Предоставление социальных гарантий работникам. Социальные гарантии
В рыночной социально - ориентационной модели экономики повышается роль социальной функции государства. Правительство и государство несут ответственность за предоставление гражданам социальной защиты и обеспечение равного доступа к удовлетворению основных потребностей. Уровень бедности может рассматриваться как существенный показатель действия политики социальной защиты.
Социальное обеспечение является комбинацией программы пенсионных сбережений, программы страхования и программы перераспределения Национального дохода.
Социальная защита - это комплекс законодательно закрепленных социальных норм, которые гарантирует государство отдельным слоям населения, а также при определенных экономических условиях всем членам общества (во время роста инфляции, спада производства, экономического кризиса, безработицы и др.)
Формы и методы социальной защиты населения должны обеспечивать удовлетворение жизненно необходимых потребностей каждого гражданина на уровне не ниже прожиточного минимума.
Цель контрольной работы - подробнее познакомиться с социальными гарантиями, их видами и порядком их реализации.
Основные задачи контрольной работы:
- 1. Изучить виды социальных гарантий.
- 2. Рассмотреть принципы социальной защиты.
- 3. Определить объекты социальной защиты.
- 4. Изучить организационно-правовые формы социальной защиты населения.
- 5. Выполнить практическое задание.
СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ (ВИДЫ И ПОРЯДОК ИХ РЕАЛИЗАЦИИ)
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ
Социально - экономические гарантии - это метод обеспечения со стороны государства удовлетворения различных нужд граждан на уровне социально признанных норм и нормативов. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения [Текст]: учебник для бакалавров / Е.Е. Мачульская. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. - С. 154.
Рис. 1.
Нормативы потребления - размеры потребления в натуральном выражении продуктов питания, непродовольственных товаров текущего потребления и некоторых услуг за определенный промежуток времени (за день, месяц, год).
Нормативы обеспечения - определенное количество предметов долгосрочного пользования, которое находится в личном потреблении населения, а также обеспечение определенной территории сетью учреждений образования, охраны здоровья, бытового, транспортного обслуживания и др. Нормативы дохода - размер дохода граждан семьи, который гарантирует им удовлетворение потребностей на уровне нормативов потребления и обеспечения.
Нормативы рационального потребления - уровень потребления товаров и услуг текущего и долгосрочного пользования, который гарантирует оптимальное удовлетворение потребностей.
Нормативы минимального потребления - социально принятый уровень потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, определенный по нормам социальных физиологических потребностей. Статистические нормативы - нормативы, определяемые на основании показателей фактического потребления обеспеченности для всего населения отдельных социальных групп.
Государственные нормативы в сфере жилищно-коммунального хозяйства включают: Гусева Т.С. Право социального обеспечения в России [Текст]: Учебное пособие. -М.: ЮРКОМПАНИ, 2009. - С.127.
- - предельную норму оплаты услуг на содержание жилья, жилищно-коммунальных услуг в зависимости от получаемого дохода;
- - показатели качества предоставления коммунальных услуг.
К государственным социальным нормативам в сфере транспортного обслуживания и связи принадлежат:
- - нормы обеспечения транспортом общего пользования;
- - показатели качества транспортного обслуживания;
- - нормы обеспечения населения услугами связи;
Государственные социальные нормативы в сфере охраны здоровья включают:
- - список и объем гарантированной медицинской помощи гражданам;
- - показатели качества оказания медицинской помощи;
- - нормативы льготного обеспечения отдельных категорий населения лекарственными средствами и другими специальными средствами;
- - нормативы обеспечения питанием в государственных и коммунальных учреждениях охраны здоровья и др.
К государственным специальным нормативам в сфере образования принадлежат:
- - перечень и объем услуг, предоставляемый государственными и коммунальными учреждениями дошкольного, общесреднего, профессионально-технического и высшего образования;
- - нормативы максимальной наполняемости классов, групп;
- - нормативы соотношения учеников, студентов и педагогических работников;
- - нормативы материального обеспечения учебных заведений и др.
Объем и уровень обеспеченности социально-экономическими гарантиями является показателем цивилизованности страны. Основные направления осуществления социальных гарантий: Холостова Е.И. Социальная работа [Текст]: Учебник для бакалавров / Е.И. Холостова. - М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - С.321.
- 1. Государство должно гарантировать каждому занятому в процессе производства:
- а) нормальный уровень благосостояния через минимальный уровень заработной платы и ее индексацию;
- б) умеренные налоги;
- в) невмешательство в предпринимательскую деятельность.
- 2. Государство должно гарантировать удовлетворение приоритетных потребностей граждан и общества, которое она не может, доверить каждому гражданину самостоятельно:
- а) приобретение общего образования;
- б) воспитание детей и подростков;
- в) подготовка кадров;
- г) организация охраны здоровья и развития физической культуры и др.
- 3. Государство должно способствовать повышению доходов отдельных слоев населения, которые не могут обеспечить жизненный уровень для себя и своей семьи на уровне минимальных социальных стандартов независимо от их участия в процессе производства в таких формах:
- а) пенсии;
- б) различные виды помощи;
- в) стипендии;
- г) денежные выплаты и их индексация;
- д) льготы в налогообложении.
Государство законодательно гарантирует удовлетворение приоритетных нужд за счет бюджета в минимально достаточных размерах в форме бесплатных услуг.
Органы местного самоуправления при разработке и реализации местных социально-экономических программ могут предусматривать дополнительные социальные гарантии за счет местных бюджетов.
Разработка и выполнение Государственного и местных бюджетов осуществляется на основе приоритетности финансирования социальных гарантий и социальной сферы.
Государственная целевая поддержка местного самоуправления осуществляется с целью выравнивания возможностей отдельных территориальных обществ в отношении предоставления социальных гарантий на законодательно признанном уровне.
Общая сумма благ и услуг, которые потребляет население за соответствующий период, составляет фонд потребления.
Необоснованное увеличение средств, которые направляются на социальную защиту населения, в общем объеме фонда потребления требует дополнительного изъятия средств из фонда оплаты труда, что в конечном итоге только расширяет масштабы перераспределения, уменьшает стимулирующую роль заработной платы и не увеличивает объем совокупного потребления.
Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации.
Согласно ст. 7 Конституции «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. (ст.7., п.1.). А также в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7.п.2.). Конституция РФ. [Электронный ресурс]: - Доступ из информационно-правового портала «Гарант». - Режим доступа: http://base.garant.ru
Конституцией Российской Федерации установлено также, что координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства. Социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Таким образом, все вышеуказанные гарантии реализуются через систему социальной защиты населения. Основой государственных социальных гарантий являются минимальные социальные стандарты, то есть установленные законами РФ или решениями представительных органов государственной власти на определенный период времени минимальные уровни социальных гарантий, выраженные через социальные нормы и нормативы, отражающие важнейшие потребности человека в материальных благах, общедоступных и бесплатных услугах, гарантирующие соответствующий уровень их потребления и предназначенные для определения обязательного минимума бюджетных расходов на эти цели.
Социальная защита представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств материального обеспечения и обслуживания граждан; это забота государства о человеке, утратившем полностью или частично способность трудиться; деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение социальных прав, в том числе, на «достойный» уровень жизни.
Социальная защита населения является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики.
При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встаёт вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения. При этом необходимо не только поддержать, но и развивать общественные отношения, умело сочетая интересы различных категорий населения, а также общественных объединений и групп.
В широком общесоциологическом смысле термин «социальная защита» впервые появился в США в 30-е гг. и постепенно получил распространение в западной социологии для обозначения системы мер, защищающих любого гражданина от экономической и социальной ущемленности вследствие безработицы, потери или резкого сокращения дохода из-за болезни, рождения ребенка, производственной травмы или профзаболевания, инвалидности, старости, потери кормильца и т.п., а также стала основным атрибутом социальной политики любого цивилизованного государства. Гусева Т.С. Право социального обеспечения в России [Текст]: Учебное пособие. -М.: ЮРКОМПАНИ, 2009. - С. 118.
Социальная защита населения рассматривается российским социальным правом как система правовых гарантий и охранительных мер, защищающих членов общества от экономической, социальной и физической деградации. Она выступает как процесс обеспечения государственными и муниципальными органами существующих гарантий и прав, охраняющих личность, её экономические, социально-политические, социальные потребности и интересы.
В практическом отношении социальная защита представлена комплексом правовых экономических, социальных гарантий, закреплённых законодательно и в подзаконных актах на государственном уровне с использованием двухступенчатой системы правовых актов - федерального и регионального законодательства.
В то же время социальная защита выступает и как процесс обеспечения государственными или иными органами существующих в обществе гарантий и прав, охраняющих личность, ее экономические, социально-политические, социальные потребности и интересы во всех сферах жизнедеятельности общества. В своем действии она распространяется на всех членов общества, однако функциональное проявление по отношению к различным группам неодинаково.
экономический социальный пенсия партнерство
Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере. Это целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе, предоставления ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны.
Целью социальной политики является развитие образующих то или иное общество классов, социальных слоев (страт), национальных или иных этнических общностей, языковых групп, конфессиональных групп, а также развитие (социализация) человека.
Социальная политика направлена на защиту всех элементов структуры общества, а также отдельных личностей от деструктивных процессов, имеющих место в обществе на определенных этапах его развития.
Социальная политика должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей.
Формирование социальной политики происходит на основе информации, получаемой в результате сбора статистических данных и проведения социологических исследований. Осмысление и анализ полученной информации позволяют выработать социальную стратегию по реализации социально значимых целей и решению социальных задач общества.
Политика государства в сфере доходов
Различия в уровне на душу населения или одного занятого называются дифференциацией доходов. Она была и остается характерной чертой рыночного хозяйства, наблюдается и в странах, которые издавна идут по пути рыночного развития, и в странах, вступивших на этот путь совсем недавно. Особенно характерен рост показателей дифференциации доходов для переходной экономики России.
На смягчение неравенства в распределении доходов направлена социальная политика государства, основной задачей которой является адресная (т. с. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства. Решение этой задачи предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов для жизнедеятельности человека или достижения определенного уровня жизни.
Определяется как обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными, духовными благами и степенью удовлетворения потребностей людей в этих благах. Набор необходимых для жизнедеятельности благ включает условия труда, образования, здравоохранения, жилья и т. п. Уровень жизни рассматривается как на макроуровне (для населения страны в целом), так и на дифференцированном микроуровне (для отдельных групп населения).
Основными направлениями социальной политики государства в русле уменьшения дифференциации доходов являются: перераспределение, регулирование и индексация доходов; поддержка беднейших слоев населения; и др.
Перераспределение доходов осуществляется через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получения дохода. Оно предполагает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения, а также выплат пособий наиболее нуждающимся, пособий по безработице.
Регулирование доходов заключается в том, что государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов, устанавливая либо гарантированный минимум заработной платы (в России — минимальный размер оплаты труда), либо верхний предел увеличения номинальной заработной платы.
Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов от инфляции. С этой целью применяется индексация , т. е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. Применяется как в общегосударственном масштабе, так и на уровне отдельных мероприятий.
И наконец, важным направлением в социальной политике является поддержка беднейших слоев населения через систему денежных и натуральных пособий.
Система социальных гарантий должна удовлетворять следующим требованиям:— это социально-экономические нормативы, гарантирующие населению признанный обществом уровень потребления, то есть обеспечивающие минимальный стандарт уровня жизни в соответствии с возможностями экономики.
- необходимый и достаточный объем;
- обеспеченность финансовыми и материальными ресурсами;
- адресность;
- учет территориальных особенностей;
- механизм доведения до получателя.
Социальные гарантии могут быть общенациональными, региональными, отраслевыми, а источниками их финансирования — федеральный бюджет, бюджетная система субъекта Российской Федерации и внебюджетные фонды. Социальные гарантии обеспечиваются гражданам страны в соответствии с Конституцией.
В отношении трудоспособного населения социальные гарантии должны обеспечивать условия трудовой и деловой активности, защиту прав и свобод наемного работника, нанимателя.
Для основной части населения наемный труд является главным источником средств существования, поэтому система социальной защиты трудоспособного населения должна обеспечивать гарантии в сфере занятости и оплаты труда. Для этого государством устанавливается минимальная оплата труда. В большинстве стран устанавливается минимальная часовая зарплата.
В России устанавливается минимальная месячная оплата, которая составляет 1100 рублей (т.е. около 40 долл. в месяц, или примерно 0,2 долл. в час). Такой низкий уровень минимальной зарплаты свидетельствует о том, что государство в настоящее время практически не регулирует уровень оплаты труда в России.
Социальные гарантии в отношении нетрудоспособного населения должны создавать условия для его потребления, учитывая особенности каждой группы.
Поступления из системы социальной защиты делят на три группы:
- денежные выплаты (пенсии, пособия);
- льготы, проявляющиеся в праве на снижение налогов, получение трансфертов в натуральной форме;
- социальные услуги, потребляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения.
Социальные гарантии выполняют различные функции :
- алиментарно-компенсационную, которая обеспечивает поддержание потребления на определенном уровне;
- защитную, которая обеспечивает сохранение условий труда и проживания;
- стимулирующую, которая стимулирует получателя на рост трудовой и деловой активности.
Пособия и льготы классифицируются следующим образом:
- льготы и дотации на оплату жилья и коммунальных услуг;
- льготы по проезду на внутригородском общественном и междугороднем транспорте;
- льготы по приобретению лекарств;
- бесплатное обеспечение транспортными средствами, дотации на бензин и техническое обслуживание;
- выплаты пособия по бедности;
- выплаты пенсионерам, ветеранам и лицам преклонного возраста;
- выплаты инвалидам;
- льготы по налогообложению;
- компенсации и выплаты беженцам и вынужденным переселенцам;
- выплаты пособий на детей и матерям;
- льготное и бесплатное предоставление путевок санаторно-курортного лечения;
- жилищные субсидии.
Задачи социальной политики охватывают стимулирование и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение определенного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.
Следует также отметить, что рыночные отношения предполагают, что люди должны зарабатывать деньги, а те, кто по каким-то причинам не может этого делать, должны стать предметом защиты государства. Социалистическая система всем гарантировала приблизительно одинаковую зарплату, а льготы обеспечивали социальную дифференциацию. Обычно льготы получали лица, имеющие заслуги перед государством.
Социальная защита населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества.
Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей.
Основные принципы социальной защиты:
- гуманность;
- адресность;
- комплексность;
- обеспечение прав и свобод личности.
Система социальной зашиты населения и ее структура
Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.
Она включает в себя:
Социальное обеспечение — возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.
Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр.), семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.
Социальные гарантии — предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ.
В нашей стране к социальным гарантиям относят:
- гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;
- общедоступность и бесплатность образования;
- минимальный размер оплаты труда;
- минимальный размер пенсии, стипендии;
- социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);
- пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;
- ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.
С 1 января 2002 г. увеличены размеры пособий, связанных с рождением ребенка. Так, размер единовременного пособия при рождении ребенка возрос с 1,5 тыс. рублей до 4,5 тыс. рублей и в 2006 г. — до 8000 рублей, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 200 до 500 рублей, а в 2006 — до 700 рублей. Это пособие обеспечивало 25% прожиточного минимума трудоспособного лица. Размер ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет не пересматривался и составляет 70 рублей. Его соотношение с величиной прожиточного минимума ребенка составляло в 2004 г. 3,0%. В Москве и некоторых других регионах это пособие в 2006 г. увеличилось до 150 руб.
Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.). В 2005 году произошла замена натуральных льгот этим категориям населения денежными компенсациями. С 1 января 2005 года льготная категория граждан имеет право на пользование социальным пакетом и право на получение ежемесячных денежных выплат. Стоимость социального пакета устанавливается в размере 450 рублей. В него входят проезд в пригородном транспорте, бесплатное лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд к месту санаторно-курортного лечения. Закон предусматривает, что с января 2006 года льготники смогут выбирать между социальным пакетом и получением соответствующей денежной суммы.
С 1 января 2006 года ежемесячные денежные выплаты в соответствии с законом были установлены в следующих размерах: инвалиды Великой Отечественной войны — 2000 рублей; участники ВОВ — 1500 рублей; ветераны боевых действий и ряд других категорий льготников — 1100 рублей.
Лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов, члены семей погибших или умерших инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, будут получают ежемесячно 600 рублей.
Инвалидам, имеющим третью степень ограничения трудовой деятельности, ежемесячно выплачивается 1400 рублей; вторую степень — 1000 рублей; первую степень — 800 рублей; детям-инвалидам будет выплачиваться 1000 рублей. Инвалиды, не имеющие степени ограничения к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, ежемесячно получают по 500 рублей.
Социальное страхование — защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства.
Существует две формы социального страхования — обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.
Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.
Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.
Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.
Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.
Объектом социальной работы
являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тя
желую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.
Субъекты социальной работы — те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.
Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.
Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы. Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере — это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат — это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным.
В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.
С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).
Оплата труда, социальные гарантии и компенсации
4.1. Выплата заработной платы Работникам производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).
Заработная плата каждого Работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.
4.2. Оплата труда Работников устанавливается:
а) на основании ТК РФ, настоящего Договора, положения об оплате труда, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и других локальных нормативных актов, регулирующих порядок, условия и основания для назначения выплат стимулирующего и компенсационного характера;
б) с учетом требований единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей;
в) с учетом государственных гарантий по оплате труда (ст. 130 ТК РФ).
4.3. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего и компенсационного характера определяются Работодателем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в положении об оплате труда, других локальных нормативных актах Работодателя, регулирующих порядок, условия, основания стимулирования, выплат компенсационного характера.
С целью реализации данного права Работодателем разрабатываются положение об оплате труда, другие локальные нормативные акты, регулирующие порядок, условия, основания стимулирования, выплат компенсационного характера, которые принимаются Ученым советом Работодателя по согласованию с Профсоюзным комитетом Профсоюзной организации и утверждаются Работодателем.
4.4. За выполнение Работником дополнительных видов работ, не входящих в круг его прямых обязанностей, установленных трудовым договором и должностной инструкцией по основному месту работы, Работнику может быть установлена доплата на основании заключенного дополнительного соглашения к уже имеющемуся трудовому договору.
4.5. Система оплаты труда Работников у Работодателя включает в себя:
Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы в месяц в соответствии с принятым Работодателем положением об оплате труда;
Выплаты компенсационного характера в соответствии с локальным нормативным актом Работодателя, регулирующим порядок, условия, основания для назначения выплат компенсационного характера;
Выплаты стимулирующего характера в соответствии с локальным нормативным актом Работодателя, регулирующим порядок, условия, основания стимулирования у Работодателя.
Выплаты компенсационного характера устанавливаются Работникам:
За труд в особых условиях согласно перечню тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, определенному Правительством Российской Федерации (ст. 147 ТК РФ);
За работу в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, в размерах, предусмотренных законодательством (ст.ст. 149-154 ТК РФ) и настоящим Договором, а именно:
а) при выполнении работ различной квалификации;
б) при совмещении профессий, увеличении объема работ, расширении зон обслуживания, при исполнении обязанностей временно отсутствующего Работника;
в) при сверхурочной работе;
г) при работе в выходные и нерабочие праздничные дни;
д) при работе в ночное время;
За работу в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 148 ТК РФ);
Надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
4.6. Время простоя Работника оплачивается в соответствии со ст. 157 ТК РФ.
4.7. В соответствии со ст. 136 ТК РФ выплата заработной платы Работникам, как правило, осуществляется посредством перечисления денежных средств на личные счета Работников, открытые в соответствующих банках. В трудовом договоре с Работником может быть предусмотрено, что местом выплаты заработной платы является касса Работодателя (кассы его структурных подразделений).
4.8. При выплате заработной платы Работник извещается в письменной форме о размерах и составных частях заработной платы, удержаниях и сумме выплаты за соответствующий период по форме расчетного листка.
Расчетный листок выдается в Департаменте бухгалтерского учета и отчетности Работодателя.
4.9. Сроки выплаты заработной платы за первую половину месяца и окончательного расчета за месяц Работникам основных структурных подразделений устанавливаются 20-го числа текущего месяца и 5-го числа месяца, следующего за отработанным месяцем, соответственно. Сроки выплаты заработной платы за первую половину месяца и окончательного расчета за месяц Работникам иных структурных подразделений устанавливаются 21-го числа текущего месяца и 6-го числа месяца, следующего за отработанным месяцем, соответственно (ст. 136 ТК РФ).
4.10. Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала в соответствии со ст. 136 ТК РФ.
4.11. Выплата всех сумм, причитающихся Работнику при увольнении, производится в день увольнения (ст. 140 ТК РФ).
4.12. В случае если при увольнении Работника имеют место взаимные претензии между Работодателем и Работником, в том числе по причине невыполнения договора о полной материальной ответственности (ст. 244 ТК РФ) увольняемого Работника, выплата неоспариваемой суммы, причитающейся Работнику, производится в день его увольнения (ст. 140 ТК РФ).
4.13. Работодатель и (или) уполномоченное лицо, допустившие задержку выплаты заработной платы Работникам и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность, установленную ст.ст. 142, 236 ТК РФ.
В соответствии со ст. 236 ТК РФ Работодатель при нарушении установленного срока выплаты заработной платы обязан выплатить задержанную сумму с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченной в срок суммы за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
4.14. Компенсации и гарантии, установленные при выполнении Работниками трудовых или иных предусмотренных федеральными законами обязанностей, предоставляются по основаниям и в размерах возмещения расходов, предусмотренных ст.ст. 165-188 ТК РФ и локальными актами Работодателя:
При направлении в служебные командировки;
При переезде на работу в другую местность;
При исполнении федеральных или общественных обязанностей;
При совмещении работы с обучением;
При вынужденном прекращении работы не по вине Работника;
При предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
В связи с задержкой по вине Работодателя или уполномоченных им лиц выдачи трудовой книжки при увольнении Работника;
В некоторых случаях прекращения трудового договора;
При переводе Работника на другую постоянную нижеоплачиваемую работу;
При временной нетрудоспособности;
При направлении на медицинское обследование;
При сдаче Работником крови и ее компонентов;
При направлении Работника для повышения квалификации;
При несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании;
При использовании личного имущества Работника.
4.15. Педагогические Работники не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, предоставляемый для написания монографий, учебников, учебных пособий, иных научных трудов, и в других случаях только после выполнения годовой нагрузки.
В зависимости от цели отпуска, финансовых возможностей Работодателя отпуск по заявлению педагогического Работника может быть предоставлен с полной, частичной оплатой, а также без оплаты. Решение о предоставлении отпуска и форме его оплаты принимает Работодатель по рекомендации Ученого совета Работодателя.
4.16. Выплаты социального характера осуществляются Работодателем на основании заявления Работника с учетом мнения Профсоюзного комитета Профсоюзной организации из средств Работодателя согласно нормативам, утвержденным приказом Работодателя на каждый финансовый год.
Основные направления расходов на эти цели:
Выплаты близким родственникам в случае смерти Работника в размере 1,5 минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (далее - МРОТ); выплаты в случае смерти близких родственников в размере 1,5 МРОТ; выплаты в случае выявления у Работника тяжелых заболеваний в размере 1,5 МРОТ; выплаты в случае краж, других несчастных случаях с причинением значительного ущерба - в размере от 0,5 до 1 МРОТ; выплаты в случае потери имущества вследствие пожаров - в размере от 1,5 до 2 МРОТ (общий размер средств на эти цели устанавливается в размере не менее 350 000 рублей в год); выплаты, связанные с юбилейными датами Работников (50, 55, 60, 70 и далее через каждые 5 лет - для женщин; 50, 60, 70 и далее через каждые 5 лет - для мужчин) и неработающих пенсионеров, ушедших на пенсию из КФУ (общий размер средств устанавливается в размере 500 000 рублей в год при выплатах не менее 0,5 МРОТ, МРОТ определяется на момент написания заявления о выплатах);
Выплата по заявлению Работника, достигшего пенсионного возраста, проработавшего у работодателя не менее 20 лет и увольняющегося по собственному желанию (по соглашению сторон/в связи с истечением срока трудового договора), единовременного вознаграждения в размере его месячного заработка без учета премий и почасовой оплаты труда по основной должности исходя из занимаемой ставки (доли ставки) на момент написания заявления о выплатах (общий размер средств устанавливается в размере не менее 300 000 рублей в год);
Для детей Работников - приобретение новогодних подарков, оплата путевок в детские оздоровительные лагеря; для Работников и неработающих пенсионеров, ушедших на пенсию из КФУ, компенсация 50 % стоимости путевок в санатории-профилактории, санатории (не более 30 000 рублей); для Работников, являющихся участниками и ветеранами Великой Отечественной войны, - приобретение подарков на День Победы (9 мая); для неработающих пенсионеров, ушедших на пенсию из КФУ, - приобретение подарков на День пожилого человека (1 октября) (общий размер средств устанавливается в размере не менее 2 500 000 рублей в год);
По заявке Профсоюзного комитета Профсоюзной организации Работодатель ежегодно осуществляет выделение денежных средств для проведения культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с Работниками в размере не менее 1 000 000 рублей в год (ст. 377 ТК РФ);
Единовременная выплата за особые заслуги перед Работодателем заслуженным профессорам и заслуженным преподавателям КФУ, увольняющимся в связи с выходом на пенсию. Указанная выплата устанавливается приказом Работодателя на основании ходатайства Ученого совета института (факультета) КФУ и представления Профсоюзного комитета Профсоюзной организации работников. Размер выплаты устанавливается в зависимости от стажа работы Работника в КФУ и может составлять: для заслуженных профессоров - до 10-кратного размера месячной заработной платы (без учета премий и почасовой оплаты труда) по основной должности исходя из занимаемой ставки (доли ставки) на момент подготовки ходатайства; для заслуженных преподавателей - до 6-кратного размера месячной заработной платы (без учета премий и почасовой оплаты труда) по основной должности исходя из занимаемой ставки (доли ставки) на момент подготовки ходатайства;
Ежемесячные социальные выплаты до достижения совершеннолетнего возраста в сумме 2 МРОТ детям-сиротам, один из родителей которых на момент смерти являлся Работником и внес значительный вклад в деятельность КФУ. Указанные выплаты назначаются приказом Работодателя по представлению ректората;
Ежемесячные социальные выплаты в сумме 2 МРОТ студентам на период обучения в КФУ, один из родителей которых на момент смерти являлся Работником и внес значительный вклад в деятельность КФУ. Указанные выплаты назначаются приказом Работодателя по представлению ректората.
4.17. Социальное страхование Работников осуществляется и гарантируется:
Исполнением федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и других нормативных правовых актов в области социального страхования;
Обязательной постановкой Работодателя на учет в территориальном налоговом органе и территориальном органе социального, пенсионного и медицинского страхования;
Обязательным отчислением (уплатой) страховых взносов в размерах и сроки, установленные законодательством.
Сегодня попробуем узнать, что представляют собой социальные гарантии работникам в законном контексте и какие конкретно могут предоставляться в том или ином случае населению. Данный вопрос не только сейчас является актуальным, ведь ранее для всех работников при трудоустройстве возникала необходимость в познании этого понятия и всех сопутствующих ему моментов.
Понятие и виды социальных гарантий
Когда подыскиваешь роботу и, читая одно из объявлений, обращаешь внимание на наличие социального пакета, незнающего человека это конечно подкупает. Но нужно понимать, что наличие такого пакета обязательно и в любом случае предоставляется работнику, так как это предписано законом.
К основным гарантиям, которые должны предоставляться, так как этого требует государство, относится следующее:
- социальное страхование (медстраховки, соцстраховки, взносы в пенсионный фонд, оплата на походной налог);
- оплата отпуска;
- оплата больничных листов;
- оплата командировочных;
- компенсация расходов транспортного характера.
Для более детального изучения списка всевозможных гарантий необходимо обратиться к трудовому кодексу. В нем содержится масса описаний, обязанностей и законов по этому поводу для определенных предприятий и разных сфер их деятельности.
Вышеперечисленные пункты являются обязательными для предоставления работодателем, а не дополнительными услугами для заманивания людей на рабочие места.
Конечно же, могут предлагаться некоторые гарантии, которые не указаны выше. Такие пункты, так называемые дополнительные социальные гарантии, называют еще компенсационными и мотивационными.
Все пункты предоставляемых гарантий должны соответствовать следующим требованиям:
- территориальные особенности;
- достаточная сумма;
- финансовая и материальная достаточность;
- процедура доведения до сотрудника.
Соцгарантии могут делиться на:
- региональные;
- отраслевые;
- общенациональные.
Основная задача, к которой стремится общая система социальных гарантий, заключается в формировании защитного механизма всех элементов, включенных в структуры общества, включая отдельных индивидов от деструктивных процессов, имеющих место на любых этапах развития.
Источники финансирования
Положение о социальной поддержке населения формируется администрацией того или иного населенного пункта страны. А основными источниками финансирования данной системы могут выступать следующие формирования:
- бюджет государства;
- бюджет местных структур;
- страховые фонды;
- фонд медицинского страхования;
- Государственные и негосударственные Пенсионные фонды.
Бюджеты вышеперечисленных и других социально-страховых фондов пополняются от поступающих обязательных платежей в виде единого социального налога, дотаций, страховых взносов и средств федерального бюджета и прочих бюджетов, предусмотренных законом. Источниками данных формирований могут выступать следующие:
- Пени и штрафы.
- Возмещенные деньги страхователем в случае выдвинутых требований по причине вреда застрахованному лицу.
- Прибыль от размещения временно освободившихся средств обязательного соцстрахования.
- Обязательный платеж в качестве социальной поддержки персонала от лиц, которые добровольно примкнули к системе обеспечения обязательного соцсрахования.
- Прочие поступления, соответствующие трудовому праву и законодательству.
Та или иная сумма вышеперечисленных и других подобных взносов устанавливается налоговым кодексом России и законами о социальном страховании. В этих документах также имеется указание, на какие категории распространяется тот или иной взнос
Денежные средства, выделенные на каждого сотрудника, должны в обязательном порядке расходоваться строго по назначенной цели, которую устанавливает закон об определенных видах обязательного соцстрахования и о бюджетах фондов на текущий финансовый период.
Социальная защита работника и организации
Заинтересованность сотрудников в любой организации и его успешное экономическое развитие зависит от того, насколько больше предоставляется каждому услуг и льгот при трудоустройстве и насколько отличается сумма от законно установленного размера.
При данных обстоятельствах в организации можно сократить текучесть кадров, ведь у работника не возникнет желание терять многочисленные льготы при уходе. К тому же, данная политика позволяет обеспечивать существование сотрудников при условии невысокой заработной платы, к примеру, как в государственных учреждениях, или же предлагаться в интересах привлечения и сохранения хорошей рабочей силы, что можно наблюдать в крупных корпорациях.
Социальные гарантии работникам, развитие их личности, сохранность здоровья - это основные условия успешного функционирования любой организации. В качестве мотивации управления кадровая политика учреждения и сопутствующие ей социальные услуги способствуют удовлетворению потребностей рабочих, их ценностей и интересов. К главным целям социальной защиты можно отнести следующее:
- Сравнение сотрудника со своей компанией (удовлетворение его потребностей в причастности к организации).
- Совпадение целей работников и предприятия.
- Рост трудовой производительности и увеличение желания работать.
- Обеспечение благоприятной нравственной атмосферой.
- Формирование благоприятного социального и психологического климата сотрудникам.
- Улучшение имиджа компании в глазах рабочих.
Как показывает современная практика, необходимо при трудоустройстве обращать внимание на социальные гарантии, которыми обещает обеспечить учреждение, где собираетесь работать. При этом следует подбирать те формы социальной защиты, которые наиболее соответствуют удовлетворению потребностей и интересов.
Со стороны руководства компании следует уделять внимание данному вопросу и проводить различные исследования, чтобы уметь реализовывать комфортные условия для качественного и эффективного труда.
1popersonalu.ru
За время радикальных реформ в социально-трудовой сфере произошли колоссальные перемены, одним из основных направлений которых стало преобразование в соответствии с новыми экономическими отношениями всей системы предоставления предприятиями и организациями социальных гарантий и льгот своим работникам. Вопросы, позволяющие анализировать соответствующие тенденции, включались в вопросники РМЭЗ с 2000 г.
Как свидетельствуют данные Российского мониторинга, подавляющее большинство работающих граждан заняты на предприятиях и в организациях, которые гарантируют своим работникам предусмотренную законом оплату ежегодных отпусков, больничных листов, от пусков по беременности, родам и по уходу за ребенком.
Отказ работодателя от оплаты отпуска или больничных листов относится к наиболее распространенным формам нарушений трудового законодательства наряду с приемом на работу по устной договоренности, сокрытием от налогообложения части или всего заработка и нередко приводит к увольнению с работы. Эти законные гарантии зачастую предоставляются формально. Желание работника воспользоваться ими не только не приветствуется администрацией предприятий, но и всячески осуждается. Чаще всего с таким отношением сталкиваются женщины, особенно с маленькими детьми, поскольку в основном женщины пользуются льготами, предназначенными для всех лиц с семейными обязанностями.
Существенно упала за последние годы значимость социальных льгот, не являющихся обязательными с точки зрения закона, но традиционно имеющих широкое распространение на отечественных предприятиях.
По данным Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ) доля работников, обеспеченных бесплатным лечением в ведомственных медицинских учреждениях, полной или частичной оплатой предприятием лечения в других медицинских учреждениях, интенсивно снижавшаяся до 2005 г., затем стабилизировалась на уровне 26-27%. Но в 2008 г. она вновь резко сократилась до 20,7%. Подобное снижение отмечено также в отношении работников, которым предоставляется полная или частичная оплата путевок в санатории, дома отдыха, турбазы, детские лагеря.
Но наиболее последовательно предприятия и организации отказываются от предоставления своим сотрудникам таких льгот, как ссуды, кредиты для строительства или ремонта жилья, скидки на строительные материалы, а также бесплатное содержание детей в ведомственных дошкольных учреждениях, полная или частичная оплата содержания детей в других дошкольных учреждениях.
Несмотря на это, появилось немало новых социальных льгот, которые могут включаться в социальный пакет. Это возможность покупки жилья в рассрочку, предоставление служебного автомобиля, оплата занятий для укрепления здоровья, бесплатная мобильная связь, оплата различных корпоративных мероприятий и многое другое. В сельской местности широко практикуется оказание различных видов помощи в ведении личного подсобного хозяйства и оказание социальных услуг по сниженным тарифам. Но эти льготы еще не получили широкого распространения.
Наполнение социального пакета зависит от многих обстоятельств, в том числе от ценности тех или иных социальных благ для самих сотрудников. Воспринимаемая ценность дополнительных льгот, в свою очередь, определяется такими факторами, как пол, возраст, место жительства, семейное положение, размер семьи, размер дохода и т.д. Анализ зависимости практики оказания предприятиями социальных услуг своим сотрудникам от различных факторов показывает, что горожане гораздо чаще пользуются дополнительными льготами на своей основной работе, чем лица, проживающие в сельской местности или небольших поселках. Хотя нельзя не заметить, что эти различия определяются не только разной ценностью социальных благ для горожан и сельчан, но и не одинаковыми возможностями городских и сельских предприятий по оказанию своим работникам дополнительных социальных услуг. Больше всего шансов воспользоваться дополнительными льготами на основной работе у жителей небольших и средних городов. Лицам, проживающим в областных центрах, более доступны, чем в других городах, только социальные услуги в виде бесплатного или льготного питания.
Мужчины чаще, чем женщины, получают дотации на транспорт, оплачиваемые проездные, а также ссуды и кредиты. Если молодым работникам предоставляется приоритетная возможность пройти обучение за счет предприятия, ссуды и кредиты для строительства или ремонта жилья, то пожилым людям - бесплатное лечение в ведомственных медицинских учреждениях или оплата лечения в других медицинских учреждениях. У лиц, состоящих в браке, значительно больше шансов воспользоваться оплатой ежегодных отпусков и больничных листов, лечения в медицинских учреждениях и путевок в санатории, дома отдыха, на турбазы. Работники с высокими доходам немного реже пользуются оплатой больничных листов, но чаще могут проходить обучение за счет предприятия, получать ссуды и кредиты.
Но в целом видимые различия между группами респондентов с разными доходами с позиции оказания предприятиями социальных услуг своим работникам незначительные. Примерно в равном положении с этой точки зрения находятся и респонденты, принадлежащие к различным социальным слоям. Однако здесь необходимо иметь в виду, что за одинаковыми количественными показателями могут скрываться огромные различия в качестве социальных услуг. Как правило, люди, занимающие верхние ступени в социальной иерархии, пользуются более качественными и дорогостоящими туристическими путевками, медицинским обслуживанием, санаторно-курортным лечением и другими социальными услугами. Причем эти услуги предоставляются им регулярно, а не от случая к случаю, как большинству работников, находящихся на нижних ступенях социальной лестницы.
Известно, что часть граждан занята не только на основной, но и на дополнительной работе, где также может рассчитывать на определенные гарантии и льготы. Прежде всего это относится к тем, кто работает по совместительству, т.е. выполняет другую регулярную оплачиваемую работу на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Согласно трудовому законодательству, таким работникам в полном объеме предоставляются практически все гарантии и компенсации, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами. В более сложном положении находятся работники, занятые на дополнительной работе на других основаниях - временно, без оформления трудового договора и т.п., которые составляют большинство. Особо следует выделить лиц, сочетающих занятие частным бизнесом с работой по найму в государственном секторе. К ним относятся, например, частнопрактикующие врачи, занятые частным бизнесом преподаватели государственных учебных заведений и т.д. Сохранение работы по найму на государственных предприятиях не только позволяет таким работникам застраховаться от различных случайностей, но и гарантирует им предусмотренные законом льготы и некоторые другие социальные блага, от которых у них нет желания отказываться. В таком контексте становятся понятнее сведения о предоставлении работникам социальных гарантий и льгот на дополнительной работе. Так, согласно данным РМЭЗ, только около половины вторично занятых имеют возможность пользоваться социальными гарантиями, предусмотренными законами.
Данные РМЭЗ показывают, что обязательства по обеспечению своим сотрудникам установленных законом социальных гарантий выполняют практически все государственные предприятия и организации. При этом интенсивное сокращение многих социальных льгот на предприятиях государственного сектора, которое наблюдалось в начале первого десятилетия нового века, после 2006 г. замедлилось или остановилось, а по некоторым направлениям был отмечен даже небольшой рост. Обращает на себя внимание, в частности, повышение доли работников государственных предприятий, имеющих возможность проходить обучение за счет предприятия (с 26,5% в 2006 г. до 30,4% в 2008 г.), пользоваться льготами по санаторно-курортному лечению и отдыху (соответственно с 34,4 до 38,6%).
Руководство частных предприятий менее ответственно подходит к выполнению обязательств по обеспечению своим сотрудникам установленных законом социальных гарантий.
Хотя справедливости ради надо заметить, что если государственные предприятия наиболее последовательны в обеспечении своим работникам социальных гарантий, предписанных законом, то предприятия, владельцами или совладельцами которых являются иностранные фирмы или иностранные частные лица, больше внимания уделяют наполнению социального пакета дополнительными социальными льготами, стимулирующими добросовестный и производительный труд, привязанность к компании, помогающими формировать ощущение сопричастности к ее делам.
Но в целом предлагаемые иностранными компаниями социальные пакеты привлекательны для постсоветских людей, чье сознание сформировано патерналистской моделью отношений между работником и предприятием. Эта генетическая тоска по бесплатной медицине и прочим социальным гарантиям и льготам, которые государство не могло полностью обеспечить даже в самые лучшие времена, сильна до сих пор, несмотря на то, что она, казалось бы, плохо согласуется с рыночными отношениями, моделью поведения, характерной для человека, основным занятием которого является предпринимательская деятельность.
Ощущение, что мощная западня корпорация не бросит в беде, при прочих равных условиях, становится одним из основных аргументов выбора россиянами иностранной компании в качестве основного места работы.
В первую очередь социальный пакет необходим сотрудникам со скромными доходами, безусловным приоритетом у которых является гарантированная занятость и уверенность в завтрашнем дне. Эта категория работников чаще представлена людьми, занятыми в бюджетных организациях, на государственных и муниципальных предприятиях, которые в определенной степени воплощают идеал стабильного, зависимого от руководства предприятия работника. Те, кто ориентированы на высокий заработок и независимость, существенно меньше ощущают дефицит социальных гарантий и льгот, поскольку стараются решать подобные проблемы самостоятельно, не ожидая серьезной помощи от государства или руководства предприятий. Их ориентация на высокий заработок и самостоятельность опирается на хорошо развитые образовательно-квалификационные и социально-экономические индивидуальные ресурсы.
Что касается предприятий и организаций, собственниками которых являются российские частные лица или фирмы, то они менее всего склонны не только выполнять обязательства по обеспечению своим сотрудникам законных гарантий, но и оказывать им другие социальные услуги. На многих частных предприятиях предпочтение отдается выплате более высокой заработной платы, позволяющей работникам самостоятельно решать возникающие социальные проблемы, приобретать необходимые социальные блага. Это совпадает с интересами многих работников, которые в условиях нестабильности и неопределенности проявляют стремление к максимизации сегодняшнего заработка. Часть руководителей частных предприятий убеждены, что предоставляя работнику определенный перечень услуг, компания тем самым навязывает ему свою волю, ограничивая самостоятельный выбор. Но поскольку у каждого человека своя, индивидуальная шкала ценностей, окончательный выбор должен оставаться за работником, а не за предприятием. Предоставление одинаковых социальных благ всем сотрудникам, без учета предпочтений и вкусов отдельно взятого человека, может даже вызывать у части работников нервозность, поскольку не соответствует их представлениям о комфорте. Исходя из этой логики, взаимовыгодным для сторон считается обеспечение всем работникам финансовой возможности оплачивать необходимые им социальные блага.
Рассматривая изложенные данные, следует иметь в виду, что неоднородность частных предприятий очень велика. Среди них встречается немало успешных компаний, которые выполняют все обязательства по обеспечению законных прав работников и, кроме того, проявляют заботу о наполнении социального пакета разнообразными дополнительными льготами, причем самого высокого качества. В отличие от большинства государственных предприятий и организаций, такие частные компании способны полностью или частично оплатить своим сотрудникам туристические путевки в другие страны, санаторное лечение, обучение в престижных учебных заведениях и на профессиональных курсах, покупку или аренду качественного жилья, приобретение дорогого автомобиля и т.п.
При наполнении социального пакета каждая компания выделяет свои приоритеты в заботе о сотрудниках, по-разному используя свои ресурсы. Так, если в одних компаниях дополнительные льготы предоставляются всем сотрудникам одного уровня на равных основаниях, то в других - только лучшим в виде поощрения. Для учета разносторонних потребностей и интересов работников используются гибкие схемы оказания дополнительных социальных услуг, обеспечивающие право выбора. Учитывая, что люди больше ценят то, что купили за свои деньги, нередко предусматривается частичная оплата дополнительных услуг.
На некоторых крупных предприятиях наиболее ценным сотрудникам разрешается в определенных пределах самим наполнить пакет социальными льготами, которые их больше всего устраивают.
Считается, что социальный пакет полезен тогда, когда средняя заработная плата на предприятии достигла определенной планки, при которой работники уже чувствуют себя социально защищенными. В подобной ситуации дальнейший рост зарплаты оказывается неэффективным, поскольку очередное повышение окладов воспринимается как должное и не стимулирует рост производительности труда. Кроме того, работник может отдать предпочтение и невысокой заработной плате в сочетании с возможностью пользоваться надежными социальными гарантиями или престижными материальными благами. Во многом по этим причинам в крупных компаниях существуют гибкие системы социальных гарантий и льгот, основанные на коллективных и индивидуальных договорах.
В данном случае социальный пакет выполняет роль дополнительного инструмента, обеспечивающего высокую привлекательность трудовой деятельности на конкретном рабочем месте. В соответствии с традиционными подходами, содержащиеся в пакете социальные льготы можно рассматривать в качестве конкретных материальных стимулов, регулирующих трудовое поведение.
Проведенный анализ показывает, что существуют разнообразные варианты предоставления предприятиями и организациями социальных гарантий и льгот своим сотрудникам.
students-library.com
- Презентация "Школа избирателя" презентация к уроку по обществознанию (9 класс) на тему
- Наставничество: как минимизировать затраты на обучение и ускорить адаптацию
- Птица солнце из дерева и щепы
- Отставки по собственному вряд ли спасут таможенную верхушку от увлекательного путешествия на нары Кто с кем связан