или научно-практических конференциях и симпозиумах, где людей объединяет определенный уровень компетентности и есть потребность обменяться научными достижениями. В то же время использование научного стиля, например, при ведении урока или чтении учебной лекции, как показывает практика, не дает необходимого положительного результата, более того, плохо воспринимается слушателями. Заметим также, что научный стиль допускает возможность чтения письменных материалов (озвучивания), : однако восприятие такого текста на слух затруднено. Для повышения эффективности восприятия научного сообщения в последние годы распространенными стали стендовые доклады и иллюстрирование выступления с помощью мультимедиа.
Публицистический стиль речи
Любое выступление на публике можно отнести к публицистическому: устное - речь, доклад, лекция, выступление на собрании или на митинге, интервью на телевидении или радио; или письменное - статья (заметка) в газете, рецензия на профессиональную книгу. Публицистический стиль (от лат. publicus - общественный), как правило, обслуживает сферу общественных отношений: политических, идеологических, экономических, культурных. Этот стиль речи широко используется в средствах массовой информации, в пропагандистских и агитационных акциях, на выборах.
Основными характеристиками публицистического стиля общения являются следующие:
- информативность сообщения, его документально-фактологическая точность, собирательность, официальность используемых материалов;
- реальные жизненные явления и факты (проверенные, документальные источники); новизна фактов, в их основе реальные ситуации, события, вести с мест, рассказы очевидцев;
- книжно-абстрактные средства (например, такие слова, как: деятельность, обсуждение, исследование, понимание, доминирует, соотносить, процесс, понятие, система, востребованный, свидетельствует, предполагается, проводится, означает, требует, сказывается и пр.);
- приемы адресации, т. е. слова выступающего должны быть направлены к какому-то конкретному лицу (или группе). Это, в свою очередь, предполагает обратную связь - вопросы и ответы («Я обращаюсь к вам, студенты!», «Вы, сидящие в этом зале», «Ребята!»); доступность информации для аудитории; экспрессивность, повышенная эмоциональность, артистизм. Употребляемые в тексте речи факты, как правило, выступающим оцениваются, комментируются, интерпретируются; широко используются высказывания известных лиц, анекдоты и исторические
- казусы (от лат. casus - сложный, запутанный случай), а также пословицы, афоризмы, художественные образы, повторение слов, метафоры, сравнения, цитаты, иллюстрации;
- лаконичность речи. Для уменьшения текста используется так называемая дистилляция (от лат. disillitio - перегонка, разделение) - тщательное редактирование и сокращение, отбор всего лишнего, предельная стилистическая шлифовка мыслей;
- юмор, остроты, ирония. В публичном выступлении они, в принципе, допустимы, в то же время безжалостная насмешка, злой сарказм, некорректные высказывания в адрес конкретных лиц не всегда уместны, а порой даже действуют разрушительно (например такое высказывание Бернарда Шоу в адрес докладчика, как: «Я бы очень хотел воспринимать вас всерьез, но это было бы тяжким оскорблением для вашего интеллекта»).
В публичном выступлении необходимо соблюдать осторожность при использовании информации, которую можно отнести к клевете и диффамации (от лат. diffamare - разглашать, порочить, лишать доброго имени), в виде ненависти, осмеяния, отчуждения, презрения, а также при компрометации дела, профессии того или иного лица, занимаемой им должности (от фр. compromettre - вредить кому-либо, подрывать репутацию, доброе имя).
Кроме того, не рекомендуется высказываться негативно о возрастных, половых, территориальных, расовых, сексуальных и других принадлежностях или предпочтениях людей, сидящих в аудитории;
говорение непосредственно перед аудиторией, озвучивание текста и контакт глаз, при этом обычно используются разнообразные невербальные средства коммуникации: мимика, жесты, позы, интонации голоса, смена ритма речи, паузы, восклицания, улыбка и пр.
Таким образом, все три стиля востребованы и практически используются в профессиональной коммуникации для достижения тех или иных целей.
Разговорно-бытовой стиль
В отличие от деловых стилей, разговорная речь обслуживает сферу неформальных отношений, которые бывают не только в быту, в семье, дружественном кругу, но и профессиональной среде. Разговорная речь, как известно, выполняет функцию межличностного общения, поэтому наиболее часто проявляется в устной форме, в диалоге, в котором говорящие участвуют часто спонтанно. Предварительное обдумывание в таком общении не
Поскольку разговорная речь способствует самовыражению, проявлению индивидуальных особенностей личности, постольку она эмоционально окрашена. Большую роль здесь играют невербальные средства коммуникации и экспрессивные сигналы тела. Кроме того, в неформальном общении широко используется обиходно-бытовая лексика: просторечия, слова субъективной оценки, экспрессивно-эмоционально окрашенные высказывания, а Также сокращения (Питер, читалка, общага), сленг («э-блин », «я тащусь »), разговорно-бытовая фразеология («гол как сокол », («бежит как угорелый », «как снег на голову », «упрям как осел », «где тебя черти носили » и т.п.), глагольные междометия (шмяк, Скок, шмыг), разнообразные частицы (этот-то, дай-ка, ну, вот, ведь и т.п.). Широко практикуются вопросительные, побудительные и восклицательные предложения. Такой стиль речи, несомненно, может быть использован лишь в определенных ситуациях. Таким образом, соблюдение стилевых правил и норм позволит каждому человеку соответствовать имиджу делового человека и достигать желаемых результатов на основе кооперации совместных усилий, сближения целей и сотрудничества.предусмотрено.
Презентация на тему: Эффективные стили взаимодействия педагога и учащегося
1 из 17
Презентация на тему:
№ слайда 1
Описание слайда:
№ слайда 2
Описание слайда:
Наиболее плодотворно общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Оно предполагает содружество, совместную заинтересованность, сотворчество. Главное для этого стиля - единство высокого уровня компетентности педагога и его нравственных установок.Эффективен и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Он проявляется в искреннем интересе к личности воспитанника, к коллективу, в стремлении понять мотивы деятельности и поведения ребенка, в открытости контактов. Этот стиль стимулирует увлеченность совместной творческой деятельностью, плодотворные взаимоотношения педагога с воспитанниками, но при этом стиле важна мера, «целесообразность дружественности».В выделенных стилях общения взаимодействие «учитель-ученик» рассматривается как двустороннее субъект-субъектное взаимодействие, предполагающее активность обеих сторон. В учебно-воспитательном процессе эти гуманистически направленные стили создают ситуацию комфорта, способствуют развитию и проявлению индивидуальности.
№ слайда 3
Описание слайда:
В системе взаимоотношений педагогов и учащихся в обучении и воспитании распространен стиль общение-дистанция. Начинающие педагоги часто используют этот стиль для самоутверждения в ученической среде. Дистанция должна существовать, она необходима, так как педагог и воспитанники занимают различные социальные позиции. Чем естественнее для воспитанника ведущая роль учителя, тем органичнее и естественнее для него дистанция в отношениях с педагогом. Для педагога очень важно владеть искусством дистанции. На важность этого момента указывал А. С. Макаренко, подчеркивая, как важно избежать фамильярности в общении.
№ слайда 4
Описание слайда:
Выделяют и негативные стили общения. К ним можно отнести: а) общение-устрашение, которое строится на жесткой регламентации деятельности, на беспрекословном подчинении, страхе, диктате, ориентации детей на то, чего делать нельзя; при этом стиле не может быть совместной увлеченности деятельностью, не может быть сотворчества; б) общение-заигрывание, основанное на желании нравиться воспитанникам, завоевать авторитет (но он будет дешевым, ложным); молодые педагоги избирают этот стиль общения в силу отсутствия опыта профессиональной деятельности, опыта коммуникативной культуры; в) общение-превосходство характеризуется желанием педагога возвыситься над воспитанниками; он поглощен собой, он не чувствует учащихся, мало интересуется своими отношениями с ними, отстранен от детей.
№ слайда 5
Описание слайда:
При авторитарном стиле руководства педагог все берет на себя. Цели деятельности, способы ее выполнения единолично задаются педагогом. Свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям, инициативе учащихся. Педагог постоянно проявляет свое превосходство, у него отсутствует сопереживание, сочувствие. Воспитанники оказываются в позиции ведомых, в позиции объектов педагогического воздействия.Преобладает официальный, приказной, начальственный тон обращения, форма обращения - указание, поучение, приказ, инструкция, окрик. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении.Этот стиль можно выразить словами: «Делайте, как я говорю, и не рассуждайте».Такой стиль тормозит развитие личности, подавляет активность, сковывает инициативу, порождает неадекватную самооценку; в отношениях он воздвигает непроницаемую стену, смысловой и эмоциональный барьеры между учителем и учениками.
№ слайда 6
Описание слайда:
При демократическом стиле руководства общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению учащихся, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, инициативу, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. Преобладают организующие воздействия. Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основная форма обращения - совет, рекомендация, просьба.Данный стиль руководства можно выразить словами: «Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводим итоги».Этот стиль располагает воспитанников к педагогу, способствует их развитию и саморазвитию, вызывает стремление к совместной деятельности, побуждает к самостоятельности, стимулирует самоуправление, высокую адекватную самооценку и. что особенно значимо, способствует становлению доверительных, гуманистических отношений.
№ слайда 7
Описание слайда:
При либеральном стиле руководства отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, довольствуется минимальными достижениями. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога, форма обращения - увещевания, уговоры.Этот стиль ведет к панибратству или отчуждению; он не способствует развитию активности, не побуждает к инициативе, самостоятельности воспитанников. При таком стиле руководства отсутствует целенаправленное взаимодействие «учитель-ученик».Этот стиль может быть выражен словами: «Как все идет, так и пусть идет».Заметим, что в чистом виде тот или иной стиль руководства встречается редко.
№ слайда 8
Описание слайда:
Наиболее предпочтителен демократический стиль. Однако в деятельности учителя могут присутствовать и элементы авторитарного стиля руководства, например, при организации сложного вида деятельности, при установлении порядка, дисциплины. Элементы либерального стиля руководства допустимы при организации творческой деятельности, когда целесообразна позиция невмешательства, предоставления воспитаннику самостоятельности.Таким образом, стиль руководства педагога характеризуется гибкостью, вариативностью, зависит от конкретных условий, от того, с кем он имеет дело - с младшими школьниками или старшеклассниками, каковы их индивидуальные особенности, каков характер деятельности.
№ слайда 9
Описание слайда:
1.Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке урока даже по неоднократно пройденной теме? 2.Предпочитаете ли вы логику изложения эмоциональному рассказу? 3.Волнуетесь ли вы перед тем, как оказаться лицом к лицу с классом? 4.Предпочитаете ли вы во время объяснения учебного материала находиться за учительским столом? 5.Часто ли вы используете методические приемы, которые успешно применялись вами ранее и давали положительные результаты? 6.Придерживаетесь ли вы заранее спланированной схемы урока? 7.Часто ли вы по ходу урока включаете в него только что пришедшие в голову примеры, иллюстрируете сказанное свежим случаем, свидетелем которого были сами? 8.Вовлекаете ли вы в обсуждение темы урока учащихся? 9.Стремитесь ли вы рассказать как можно больше по теме, невзирая на лица слушателей? 10.Часто ли вам удается удачно пошутить в ходе урока?11. Предпочитаете ли вы вести объяснения учебного материала, не отрываясь от своих записей? 12.Выводит ли вас из равновесия непредвиденная реакция аудитории(шум, гул) среди учащихся?13.Нуждаетесь ли вы в достаточно длительном времени, чтобы установить нарушенный контакт и привлечь к себе внимание учащихся?14. Повышаете ли вы голос, делаете ли вы паузу, если чувствуете невнимание к себе со стороны учащихся во время урока?15. Стремитесь ли вы, задав полемический вопрос, самостоятельно на него ответить.16. Предпочитаете ли вы,чтобы учащиеся задавали вам вопросы по ходу объяснения учебного материала?17.Забываете ли во время урока о том, кто вас слушает?18.Есть ли у вас привычка выбирать среди учащихся в классе 2-3 лица и следить за их эмоциональной реакцией.19.Выбивают ли вас из колеи скептические ухмылки учащихся?20.Замечаете ли вы во время урока изменения в настроении учащихся? 21.Поощряете ли вы учащихся вступать в диалог с вами во время объяснения темы урока?22.Отвечаете ли вы сразу на реплики учащихся?23.Используете ли вы одни и те же жесты для подкрепления своих фраз?24.Увлекаетесь ли вы монологом настолько, что вам не хватает отведенного по плану времени урока?25.Чувствуете ли вы себя после уроков одной смены уставшими настолько, что не в состоянии повторить их в во вторую смену?
№ слайда 10
Описание слайда:
№ слайда 11
Описание слайда:
Модель диктаторская "Монблан" - преподаватель как бы отстранен от обучаемых студентов, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Обучаемые студенты - лишь безликая масса слушателей. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению. Следствие: отсутствие психологического контакта, а отсюда безынициативность и пассивность обучаемых студентов. Модель неконтактная ("Китайская стена") - близка по своему психологическому содержанию к первой. Разница в том, что между преподавателем и обучаемыми существует слабая обратная связь ввиду произвольно или непреднамеренно возведенного барьера общения. В роли такого барьера могут выступить отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятия; непроизвольное подчеркивание преподавателем своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым. Следствие: слабое взаимодействие с обучаемыми студентами, а с их стороны - равнодушное отношение к преподавателю. .
№ слайда 12
Описание слайда:
Модель гиперрефлексная ("Гамлет") - противоположна по психологической канве предыдущей. Преподаватель озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения возводятся им в абсолют, приобретая доминирующее значение для него, он постоянно сомневается в действенности своих аргументов, в правильности поступков, остро реагирует на нюансы психологической атмосферы обучаемых студентов, принимая их на свой счет. Такой преподаватель подобен обнаженном нерву. Следствие: обостренная социально-психологическая чувствительность преподавателя, приводящая к его неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории. В такой модели поведения не исключено, что бразды правления окажутся в руках у студентов, а преподаватель займет ведомую позицию в отношениях. Модель негибкого реагирования ("Робот") - взаимоотношения преподавателя со студентами строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеет место безупречная логика изложения и аргументация фактов, отшлифованы мимика и жесты, но преподаватель не обладает чувством понимания меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психическое состояние студентов, их возрастные и этнические особенности. Идеально спланированное и методически отработанное занятие разбивается о рифы социально-психологической реальности, не достигая своей цели.
№ слайда 13
Описание слайда:
Модель авторитарная ("Я - сам") - учебно-воспитательный процесс целиком фокусируется на преподавателе. Он - главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Односторонняя активность преподавателя подавляет всякую личную инициативу со стороны обучаемых студентов, которые осознают себя лишь в качестве исполнителей, ждут инструкций к действию. До минимума снижается их познавательная и общественная активность. Следствие: воспитывается безынициативность обучаемых, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности. Модель активного взаимодействия ("Союз") - преподаватель постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате группы и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Следствие: возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивная.
№ слайда 14
Описание слайда:
Модель дифференцированного внимания ("Локатор") - основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Преподаватель ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим, на талантливых или же, напротив, слабых, на лидеров или аутсайдеров. В общении он как бы ставит их в положение своеобразных индикаторов, по которым ориентируется на настроение коллектива, концентрирует на них свое внимание. Одной из причин такой модели общения на занятиях может явиться неумение сочетать индивидуализацию обучения студентов с фронтальным подходом. Следствие: нарушается целостность акта взаимодействия в системе преподаватель- коллектив учащихся, она подменяется фрагментарностью ситуативны
№ слайда 15
Описание слайда:
Модель гипорефлексная ("Тетерев") - заключается в том, что преподаватель в общении как бы замкнут на себя: его речь большей частью как бы монологична. Разговаривая, он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. В диалоге оппоненту бесполезно пытаться вставить реплику, она просто не будет воспринята. Даже в совместной трудовой деятельности такой преподаватель поглощен своими идеями и проявляет эмоциональную глухоту к окружающим. Следствие: практически отсутствует взаимодействие между обучаемыми и обучающим, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума. Стороны процесса общения существенно изолированы друг от друга, учебно-воспитательное воздействие представлено формально.
Описание слайда:
В психологии такое понятие как взаимодействие раскрывается, как действия людей, направленные друг на друга. Такие действия могут рассматриваться как совокупность некоторых поступков направленных на достижение своих целей, решение практических задач и реализацию ценностных ориентиров.
Основные типы взаимодействия людей
Выделяются различные типы взаимодействия в зависимости от вызвавшей его ситуации. Именно это и послужило поводом к возникновению их различных классификаций.
Наиболее распространённой является классификация, основанная на результативной направленности.
Типы взаимодействия в процессе общения
- Кооперация - это такое взаимодействие, при котором его участники достигают взаимного соглашения о том, как необходимо действовать для достижения общих целей и стараются не нарушать его, пока совпадают сферы их интересов.
- Конкуренция - это взаимодействие, которое характеризуется достижением своих личных или общественных целей и интересов в условиях противостояния интересов между людьми.
Типы межличностного взаимодействия зачастую определяют характер взаимоотношений между людьми. В основу деления на типы, можно положить намерения и действия людей, которые указывают на то, как каждый из участников взаимодействия понимает смысл происходящего. В таком случае выделяют ещё 3 типа.
Типы и виды взаимодействия
- Дополнительное. Такое взаимодействие, при котором партнеры спокойно и объективно относятся к позиции друг друга.
- Пересекающееся. Взаимодействие, во время которого участники, с одной стороны, демонстрируют нежелание понимать позицию и мнение других партнёров по взаимодействию. При этом с другой стороны активно проявляют свои собственные намерения по этому поводу.
- Скрытое взаимодействие. Такой тип включает в себя сразу два уровня: внешний, выраженный словестным образом, и скрытый, проявляющийся в помыслах человека. Оно предполагает либо очень хорошее знание участника взаимодействия, либо вашу восприимчивость к невербальным средствам общения. К ним можно отнести тон голоса, интонацию, мимику и жесты, в общем, всё то, что может придать разговору скрытый смысл.
Стили и типы взаимодействия их особенности
- Сотрудничество. Оно направленно на полное удовлетворение партнёрами по взаимодействию своих потребностей и стремлений. Здесь реализуется один из мотивов приведённых выше: кооперация, либо конкуренция.
- Противодействие. Такой стиль предполагает ориентацию на свои цели, без учета при этом каких- либо интересов другой участвующей стороны. Проявляется принцип индивидуализма.
- Компромисс. Реализуется в частичном достижении целей и интересов обеих сторон.
- Уступчивость. Предполагает принесение в жертву собственных интересов для достижения целей партнера или же отказ от мелких потребностей для достижения какой-либо более значимой цели.
- Избегание. Такой стиль представляет собой уход или избегание контакта. При этом возможна потеря собственных целей для исключения выигрыша.
Иногда деятельность и общение рассматриваются как две составляющие социального бытия общества. В других случаях общение обозначается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность и является её частью. Сама же деятельность представляется нам в виде условия и основания общения. Более того в психологии понятие «взаимодействие» «общение» находятся на том же уровне что и «личность» « деятельность» и являются основополагающими.
Типы взаимодействия в психологии играют огромную роль не только при межличностной коммуникации, но и в процессе развития человека и как следствие, общества в целом. Без общения человеческое общество не смогло бы полноценно функционировать, и мы бы никогда не достигли таких высот социально- экономического развития как сейчас.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
Реферат по психологии общения
ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА
группы 4пс-22
Сапожникова Е. С.
Проверил: к. п. н., доцент
Хромов В. В.
ЧЕРЕПОВЕЦ
Введение
Общее понятие о конфликте
Стили конфликтного взаимодействия
Заключение
Введение.
Ни одна сфера жизни человека не свободна от конфликтов. Конфликт - это
столкновения, серьезные разногласия, во время которых человека обуревают
неприятные чувства или переживания. Конфликты неистребимы, они появляются
при любых жизненных обстоятельствах и сопровождают нас от рождения до самой
Конфликты бывают внешними (конфликт с другими людьми) и внутренними
(конфликт с самим собой). При внутренних конфликтах внешнего оппонента нет.
Однако это не значит, что внутренние конфликты - пустяк или что они не
важны для принятия решений. Внутренние конфликты определяют нашу систему
ценностей, нередко вердикт «верно» или «неверно» является результатом
внутреннего конфликта. Эти конфликты - основа этики и морали. Если бы люди
в тех или иных ситуациях не ощущали внутреннего конфликта, они никогда не
задумывались бы о вопросах нравственности. Понятию «внутренний конфликт»
очень близко понятие «совесть».
Не говоря уже о том, что большинству людей никакого удовольствия конфликты
не доставляют, современные ученые-медики отмечают губительные последствия
стрессов, причиной большинства которых является конфликт. Улаживать
конфликты - это решать человеческие проблемы. Уладить конфликт означает
пытались бы улаживать конфликты.
Конечно, признанный, серьезный, глубоко переживаемый конфликт берет свое,
но, если есть намерение его уладить, вероятность того, что удастся
велика. Очень важно, чтобы стороны объективно оценили друг друга и
предприняли возможные усилия для признания ценности и важности своих
взаимоотношений, даже при их нынешнем конфликте. Этот шаг одинаково
пригоден для споров между учителем и учеником, матерью и детьми, между
мужем и женой.
Общее понятие о конфликте
Недостатка в различных определениях конфликта нет. Мы приведем
несколько из них, каждое из которых раскрывает и подчеркивает ту или иную
сторону этого динамического группового процесса:
* Конфликт обычно рассматривается как состояние несогласия по поводу
возможности распоряжаться ограниченными ресурсами;
* Конфликт - это такое состояние отношений между людьми, когда по крайней
мере один из них сердит, раздражен, враждебен по отношению к другому,
критикует его действия, что ведет к остановке продуктивной работы и
нарушению морального равновесия;
* Конфликт - функция степени или количества взаимозависимости и
взаимодействия между людьми: чем больше наша зависимость от других или чем
больше мы от них ожидаем, тем больше вероятность конфликта и того, что он
будет сильным;
* Конфликт - интерактивное состояние, проявляющееся в несогласии,
различиях или несовместимости внутри или между социальными единицами:
индивидуальностями, группами, организациями и т.д. Конфликт возникает на
разных интра- и интер- персональных уровнях:
а) интраиндивидуальный конфликт возникает, когда человек должен выполнить
определенные действия, роли, которые не соответствуют
его умениям, интересам, целям или ценностям;
б) интрагрупповой конфликт относится к конфликту между членами группы;
в) интергрупповой конфликт - конфликт между представителями двух или более
Несмотря на многозначность, термин "конфликт" имеет вполне
определенный смысл, так или иначе проявляющийся во многих определениях. Во-
первых, конфликт должен восприниматься его участниками. Многие ситуации,
которые могли быть расценены, как конфликтные, на самом деле не являются
таковыми, т.к. люди, вовлеченные в них, не воспринимают свои
взаимоотношения как конфликтные. Во-вторых, для возникновения конфликта
необходимы противоречия в мотивах, интересах, ценностях, позициях, по
крайней мере, двух сторон. Исключением, как может показаться, является
внутриличностный конфликт, однако и здесь имеют место расхождения между
реальной и желаемой для индивидуальности ситуацией.
В-третьих, конфликт - это всегда борьба за обладание ресурсами - деньгами,
работой, престижем, властью, временем - которые ограничены, которые
приходиться распределять между сторонами, заинтересованными в их получении.
Основное различие между определениями конфликта касается в
большинстве случаев двух пунктов. Конфликт может рассматриваться или как
преднамеренное противопоставление интересов сторон, или как результат
стечения обстоятельств. С другой стороны, несовпадение точек зрения
касается того, является ли открытое противоборство обязательным критерием
наличия конфликта или он может протекать в скрытой форме.
Стили конфликтного взаимодействия.
используется два измерения. Напористость т.е. степень ориентации на
собственные интересы и кооперативность, т.е. степень ориентации на интересы
противоположной стороны, вовлеченной в конфликт. Соответственно выделяются
пять ориентаций поведения: конфронтация, сотрудничество, избегание,
приспособление и компромисс.
Конфронтация.
Тактика конфронтации заключается в активном и упорном противостоянии своим
противникам, несмотря на их попытки достичь компромисса или пойти на
примирение. Она предполагает:
Настаивание на своей позиции, точке зрения без чёткого их обозначения;
Несдержанность, раздражительность, когда партнёр пытается
противопоставить своё мнение, позицию, мнению или позиции данного
субъекта;
Слабая изменчивость целейдаже при высокой динамичности и изменчивости
ситуациии взаимодействия;
Общий консерватизм интересов;
Нетерпимость к чужому мнению и чужой воле;
Краткосрочность этапа конфликтной ситуации, использование
незначительных поводов для перевода её на стадию инцидента;
Затяжной характер инцидентов, их острота и эмоциональная насыщенность;
Оценка своих партнёров по взаимодействию как лиц, имеющих
предубеждения против них.
Основными задачами, решаемыми в ходе конфликта при использовании техники
конфронтации, являются следующие:
Отстаивание своих интересов или интересов третьих лиц,
правдоискательство;
Стремление переубедить, навязать своё мнение, решение, точку зрения;
Попытки принизить своих противников, доказать неправомерность их
Люди, придерживающиеся этой тактики, полагают, что есть «их точка зрения» и
неправильная. Для них не имеет значения количество их сторонников и
противников: даже оставшись в одиночестве, они отстаивают свои позиции.
Эта тактика чревата непримиримой враждой, особенно если её придерживаются
обе стороны. Часто её выбирают подростки.
Например, представим себе следующую ситуацию. Дима и Серёжа – братья-
погодки, им 17 и 16 лет. Мать, уходя на работу, поручила им пропылесосить в
комнатах. Как только за ней захлопнулась дверь, Дима стал натягивать
ботинки. Серёжа же достал пылесос:
Э, ты куда так разбежался? Одна комната моя, другая – твоя!
Отвали, пацан.
Не, Димон, серьёзно, это не дело! Я за тебя убираться не буду!
Ага, ещё как будешь! Вот скажу матери, что покуриваешь, так полгода
пылесосить будешь. Без выходных!
Сергей рассерженно молчит. Дима улыбается напоследок:
Чао, братик! У меня почище уберись!
Наиболее ярко можно это проиллюстрировать на примере конфликта подростка с
родителем. Когда мне было 14, моим конфликтам с мамой не было конца. Каждое
утро начиналось с крика:
Елена! Ты что на себя нацепила??? На улице холодина, а она в
капроночках!
Ну и что.
Что? Ты понимаешь, что ты простудишься! Что у тебя слабое здоровье!
Ну и наплевать! Моё здоровье!
Да? А потом будешь ходить меня заражать? Спасибо!
Я буду носить, что хочу! Я уже не маленькая! Не смей мне указывать!
Не смей мне хамить!!!
Вечером мы не разговаривали.
Конфронтация приемлема, когда:
* необходимы быстрые решительные действия
*необходимо принять непопулярное решение по важным вопросам
*есть уверенность в правильности выбранного важного решения
*люди манипулятивно используют преимущества собственной позиции
Сотрудничество.
Тактика сотрудничества представляет собой стремление разрешить противоречие
посредством активного взаимодействия со своим партнёром. Её использование
резко повышает вероятность позитивного исхода конфликта. Таким образом, не
только устраняется причина недовольства, напряжённости, но и достигается
большее взаимопонимание, доверие, уважение.
Отличительные признаки сотрудничества:
Уважительное отношение к партнёру, готовность выслушать и понять их
чувства и желания;
Оценка своей позиции в качестве важной, но не единственно возможной;
Стремление регулировать своё поведение в сторону большей корректности;
Забота о сохранении отношений, несмотря на имеющиеся разногласия;
Акцентирование внимания на этапе разрешения конфликта;
Готовность принести извинения;
Стремление действовать разумно и осознанно;
Поэтапность, последовательность в достижении целей.
Из всех стилей сотрудничество наиболее универсально. Оно подходит как для
одноуровневого (горизонтального) общения, так и для разрешения конфликтов в
вертикальных структурах (между руководителями и подчинёнными, учащимися и
педагогами), однако её использованию может противостоять ряд личностных
качеств и установок (высокомерие и самомнение, подозрительность, установка
на лидерство). Личностная зрелость, уважительное отношение к людям,
ответственность способствуют применению этого стиля на практике.
Приведём пример. Конфликт произошёл между руководителем частного
предприятия и одним из его подчинённых по поводу задержки отчёта последним.
Давайте послушаем их:
Итак, Иван Петрович, потрудитесь объяснить причину задержки отчёта. Я
Вас предупреждал уже десять раз о том, что он необходим мне именно
сегодня в десять!
Лев Карлович, позвольте, но…
Я позволю Вам лишиться премии! И работы, если это будет повторяться!
Прошу Вас, выслушайте меня.
- …Хорошо.
Лев Карлович. Вы, конечно, в курсе, что мы живём в век компьютерных
технологий.
И что я неоднократно обращался к Вам с жалобами на наше программное
обеспечение.
Так вот. В офисный компьютер проник неизвестный вирус, который
уничтожил все мои файлы, включая отчет.
М-да… Почему вовремя не сообщили? Впрочем, Вы правы… Я разберусь. Что
за вирус?
- «Бяша»… Там… Овца бегает… и, простите, гадит на файлы.
ХА-ХА-ХА!
Нужно признать, что Иван Петрович с честью вышел из конфликтной ситуации,
заключив с шефом договорённость о том, что впредь будет своевременно
извещать его о неполадках.
Сотрудничество приемлемо, когда:
*необходимо найти решение проблемы, и при этом разные позиции настолько
важны, что компромисс недопустим
*нужно полностью использовать весь творческий потенциал сотрудников
*необходимо обеспечить приверженность какой-либо общей цели
*нужно преодолеть негативные эмоции, возникшее в опыте общения
Компромисс.
Этот стиль заключается в стремлении преодолеть противоречие за счёт
частичных уступок одной стороны в ответ на взаимные уступки другой.
Поведение людей, прибегающих к его помощи, характеризуется такими
особенностями:
Осмысленностью шагов, предпринимаемых на протяжении исхода конфликта;
Готовностью много раз менять решение, если другая сторона не
соглашается с ним;
Заботой о том, чтобы уступки каждой стороны были равноценны;
Призванием посредников;
Применением убеждения ради нахождения точек общего решения, выработки
единой позиции;
Готовностью выслушать претензии противоположной стороны;
Заботой о сохранности взаимоотношений с партнёром в дальнейшем.
Компромисс не снимает напряжённости до конца, т. к. исходное противоречие
сохраняется, но создаётся возможность для урегулирования отношений в
дальнейшем. Особенно эффективен при разрешении сложных социальных
конфликтов. Значительно реже используется в межличностной сфере и
практически никогда детьми.
Компромисс можно проиллюстрировать на примере знаменитого судебного
процесса в США, когда ассоциация инвалидов по зрению (слепые) предъявили
иск по поводу того, что их права ущемляются в пользу инвалидов, прикованных
к коляске. И ущемляются следующим образом: на тротуарах улиц славной
Америки обязательно делают спуски, для того, чтобы не приходилось с
инвалидной коляской прыгать с бордюра. А для слепых, между прочим, этот
бордюр – главный ориентир при переходе через улицу. А когда слепой двигает
палочкой перед собой, палочка о бордюр не ударяется и слепой думает, что
там прямая дорожка. (Или яма. Или кому что покажется.) Дело разбирали очень
долго, очень долго посредники-адвокаты искали компромисс, чтобы не ущемлять
права ни тех, ни других граждан свободной страны. И нашли его – теперь на
этих скатах делают специальные насечки, чтобы палочкой можно было об них
удариться и понять, что это такое. (Только теперь, говорят, инвалидов на
колясках на этих скатах трясти стало…)
Компромисс приемлем, когда
*цели важны, но все же не стоят того, чтобы прибегать к жестким мерам для
их достижения
*оппоненты имеют одинаковую силу, но стремятся достичь важных целей
*придти к временному соглашению по важным вопросам
*принят приемлемое решение при недостатке времени
*когда нужно сделать “шаг назад”, если сотрудничество и конкуренция не
помогают достичь целей
Приспособление.
Приспособление предполагает, что одна из конфликтующих сторон целиком
оказывается зависима от другой. Ради сохранения уже сложившихся отношений
человек готов жертвовать своими интересами, замалчивать существующие
проблемы, постоянно идти на уступки. Доминирование стиля приспособления
приводит к тому, что человек позволяет другим «ездить на себе».
Конфликты с использованием этого стиля могут характеризоваться:
Низкой динамичностью;
Отсутствием внешнего противоборства, попыток защитить свои интересы;
Установкой на безоговорочное признание вины;
Страх потерять расположение, любовь, дружбу;
Социальная или экономическая зависимость;
Использование приёмов шантажа со стороны одного партнёра и боязнь быть
разоблачённым со стороны другого.
Рассмотрим этот стиль на примере молодой пары: Илья (19 лет) и Лика (16
лет.) Они не женаты. Илья очень долго добивался Ликиного расположения и,
наконец, достигнув цели, был очень счастлив. Целые четыре дня. Потом Лика
начала капризничать, привередничать и посматривать на других молодых людей.
Лика, давай побудем сегодня вдвоём.
Не хочу. Хочу с ребятами на пикник.
Пожалуйста, перестань капризничать.
Я вообще могу уйти. Меня Славка на пикник отвезёт.
Какой Славка?
Как ты со мной обращаешься?
Как хочу. Не нравится – гуд бай!
Ладно… Едем на твой пикник.
Приспособление приемлемо, когда
*есть необходимость прислушаться к иной точке зрения, показать гибкость
*предмет разногласий важнее для других
*надо завоевать доверие и обеспечить прочную позицию на будущее
*целесообразно минимизировать потери при слабой позиции
*важны гармония и стабильность отношений
Избегание, или уход.
Об избегании можно говорить в том случае, если человек старательно
уклоняется от всякого обострения отношений, споров, меняя при этом
обсуждаемую тему или удаляясь из ситуации. Он не поддаётся ни на какие
провокации и проявляет изобретательность в разрядке напряжённых отношений.
Таким образом, проблема остаётся неразрешённой, остаётся вероятность
возобновления конфликта.
Уход предполагает наличие:
Несовпадающих взглядов и стремлений участников, их разный
эмоциональный настрой;
Противоположности интересов и целей;
Действий, направленных на быстрое свёртывание конфликта;
Стремление к разрядке напряжённости;
Слабой эмоциональной вовлечённости в проблему одной из сторон.
Пример. Мать и сын завтракают. Мать:
Алёша, я вот вчера в окно опять видела, что ты с сигаретой шёл… Ну ты
же обещал бросить!
Ма, не сейчас, ладно?
Ну а когда я ещё тебя увижу? Всё гуляешь. Ты мне три месяца назад
обещал, что бросишь.
Да брошу, брошу. Всё.
Да, наобещаешь опять, а чуть за порог – и задымишь.
Сын (тихо):
Блин, что за привычка с утра по ушам ездить?
Я говорю, пока, мам, я в институт!
Избегание приемлемо, когда
*предмет разногласий несущественен. и есть другие более важные дела
*отсутствует возможность удовлетворить собственные интересы
*вероятность разрушить отношения больше, чем улучшить их
*надо дать людям успокоиться, отойти от переживаний
*другие могут решить конфликт более эффективно
*перед принятием конкретных действий необходимо собрать информацию
Заключение.
Итак, мы рассмотрели пять стилей взаимодействия в конфликте. Каждый человек
использует различные стили, что не исключает наличия излюбленных,
предпочитаемых, доминирующих. Знание особенностей каждого из них позволяет
сделать правильный выбор, подняться над ситуацией и управлять ею.
Список используемой литературы
1. Аграшенков А. В. Психология на каждый день. Советы,
2. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. – Новосибирск:
Наука. Сиб. отд-ние, 1989.
3. Корнеева Е.Н. Если в семье конфликт… - Ярославль: Академия
развития: Академия Холдинг, 2001.
4. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону.
Издательство «Феникс», 1996.
Современное общество не может нормально функционировать без взаимодействия людей друг с другом. Каждая личность индивидуальна, но, несомненно, считается, что под разные ситуации она должна подстроиться. Это позволяет человеку найти работу, партнера, поехать в путешествие. Манера общения и поведения человека формируется всю его жизнь. Они могут меняться, дополняться другими приемами, а какой-либо один вид может быть утрачен. Факторы и причины бывают самыми разными. Цель одна: достичь результата. За счет общения человек способен достичь многого, нужно лишь правильно подобрать стиль общения и поведения.
Стили общения
Стиль общения характеризуется привычной устойчивой связью между способами и методами общения и целями, которыми оно преследует. То есть это какие-то особенности взаимодействия между людьми. Человек ищет новую работу, пришел на собеседование - тут он использует один стиль общения, при взаимодействии с коллегами – другой, в семье и в общении с родственниками – третий. Под каждую конкретную ситуацию выбираются разные стили общения. Какие бы действия ни предпринимались, слова человека всегда будут основой общения.
Стили общения с точки зрения психологии
Психология всегда занималась проблемами взаимодействия людей между собой. По мнению психологов, стиль общения обусловлен возможностью человека выбирать те или иные средства поведения в определенной ситуации. Они разделили стили общения на три категории:
- гибкий;
- ригидный;
- переходный.
При гибком стиле человек хорошо ориентируется в обществе, он может адекватно расценить, кто перед ним, быстро понять, о чем идет речь и даже догадаться об эмоциональном состоянии собеседника. При ригидном стиле человек не может быстро проанализировать не только свое поведение, но и поведение собеседника. Он плохо владеет собой и не всегда может выбрать подходящий способ поведения и общения. При переходном стиле у человека присутствуют признаки из двух вышеназванных стилей. Он не до конца понимает, что происходит вокруг него, с кем общается и какой способ взаимодействия лучше выбрать.
Изучение стилей общения
При изучении приемов коммуникации нужно знать, что стиль общения сам по себе и стиль общения в какой-либо ситуации – это разные понятия. Если не учесть особенности характера человека и характеристику ситуации, в которой он оказался, то объяснение будет просто бессмысленным. Есть большое количество методов изучения стилей общения. К примеру, А.В. Петровский создал систему педагогического взаимодействия, состоящую из двух компонентов. Она была названа стилем педагогического общения.
В 1938 году впервые было уделено внимание стилям общения. Немецкий психолог Курт Левин провел исследование и вывел классификацию отношений между людьми, которые управляют, и людьми, которые вынуждены подчиняться. Впоследствии она стала общепринятой и действует до сих пор. Его стили педагогического общения включают в себя:
- авторитарный;
- демократический;
- либеральный.
Характеристика стилей педагогического общения
Стили педагогического общения были определены как эмоциональные приемы и действия педагога по отношению к ученику. Поведение учителя обусловлено его пониманием цели, которую он преследует, обучая ребенка. Чаще всего это не что иное, как обучение ребенка основам своего предмета, передача умений и навыков, которые понадобятся ученику для выполнения задания, или которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. При этом, преподавателем также учитываются стили общения ребенка. С детьми общение происходит совсем не так, как со взрослыми. Учителю нужно немного больше времени, сил и внимания на то, чтобы объяснить ребенку материал. Само же общение происходит путем указаний, объяснений, вопросов, замечаний и даже запретов.
Авторитарный стиль общения
Авторитарный стиль общения подразумевает то, что учитель оставляет за собой право решать вопросы самостоятельно. Они могут касаться отношений между учениками, активности в классе или касаться каждого ученика лично. Как правило, такой режим включает в себя одновременно диктаторство и заботу о подчиненных. С такими преподавателями ученики редко могут раскрыться полностью и показать свои возможности. Инициатива может стать причиной конфликта между преподавателем и учеником. Убеждение преподавателя в том, что только его мышление правильное, а все остальное ложно не позволяет обеим сторонам продуктивно взаимодействовать. Ответ ребенка не может быть адекватно оценен, потому что учитель попросту не понимает ученика и основывается только лишь на показателях успеваемости. Плохие поступки его в глазах преподавателя обязательно выходят на передний план, при этом мотивы его поведения не берутся во внимание.
Демократический стиль общения
Демократический стиль общения считается самым лучшим, ведь преподаватель стремится помочь ученику, задействовать все его силы и возможности, активировать роль ребенка в жизни класса. Взаимодействие и сотрудничество – вот основные цели этого стиля. Учитель оценивает, в первую очередь, хорошие поступки ученика, хорошо к нему относится, понимает его и поддерживает. Если преподаватель видит, что ребенок не успевает усваивать информацию или что-то не понимает, то он обязательно замедлит темп и разъяснит материал тщательнее, разложит все по полочкам. Преподаватель адекватно оценивает возможности подопечного и может прогнозировать направление его развития. Он учитывает интересы и пожелания своих учеников. Некоторые методы обучения и общения с учениками учителя демократического стиля немного уступают методам авторитарного стиля своих коллег, но «климат» в классе у первых все же лучше. Дети чувствуют себя гораздо свободнее.
Либеральный стиль общения
Способы обучения преподавателя либерального стиля отличаются от способов, включенных в другие стили общения педагога. Он стремится снизить все шансы принимать какое-либо участие в жизнедеятельность класса, не желает нести за учеников ответственность. Учитель ограничивается выполнением исключительно своих педагогических функций. Те стили общения учителя, что он совмещает в своей работе, влекут за собой плохую успеваемость. Он с долей равнодушия относится к проблемам как школы, так и детей, в результате чего ему очень сложно контролировать учеников.
Характеристика стилей делового общения
Стили делового общения подразумевают под собой какие-либо действия или способы общения, нацеленные на достижение какого-либо результата. При этом основной задачей участвующих в беседе становится подкрепление представления о себе как о члене команды или общества в целом. Участвующий как бы надевает свою праздничную маску и на некоторое время становится другим человеком. Этот своеобразный ритуал, с одной стороны, иногда кажется бессмысленным и скучным, а с другой - это игра, правила которой человек заранее знает и должен им следовать.
Ритуальный стиль общения
Стили делового общения наподобие ритуального часто используются в компаниях, члены которых уже давно друг друга знают. И вот они встречаются, проводят вместе некоторое время и кажется, что по прошествии этих лет обсуждаемые в этих компаниях темы совершенно не меняются. Иногда даже можно предсказать, что скажет тот или иной участник беседы, но, тем не менее, всех все устраивает и по прошествии дня некоторые даже ощущают удовлетворение от поведенного времени. Подобный стиль общения считается типичным случаем ритуального стиля, где на передний план выходит качество общение, а не его содержание. Таким образом, происходит то самое подкрепление представления о себе как о члене команды, где каждый занимает какое-то место, каждый важен. Важны его мнения, ценности, мировоззрение.
Случаи, когда человек, который на вопрос: «Как дела?» всегда отвечает однозначное: «Нормально», а теперь вдруг начинает рассказывать подробную историю о своей жизни, семье, детях и работе, называются выходом за рамки ритуала. Такое нетипичное поведение человека, реакцию которого всегда можно было угадать, нарушает представление о ритуале, ведь главное - это носить маску, будь то социальные отношения или межличностные.
Манипулятивный стиль общения
При таком стиле общения человек воспринимается другим как средство достижения цели. Как правило, собеседник старается показать самые лучшие стороны его цели, чтобы тот помог ее достичь. Несмотря на то, что у обоих участников разговора разные представления о составляющей этой цели, победит тот, кто более искусно владеет методами манипуляции. В таких случаях собеседник знает о причинах поведения партнера, о его стремлениях, желаниях и может повернуть развитие событий в нужное ему русло. Манипуляция – это необязательно плохой метод. Многие цели достигаются именно таким путем. Иногда, чтобы убедить человека сделать что-то, заставить его действовать, необходимо прибегнуть к манипулятивному стилю общения.
Это можно сравнить с методом общения руководителя среднего звена. Со своим начальством он говорит одним тоном, а вот с подчиненными - совсем другим. Иногда это неприятно, но по-другому нельзя.
Существуют случаи, когда весь стиль общения человека сводится к манипуляции. Из-за слишком частого использования этого метода на человеке, постоянного его убеждения и подталкивания, последний может считать манипуляцию единственно правильным выходом из положения.
Гуманистический стиль общения
При гуманистическом стиле общения речь идет о межличностных отношениях, в которых человек хочет, чтобы его поняли, поддержали, дали совет, чтобы ему сопереживали. Изначально такой тип общения не подразумевает никакой цели, ситуация складывается из происходящих событий. Такой стиль общения можно назвать наиболее искренним из всех существующих, где те самые события носят интимный, исповедальный характер. Основным методом, который здесь работает, является внушение, причем обоюдное. Каждый партнер внушает другому, что он достоин доверия, что один готов выслушать, а другой - рассказать, что его тревожит.
Подобное общение может происходить не только между близкими и родными людьми. К примеру, человек за несколько десятков минут может узнать собеседника, который едет с ним в автобусе на соседнем сидении или многое рассказать ему о себе, но совершенно не знает человека, с которым работает вот уже несколько лет. Разговор с попутчиком приводит к некоторым откровениям о себе, заставляет людей почувствовать друг друга, посопереживать. Но разговор с коллегой преследует совершенно другие цели.