Доступ к персональным данным законодательство. Права работника: что нужно знать о доступе к персональным данным? Что нужно указать в согласии
В нашей ситуации возник серьезный спор между специалистом кадровой службы и гл. бухгалтером.Спор заключается в следующем - специалист кадровой службы при приеме на работу сотрудника берет скан копии личных документов, заносит личные данные в учетную систему. Гл. бухгалтеру необходимы эти данные для оформления электронной подписи сотрудника. Специалист кадровой службы отказывается предоставить гл. бухгалеру как скан. копии личных документов, так и данные из учетной системы в электронном виде, утверждает, что передача скан копий кадровых документов сотрудников в бухгалтерию напрямую не возможна. Только сам сотрудник может прислать в бухгалтерию сканы своих документов по запросу от бухгалтерии. Обоснован ли данный подход кадровика? В ст 86 ТК напрямую об этом напрямую неговориться.Есть ли арбитражная практика по этому вопросу?Как можно обосновать, что сотрудник не обязан дважды предоставлять одному работодателю личные документы?
Судебная практика по этому вопросу не сложилась. Однако учитывать надо следующее. Как кадровик, так и бухгалтер являются представителями работодателя. То есть ни кадровик, ни бухгалтер не действуют от своего лица, они действуют от лица работодателя.
Работник передает документы не кадровику как физическому лицу, а работодателю через его представителя. Статус кадровика и бухгалтера в этом случае равнозначен. Работодатель имеет право обрабатывать персональные данные работника, о чем сказано в ст. 86 ТК РФ. Поэтому обрабатывать данные может как кадровик, так и бухгалтер.
Обоснование
(Цветом выделена информация, которая поможет Вам принять правильное решение)
Нины Ковязиной, заместителя директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России
Можно ли не работающим в службе персонала сотрудникам предоставить право доступа к персональным данным других сотрудников
Да, можно, если доступ к таким сведениям необходим сотрудникам для выполнения определенных трудовых функций.
Доступ к персональным данным сотрудников могут иметь только специально уполномоченные лица, которым такой доступ необходим для выполнения конкретных функций. Об этом говорится в статье 88 Трудового кодекса РФ.
Как правило, доступ к персональным данным сотрудников в силу специфики деятельности должны иметь:
сотрудники службы персонала;
сотрудники бухгалтерии;
генеральный директор и при необходимости его заместители;
руководители подразделений и непосредственные руководители.
При этом каждой из указанных категорий сотрудников устанавливается свой уровень доступа. Так, например, сотрудникам бухгалтерии может быть предоставлен доступ в части адресных данных сотрудников и их семейного положения, руководителям подразделений – в части персональных сведений исключительно по своим подчиненным.
Уровни доступа тех или иных лиц, а также конкретный порядок передачи персональных данных сотрудников внутри организации должен быть прописан в ее локальных документах, например в Положении о защите персональных данных сотрудников (абз. 5 ст. 88 ТК РФ). Уполномоченные лица должны быть ознакомлены с положениями документа и предупреждены о своих правах и обязанностях, а также об ответственности за использование сведений не по назначению (п. 8 ч. 1 ст. 86 ТК РФ)*.
2.Трудовой кодекс РФ
Статья 86. Общие требования при обработке персональных данных работника и гарантии их защиты
В целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина работодатель и его представители при обработке персональных данных работника обязаны соблюдать следующие общие требования:
1) обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, получении образования и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества*;
2) при определении объема и содержания обрабатываемых персональных данных работника работодатель должен руководствоваться Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
3) все персональные данные работника следует получать у него самого. Если персональные данные работника возможно получить только у третьей стороны, то работник должен быть уведомлен об этом заранее и от него должно быть получено письменное согласие. Работодатель должен сообщить работнику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а также о характере подлежащих получению персональных данных и последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение;
4) работодатель не имеет права получать и обрабатывать сведения о работнике, относящиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных к специальным категориям персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами;
5) работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами;
6) при принятии решений, затрагивающих интересы работника, работодатель не имеет права основываться на персональных данных работника, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или электронного получения;
7) защита персональных данных работника от неправомерного их использования или утраты должна быть обеспечена работодателем за счет его средств в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
8) работники и их представители должны быть ознакомлены под роспись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области;
9) работники не должны отказываться от своих прав на сохранение и защиту тайны;
10) работодатели, работники и их представители должны совместно вырабатывать меры защиты персональных данных работников.
- Настоящим Положением определяется порядок обращения с персональными данными работников ООО «Сентябрь» (далее - Общество).
- Цель настоящего Положения - упорядочение обращения с персональными данными работников Общества, а именно соблюдение законных прав и интересов Общества и его работников при получении, систематизации, хранении и передаче сведений, составляющих персональные данные.
- Персональные данные работника - любая информация, относящаяся к конкретному работнику и необходимая Обществу в связи с трудовыми отношениями.
- Сведения о персональных данных относятся к категории конфиденциальных и составляют охраняемую законом тайну Общества. Режим конфиденциальности в отношении персональных данных снимается:
- в случае их обезличивания;
- по истечении 75 лет срока их хранения;
- в других случаях, предусмотренных федеральным законодательством Российской Федерации.
- Термины и основные понятия
- В настоящем Положении используются следующие основные термины и понятия:
- персональные данные - любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
- обработка персональных данных работника - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
- распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных работников неопределенному кругу лиц;
- предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных работников определенному лицу или определенному кругу лиц;
- блокирование персональных данных - временное прекращение обработки персональных данных работников (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);
- уничтожение персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных работников и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных работников;
- обезличивание персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному работнику.
- Состав персональных данных работников
- При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- трудовую книжку, за исключением случаев, когда договор заключается впервые, или работник поступает на работу на условиях совместительства, или трудовая книжка у работника отсутствует в связи с ее утратой или по другим причинам;
- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
- документы воинского учета - для лиц, подлежащих воинскому учету;
- документ об образовании и (или) квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
- свидетельство о присвоении ИНН (при его наличии у работника).
- При оформлении работника секретарь заполняет личную карточку работника, в которой отражает следующие данные:
- общие сведения (Ф.И.О., дата рождения, место рождения, гражданство, образование, профессия, стаж работы, состояние в браке, паспортные данные);
- сведения о воинском учете;
- данные о приеме на работу;
- сведения об аттестации;
- сведения о повышении квалификации;
- сведения о профессиональной переподготовке;
- сведения о наградах (поощрениях), почетных званиях;
- сведения об отпусках;
- сведения о социальных гарантиях;
- сведения о месте жительства;
- контактный телефон.
- У секретаря Общества создаются и хранятся следующие документы, содержащие персональные данные работников:
- документы, сопровождающие процессы оформления трудовых отношений с работниками (прием, перевод, увольнение);
- материалы по анкетированию, тестированию, проведению собеседований с кандидатом на должность;
- подлинники и копии приказов по личному составу и основания к ним;
- трудовые книжки работников;
- дела, содержащие материалы аттестаций работников;
- дела, содержащие материалы внутренних расследований;
- экземпляры и копии отчетов, направляемых в государственные органы статистики, налоговые инспекции, вышестоящие органы управления и другие учреждения;
- положения о структурных подразделениях;
- должностные инструкции работников;
- документы планирования, учета, анализа и отчетности по вопросам кадровой работы.
- Обработка персональных данных работников
- Работодатель вправе обрабатывать персональные данные работников только с их письменного согласия.
- Источником информации обо всех персональных данных работника является непосредственно работник. Если персональные данные возможно получить только у третьей стороны, то работник должен быть заранее в письменной форме уведомлен об этом и от него должно быть получено письменное согласие. Работодатель обязан сообщить работнику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а также о последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение.
4.3. Обработка персональных данных работников работодателем без их согласия возможна исключительно в следующих случаях:
- персональные данные являются общедоступными;
- персональные данные относятся к состоянию здоровья работника, и их обработка необходима для защиты его жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц и получение согласия работника невозможно;
- по требованию полномочных государственных органов - в случаях, предусмотренных федеральным законодательством Российской Федерации.
- Работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его расовой, национальной принадлежности, политических взглядах, религиозных и философских убеждениях, состоянии здоровья (за исключением тех сведений, которые относятся к вопросу о возможности выполнения работником трудовой функции), интимной жизни.
- Работники и их представители должны быть ознакомлены под роспись с документами Общества, устанавливающими порядок обработки персональных данных, а также об их правах и обязанностях в этой области.
- Защита персональных данных работника от неправомерного их использования, утраты обеспечивается работодателем за счет его средств в порядке, установленном федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
5. Передача персональных данных
5.1. При передаче персональных данных работника работодатель должен соблюдать следующие требования:
- не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в случаях, установленных федеральным законодательством Российской Федерации;
- не сообщать персональные данные работника в коммерческих целях без его письменного согласия;
- предупредить лиц, получивших персональные данные работника, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требовать от этих лиц подтверждение того, что это правило соблюдено.
5.2. Персональные данные работников обрабатываются и хранятся у секретаря Общества.
5.3. При получении персональных данных не от работника (за исключением случаев, если персональные данные являются общедоступными) работодатель до начала обработки таких персональных данных обязан предоставить работнику следующую информацию:
- наименование (фамилия, имя, отчество) и адрес оператора или его представителя;
- цель обработки персональных данных и ее правовое основание;
- предполагаемые пользователи персональных данных;
- установленные федеральными законами права субъекта персональных данных.
6. Доступ к персональным данным работников
6.1. Право доступа к персональным данным работников имеют:
- руководитель Общества;
- секретарь
- главный бухгалтер;
- руководители структурных подразделений по направлению деятельности (относительно только работников своего подразделения).
6.2. Работник Общества имеет право:
6.2.1. Получать доступ к своим персональным данным и осуществлять ознакомление с ними, включая право на безвозмездное получение копии любой записи, содержащей его персональные данные.
6.2.2. Требовать от работодателя уточнения, исключения или исправления неполных, неверных, устаревших, недостоверных, незаконно полученных или не являющихся необходимыми для работодателя персональных данных.
6.2.3. Получать от работодателя:
- сведения о лицах, которые имеют доступ к персональным данным или которым может быть предоставлен такой доступ;
- перечень обрабатываемых персональных данных и источник их получения;
- сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;
- сведения о том, какие юридические последствия для субъекта персональных данных может повлечь за собой обработка его персональных данных.
6.2.4. Требовать извещения работодателем всех лиц, которым ранее были сообщены неверные или неполные персональные данные, обо всех произведенных в них исключениях, исправлениях или дополнениях.
6.2.5. Обжаловать в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке неправомерные действия или бездействия работодателя при обработке и защите его персональных данных.
7. Ответственность за нарушение норм,
регулирующих обработку персональных данных
7.1. Работники Общества, виновные в нарушении порядка обращения с персональными данными, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.
7.2. Руководитель Общества за нарушение порядка обращения с персональными данными несет административную ответственность согласно ст. 5.27 и 5.39 КоАП РФ, а также возмещает работнику ущерб, причиненный неправомерным использованием информации, содержащей персональные данные об этом работнике.
С положением ознакомлены:
(Личные подписи всех работников предприятия с расшифровкой и указанием даты ознакомления)
Статья 14. Право субъекта персональных данных на доступ к своим персональным данным
Комментарий к статье 14
1. Законодатель, определяя субъекта персональных данных в качестве основного участника правоотношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, концентрирует права последнего в самостоятельной статье.
Условно сформулированные права можно сгруппировать следующим образом:
право на доступ к своим персональным данным;
право на уточнение, блокирование или уничтожение информации;
право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию;
право на получение сведений об операторе;
право на защиту законных интересов.
Ограничение доступа граждан к собственным персональным данным допустимо лишь на основаниях, предусмотренных федеральными законами.
Право субъекта на доступ к персональным данным конкретизирует и развивает применительно к положениям настоящего Закона закрепленное п. 2 ст. 24 Конституции РФ, а также ст. 8 от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» правомочие, согласно которому органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица, иные субъекты обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Право на уточнение, блокирование или уничтожение информации во многом характерно нормам трудового законодательства, затрагивающего вопросы защиты персональных данных работников, поскольку связано с возможностью заявления в письменной форме о своем несогласии с соответствующим обоснованием такого несогласия.
Право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию. На самом деле граждане не могут не знать, кто и в каких целях использует информацию о них, поскольку без их согласия не может использоваться или передаваться информация. Вместе с тем Закон допускает, что право на доступ к информации о себе может быть ограничено федеральным законом. Это означает, что никаким другим нормативным актом не может быть ограничено данное право.
Право на получение сведений в отношении оператора персональных данных подразумевает не только наименование последнего, место его расположения и способы деятельности, информацию о его руководителях, о режиме работы организации, документах, необходимых при оформлении запроса, а также включает в себя возможность получения полных и достоверных сведений в отношении используемых оператором формах, методах и средствах работы с персональными данными, перечень обрабатываемых персональных данных субъекта, сроки их обработки, в том числе и сроки хранения, сведения о том, какие юридические последствия для субъекта персональных данных может повлечь за собой обработка его персональных данных.
По своему содержанию рассматриваемая статья относится к числу так называемых «комбинированных норм», в которых в определенном соотношении содержатся нормы как материального, так и процессуального (процедурного) права, поскольку последние определяют общий порядок восстановления нарушенных прав.
2. Настоящий Закон не предусматривает, в какой именно форме предоставляются субъекту его персональные данные. Вместе с тем вид представления персональных данных имеет принципиальное значение, т.к. одни и те же данные могут гласно и открыто для гражданина обрабатываться в одном формате (имеется в виду способ обработки данных) и в то же время оператор или любое другое лицо может негласно обрабатывать те же данные в другом формате, что может повлечь значительное ущемление самых разных прав граждан в самых разных отраслях права (от кредитных, жилищных или трудовых до брачно-семейных). Кроме того, конкретизация формы предоставления персональных данных позволяет определить соответствие целей их обработки заявленным целям деятельности оператора.
По замыслу законодателя, оператор при обращении либо при получении запроса субъекта персональных данных должен в доступной форме предоставить субъекту сведения о наличии этих данных, не содержащих при этом персональных данных, относящихся к другим субъектам, равно как и исключающих возможность их идентификации. При этом по смыслу части 4 комментируемой статьи объем предоставляемых персональных данных полностью зависит от их субъекта и определяется последним в подаваемом на имя оператора запросе.
Таким образом, предположительно оператор персональных данных самостоятельно определяет форму предоставления персональных данных, исходя из следующих критериев:
технические возможности, уровень технической оснащенности;
декларируемые цели деятельности и цели и используемые способы обработки персональных данных;
требования защиты конфиденциальной информации иных субъектов персональных данных и используемые методы их реализации;
сроки обработки, хранения персональных данных;
место нахождения субъекта персональных данных и способ их получения.
3. Комментируемый Закон презюмирует, что информация в отношении персональных данных находится в открытом доступе для ее субъектов. В целях ее получения последними необходима совокупность фактических и юридических оснований. К первым относятся наличие персональных данных в ведении оператора и законность их получения.
Юридическим основанием по смыслу настоящего Закона выступает устное или письменное (запрос) обращение субъекта персональных данных (или его законного представителя) о получении доступа к последним.
Подразумевается, что право субъекта персональных данных на доступ к ним может быть реализовано лишь посредством обращения к конкретному оператору, в чьем ведении находятся персональные данные, с требованием об их предоставлении. Вместе с тем законодатель не исключает возможности субъекта персональных данных обращения к иным операторам, которые преследуют аналогичные цели в работе с персональными данными, при условии что федеральным законом или принятым на его основе ведомственным нормативным актом не установлено иное. В таком случае с ведома субъекта персональных данных оператор вправе получить их и предоставить управомоченному лицу в порядке информационного обмена с их обладателем.
Законодатель содержит альтернативу выбора формы обращения субъекта персональных данных об обеспечении доступа к последним. Персональные данные могут быть ему предоставлены в случае:
1) устного обращения в адрес оператора персональных данных, сопровождающегося обязательным предоставлением основного документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных или его законного представителя;
2) предоставления письменного запроса. Последний может быть исполнен как на бумажном, так и на электронном носителе.
Выбор формы обращения зависит от воли субъекта персональных данных. Последняя во многом определяется такими обстоятельствами, как:
сформулированное в запросе требование;
наличие соответствующих возможностей и объем предоставляемых сведений;
использование электронного документа, сила которого подтверждена электронной цифровой подписью при соблюдении требований действующего законодательства.
Естественно, что в условиях динамичного развития техники, средств коммуникативной связи предпочтение будет отдано электронному документу.
4. Законодатель не устанавливает обязательных требований к реквизитам и содержанию запроса. Последний может быть составлен в произвольной форме, с соблюдением при этом основных требований и норм делопроизводства. Запрос оформляется на имя руководителя бюро кредитных историй. Наименование данной должности определяется в соответствии с нормативным актом, предопределяющим внутреннюю структуру, полномочия и порядок деятельности субъекта.
Законодатель подчеркивает, что в обязательном порядке в запросе должны содержаться:
номер основного документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных или его законного представителя;
сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;
собственноручная подпись субъекта персональных данных или его законного представителя.
Действующее законодательство предусматривает, что основными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, признаются:
паспорт;
дипломатический паспорт;
служебный паспорт;
паспорт моряка (удостоверение личности моряка) .
———————————
См.: Закон РФ от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в РФ, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в РФ, являются:
1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
2) разрешение на временное проживание;
3) вид на жительство;
4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства (ст. 10 ФЗ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»);
———————————
СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.
Кроме того, в состав документов, удостоверяющих личность, могут быть включены:
свидетельство о регистрации ходатайства эмигранта о признании его беженцем (для лиц, не обладающих статусом беженца);
вид на жительство;
удостоверение беженца;
временное удостоверение личности гражданина РФ.
Все они в своей основе могут быть расценены как второстепенные документы. Однако это не является препятствием допуска субъекта к персональным данным.
Паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ. Паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ.
Паспорт выдается гражданину РФ по его письменному заявлению, поданному лично или через его законного представителя, органом внутренних дел, Министерством иностранных дел РФ на территории РФ, а также дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ за пределами территории РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом. Гражданину РФ, проживающему за пределами территории РФ, паспорт оформляется и выдается дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ в государстве пребывания указанного гражданина. Министерство иностранных дел РФ может оформить и выдать паспорт гражданину РФ, проживающему на территории РФ, по его письменному заявлению, поданному через организацию, направляющую его за пределы территории РФ и зарегистрированную в Министерстве иностранных дел РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Сведениями о личности граждан, которые вносятся в паспорт, являются: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения (число, месяц, год) и место рождения.
Помимо сведений о личности граждан в паспорте производятся отметки и записи:
о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета — соответствующими органами регистрационного учета;
об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста, — соответствующими военными комиссариатами и органами внутренних дел;
о регистрации и расторжении брака — соответствующими органами записи актов гражданского состояния (далее — загс) и органами внутренних дел;
о детях, не достигших 14-летнего возраста, — органами загс и органами внутренних дел;
о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ, — органами внутренних дел;
о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами РФ, — органами внутренних дел или другими уполномоченными органами.
По желанию гражданина в паспорте также производятся отметки:
о его группе крови и резус-факторе — соответствующими учреждениями здравоохранения;
об идентификационном номере налогоплательщика — соответствующими налоговыми органами.
В паспорте заполняются следующие реквизиты:
об органе внутренних дел, выдавшем паспорт;
о дате выдачи паспорта;
код паспортно-визового подразделения органа внутренних дел, выдавшего паспорт;
личный код гражданина;
личная подпись гражданина;
подпись начальника паспортно-визового подразделения органа внутренних дел, выдавшего паспорт.
Из представленных реквизитов паспорта приоритетное значение при формировании кредитной истории, в силу прямого указания законодателя, будут иметь серия, номер, дата и место выдачи, наименование и код органа, выдавшего паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
Срок действия паспорта гражданина:
от 14 лет — до достижения 20-летнего возраста;
от 20 лет — до достижения 45-летнего возраста;
от 45 лет — бессрочно.
По достижении гражданином (за исключением военнослужащих, проходящих службу по призыву) 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, паспорта выдаются или заменяются по месту их жительства по окончании установленного срока военной службы по призыву. Выдача и замена паспортов производятся органами внутренних дел по месту жительства граждан в порядке, определяемом Министерством внутренних дел РФ. Гражданам, не имеющим места жительства, выдача и замена паспортов производятся органами внутренних дел по месту их пребывания.
Паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина РФ, действителен до замены его в установленные сроки на паспорт гражданина РФ.
Дипломатический паспорт выдается Министерством иностранных дел РФ гражданам РФ, которые в соответствии с Венской конвенцией 1961 г. о дипломатических сношениях и другими международными договорами РФ при выезде за пределы территории РФ для исполнения возложенных на них служебных обязанностей обладают дипломатическим иммунитетом, Президенту РФ, членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ (на срок их полномочий), членам Правительства РФ, судьям Конституционного Суда РФ, судьям Верховного Суда РФ, судьям Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка РФ, а также дипломатическим сотрудникам и дипломатическим курьерам Министерства иностранных дел РФ. Членам семьи (супруге (супругу), несовершеннолетним детям, нетрудоспособным совершеннолетним детям) гражданина РФ, имеющего дипломатический паспорт и командированного за пределы территории РФ в официальное представительство РФ либо в представительство РФ при международной организации за пределами территории РФ, проживающим или следующим совместно с ним, также выдается дипломатический паспорт.
Паспорт моряка (удостоверение личности моряка) является действительным документом для выезда из РФ и въезда в Российскую Федерацию на судне, в судовую роль которого включен владелец паспорта моряка (удостоверения личности моряка). Паспорт моряка (удостоверение личности моряка) оформляется федеральными органами исполнительной власти, к компетенции которых отнесено управление морским и речным транспортом и рыболовством, и выдается гражданину РФ, работающему на российском судне заграничного плавания или командируемому российским судовладельцем для работы на иностранном судне, а также включенным в судовую роль курсантам учебных заведений и командируемым на суда для выполнения служебных заданий работникам предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти по управлению морским и речным транспортом и рыболовством, других федеральных органов исполнительной власти, либо гражданину РФ, являющемуся моряком применительно к Конвенции 1958 г. об удостоверениях личности моряков (Конвенция МОТ № 108).
В паспорте моряка указываются следующие сведения о владельце паспорта:
гражданство;
фамилия, имя, отчество;
дата рождения;
место рождения;
описание личности (рост, цвет глаз, особые приметы);
должность с указанием наименования судна и судовладельца.
Паспорт моряка также содержит:
наименование органа, должность и фамилию лица, выдавшего паспорт;
дату выдачи и срок действия паспорта;
отметки о продлении срока действия паспорта, об изменениях служебного положения его владельца, о выезде его из РФ и въезде в Российскую Федерацию;
личную фотографию и подпись владельца паспорта.
В случае если владелец паспорта моряка является законным представителем (родителем, усыновителем, опекуном или попечителем) ребенка в возрасте 12 — 16 лет и выходит в заграничный рейс вместе с этим ребенком, в паспорте моряка делается соответствующая запись и в специально отведенном месте или в графе «Для отметок» помещается фотография ребенка, заверенная печатью и подписью лица, имеющего право выдачи паспорта моряка. Паспорт моряка выдается на срок до 5 лет. Действие его может быть продлено один раз на срок до 5 лет, по истечении которого паспорт подлежит замене.
Вид на жительство выдается иностранному гражданину (лицу без гражданства), достигшему 14-летнего возраста. Иностранный гражданин (лицо без гражданства), не достигший 14-летнего возраста, вписывается в вид на жительство обоих родителей. Иностранному гражданину (лицу без гражданства), не достигшему 14-летнего возраста и ставшему сиротой, может быть выдан вид на жительство. В документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина (лица без гражданства), делается отметка о выдаче ему вида на жительство. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на срок действия документа, удостоверяющего его личность, но не более чем на 5 лет. Вид на жительство лицу без гражданства выдается на 5 лет.
Разрешение на временное проживание (вид на жительство) содержит следующие сведения: фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дату и место рождения, пол, гражданство иностранного гражданина, номер и дату принятия решения о выдаче разрешения, срок действия разрешения, наименование органа исполнительной власти, выдавшего разрешение.
Вид на жительство выдается иностранному гражданину (лицу без гражданства) территориальным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, по месту проживания (далее именуется — орган внутренних дел) на основании письменного заявления, поданного в орган внутренних дел лично дееспособным иностранным гражданином (лицом без гражданства) не позднее чем за 6 месяцев до истечения срока его временного проживания в РФ. Иностранному гражданину (лицу без гражданства), не достигшему 18-летнего возраста, вид на жительство выдается на основании письменного заявления, поданного в орган внутренних дел одним из родителей или законным представителем.
Удостоверение личности военнослужащего РФ является документом, удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего РФ. Удостоверение содержит следующие сведения о военнослужащем: фамилия, имя, отчество, дата рождения, личный номер, присвоенные воинские звания и занимаемые воинские должности. В бланке удостоверения предусматриваются графы, в которые вносятся сведения о разрешении ношения личного оружия, перерегистрации удостоверения, а также особые отметки (о прохождении дактилоскопической регистрации, группе крови и т.д.).
Удостоверение беженца в РФ выдается лицу, признанному беженцем в РФ в соответствии с Законом РФ «О беженцах».
Срок действия удостоверения — три года.
Срок действия удостоверения может быть продлен на основании соответствующего решения территориального органа по вопросам миграции.
В удостоверение вклеивается черно-белая фотографическая карточка владельца удостоверения, сфотографированного анфас, без головного убора. Фотографическая карточка размером 40 х 50 мм изготавливается на белой матовой бумаге с растушевкой.
В удостоверение вносятся:
дата выдачи и срок действия удостоверения;
орган, выдавший удостоверение;
подпись, фамилия и инициалы руководителя органа, выдавшего удостоверение;
фамилия, имя (имена), отчество владельца удостоверения;
число, месяц, год и место рождения;
гражданство (лицо без гражданства);
документы, на основании которых установлена личность владельца удостоверения;
номер личного дела беженца;
подпись владельца удостоверения (при отсутствии документов, удостоверяющих личность владельца, или в случае его неграмотности проставляется отпечаток большого пальца правой руки);
пол и семейное положение владельца удостоверения;
сведения о несовершеннолетних членах семьи беженца, прибывших с ним;
записи о продлении срока действия удостоверения;
сведения о месте жительства (пребывания).
Удостоверение выдается беженцам, достигшим 18 лет.
Кроме того, в тексте запроса целесообразно отразить основания его подготовки. Запрос подписывается от имени субъекта персональных данных или его законным представителем. В последнем случае должны быть подтверждены законность и обоснованность его действий.
Запрос может быть направлен как в электронном, так и в бумажном документе. При этом независимо от избранной формы его носителя должны быть четко отражены реквизиты, свидетельствующие о дате его подготовки и времени регистрации. Юридическая сила электронного документа должна быть подтверждена электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством РФ или иным аналогом собственноручной подписи его исполнителя.
В таких случаях передача запроса на предоставление доступа к персональным данным должна осуществляться при обязательном соблюдении требований о подтверждении юридической силы документа электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством РФ или иным аналогом собственноручной подписи руководителя либо иного уполномоченного лица бюро кредитных историй. При этом электронный документ с электронной цифровой подписью имеет юридическое значение при осуществлении отношений, указанных в сертификате ключа подписи.
Электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:
сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;
подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе;
электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи (ст. 4 ФЗ от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»).
———————————
СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 127.
Создание ключей электронных цифровых подписей осуществляется для использования в:
информационной системе общего пользования ее участником или по его обращению удостоверяющим центром;
корпоративной информационной системе в порядке, установленном в этой системе.
При создании ключей электронных цифровых подписей для использования в информационной системе общего пользования должны применяться только сертифицированные средства электронной цифровой подписи. Возмещение убытков, причиненных в связи с созданием ключей электронных цифровых подписей несертифицированными средствами электронной цифровой подписи, может быть возложено на создателей и распространителей этих средств в соответствии с законодательством РФ.
Использование несертифицированных средств электронной цифровой подписи и созданных ими ключей электронных цифровых подписей в корпоративных информационных системах федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления не допускается.
Сертификация средств электронной цифровой подписи осуществляется в соответствии с законодательством РФ о сертификации продукции и услуг.
Сертификат ключа подписи должен содержать следующие сведения:
уникальный регистрационный номер сертификата ключа подписи, даты начала и окончания срока действия сертификата ключа подписи, находящегося в реестре удостоверяющего центра;
фамилия, имя и отчество владельца сертификата ключа подписи или псевдоним владельца. В случае использования псевдонима удостоверяющим центром вносится запись об этом в сертификат ключа подписи;
открытый ключ электронной цифровой подписи;
наименование средств электронной цифровой подписи, с которыми используется данный открытый ключ электронной цифровой подписи;
наименование и место нахождения удостоверяющего центра, выдавшего сертификат ключа подписи;
сведения об отношениях, при осуществлении которых электронный документ с электронной цифровой подписью будет иметь юридическое значение.
В случае необходимости в сертификате ключа подписи на основании подтверждающих документов указываются должность (с указанием наименования и места нахождения организации, в которой установлена эта должность) и квалификация владельца сертификата ключа подписи, а по его заявлению в письменной форме — иные сведения, подтверждаемые соответствующими документами.
Сертификат ключа подписи должен быть внесен удостоверяющим центром в реестр сертификатов ключей подписей не позднее даты начала действия сертификата ключа подписи.
Для проверки принадлежности электронной цифровой подписи соответствующему владельцу сертификат ключа подписи выдается пользователям с указанием даты и времени его выдачи, сведений о действии сертификата ключа подписи (действует, действие приостановлено, сроки приостановления его действия, аннулирован, дата и время аннулирования сертификата ключа подписи) и сведений о реестре сертификатов ключей подписей. В случае выдачи сертификата ключа подписи в форме документа на бумажном носителе этот сертификат оформляется на бланке удостоверяющего центра и заверяется собственноручной подписью уполномоченного лица и печатью удостоверяющего центра. В случае выдачи сертификата ключа подписи и указанных дополнительных данных в форме электронного документа этот сертификат должен быть подписан электронной цифровой подписью уполномоченного лица удостоверяющего центра.
5. Оператор обязан сообщить субъекту персональных данных или его законному представителю информацию о наличии персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту персональных данных, а также предоставить возможность ознакомления с ними при обращении субъекта персональных данных или его законного представителя либо в течение десяти рабочих дней с даты получения запроса субъекта персональных данных или его законного представителя. Кроме того, субъекту персональных данных могут быть предоставлены и дополнительные сведения, касающиеся обработки его персональных данных, независимо от того, были ли они обозначены в запросе или нет. В состав такого рода сведений согласно комментируемой статье включены:
1) подтверждение факта обработки персональных данных оператором, а также цель такой обработки;
2) способы обработки персональных данных, применяемые оператором;
3) сведения о лицах, которые имеют доступ к персональным данным или которым может быть предоставлен такой доступ;
4) перечень обрабатываемых персональных данных и источник их получения;
5) сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;
6) сведения о том, какие юридические последствия для субъекта персональных данных может повлечь за собой обработка его персональных данных (см. п. 4 настоящей статьи).
Предоставление дополнительных сведений не является прямым нарушением действующего законодательства и комментируемой статьи, в частности, при условии, если тем самым не создаются предпосылки к нарушению режима защиты сведений, отнесенных к охраняемой законом тайне.
Если персональные данные были получены не от субъекта персональных данных, за исключением случаев, если персональные данные были предоставлены оператору на основании федерального закона или если персональные данные являются общедоступными, оператор до начала обработки таких персональных данных обязан предоставить субъекту персональных данных следующую информацию:
1) наименование (фамилия, имя, отчество) и адрес оператора или его представителя;
2) цель обработки персональных данных и ее правовое основание;
3) предполагаемые пользователи персональных данных;
4) установленные настоящим Федеральным законом права субъекта персональных данных.
6. По общему правилу доступ граждан к документированной информации осуществляется на безвозмездной основе. Безвозмездность предоставления информации как принцип информирования населения о процессах и явлениях, происходящих в обществе и государстве, а равно о событиях, имеющих к ним прямое отношение, направлен на раскрытие конституционной гарантии свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (п. 4 ст. 29 Конституции РФ). Однако вместе с этим законодатель сохраняет возможность ограничения права свободного получения информации, оставляя тем самым открытым вопрос о ее платности. Следовательно, окончательное решение вопроса о платности или бесплатности выдачи информации оставлен на усмотрение держателя документированной информации.
7. Реализуя конституционное положение о законодательном ограничении прав гражданина, разработчики настоящего Закона допускают возможность отказа субъекту персональных данных в их предоставлении. Ограничение права субъекта персональных данных на доступ к ним допустимо при условии соблюдения установленной законодательной процедуры.
Разграничение доступа к персональным данным — это необходимая мера для обеспечения их сохранности и недопущения к охраняемой информации посторонних лиц. О мерах, предпринимаемых для разграничения доступа к таким данным в организации, и расскажет предлагаемая нами статья.
Цели и способы разграничения доступа к данным сотрудников организации
Хозяйственная деятельность организации предполагает обработку персональных данных, которые собираются для разных целей. Например, для ведения кадровой документации, исполнения обязанностей перед контрагентами, контроля доступа на охраняемые объекты и т. д. Часть 3 статьи 5 закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ запрещает объединение баз данных или иных носителей информации, содержащих личные данные, цели обработки которых различны. Часть 1 статьи 19 ФЗ № 152 обязывает организацию также обеспечивать все необходимые и достаточные меры для защиты собираемых данных, в том числе недопущение доступа к ним посторонних лиц.
Исполнение перечисленных выше требований достигается за счет определения прав сотрудников организации на доступ к носителям информации. Прежде всего речь в таком случае идет о компьютерных сетях, программах, файлах, базах данных, с использованием которых обрабатываются личные сведения.
Неограниченным доступом ко всей информации, а также сведениям об используемых средствах защиты данных могут обладать лишь руководитель организации, системный администратор и лицо, ответственное за обеспечение безопасности данных в организации, определяемое согласно требованиям статьи 22.1 ФЗ № 152. Доступ прочих сотрудников ограничивается объемом данных, который необходим им для исполнения своих непосредственных обязанностей.
Не знаете свои права?
Наиболее распространенный способ разграничения доступа — это издание специального приказа, в котором поименованы все сотрудники, имеющие права на обработку данных, а также указываются носители информации, к которым возможен доступ каждого конкретного сотрудника, условия доступа (пароли, ключи) и перечень допустимых операций с данными. Также права сотрудников на доступ к носителям информации могут быть определены в соответствующих инструкциях по работе с ними.
Общедоступные личные данные — что это? Источники их получения
В организации могут создаваться сводные перечни (списки) источников данных, которые находятся в общем доступе. Порядок создания таких источников регулируется статьей 8 ФЗ № 152, согласно которой допускается включение в них инициалов, номеров телефона, адресов и иных значимых сведений о сотрудниках. Главное, помнить при этом, что включение в такие источники личных данных граждан, согласно части 1 статьи 8 ФЗ № 152, возможно только с их письменного согласия. Кроме того, организация обязана удалить такие данные по требованию их субъекта либо по решению суда.
Подводя итог, отметим, что разграничение доступа к информации о работниках — это необходимая мера, которая позволит обеспечить сохранность данных и исключит их неправомерное использование.
Как поступить, чтобы не нарушить закон о персональных данных - возникла такая ситуация: заведующий Лабораторией захотел ознакомиться с личным листком подчиненного ему сотрудника, в котором содержаться, соответственно, персональные данные этого сотрудника. Должен ли специалист Отдела кадров предоставить заведующему Лабораторией личный листок его подчиненного или только директор учреждения должен знать личную информацию о сотрудниках? Спасибо.
Ответ
Ответ на вопрос:
Таким образом, заведующий лабораторией подчиненного, если соответствующий установлен в локальном нормативном акте и сотрудника на обработку его персональных данных, и только в том случае, если это необходимо для выполнения заведующим его должностных обязанностей.
С уважением и пожеланием комфортной работы, Юлия Месхия,
эксперт Системы Кадры
Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.
Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.
Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.