Культура и этика предпринимательской деятельности. Сущность культуры предпринимательства
Культура предпринимательства является неотъемлемым элементом организации предпринимательской деятельности. Она базируется на общих понятиях культуры и неразрывно с ней связана. Культура предпринимательства - это определенная, сложившаяся сово-купность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами (законами, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса. Бизнес-культура - культура ведения бизнеса: культура как отдельной организации, так и страны в целом. С течением времени всеобщая бизнес культура приобрела общие черты, включающие в себя следующие компоненты: Всегда выполнять свои обязанности на высочайшем уровне компетентности. Брать на себя инициативу и идти на риск. Приспосабливаться к переменам. Принимать решения. Работать в команде. Быть открытым для информации, знаний или новостей о грядущих или актуальных проблемах. Доверять и быть достойным доверия. Уважать других (клиентов, поставщиков, коллег), а также самого себя. Судить и подвергаться суду окружающих, вознаграждать и быть вознагражденным в зависимости от результатов. Первым всеобщим элементом культуры предпринимательской деятельности является ее законность. Вторым элементом - строгое выполнение обязательств и обязанностей, вытекающих из правовых актов, договорных отношений и совершаемых законных сделок, из обычаев делового оборота, что проявляется в ненанесении не только имущественного, но и морального вреда партнерам, конкурентам, потребителям, наемным работникам. Следующим важным элементом культуры предпринимательства является честное ведение его субъектами своего бизнеса. Честное отношение к людям, потребителям, партнерам, государству - это действительно ведущий признак культуры предпринимательства. Важно также соблюдение предпринимателями общих этических норм, включающих профессиональную этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила осуществления бизнеса, уровень культуры и воспитания предпринимателей, степень их притязаний, соблюдение обычаев и нравов, действующих в обществе, уровень знаний, необходимых для осуществления законного бизнеса и др. Культура предпринимательства как проявление правовых и этических критериев (норм) включает следующие отношения: с государством, с обществом, с потребителями, со служащими, с партнерами, с конкурентами и другими хозяйствующими субъектами, а также соблюдение действующих правовых актов, стандартов, правил, норм, прямо или косвенно влияющих на развитие предпринимательства. Предпринимательская деятельность направлена на систематическое извлечение прибыли, но не всяческими путями и методами, а только на законных основаниях. Культура предпринимательства означает, что предприниматели, создав собственное дело, осуществляют законный бизнес и получают доход (прибыль) на законных основаниях. Формирование культуры предпринимательства определяется многими факторами, среди которых первые места занимают цивилизованная внешняя предпринимательская среда, общественный и государственный менталитет, реально действующие правовые нормы, устанавливающие права, обязанности, ответственность предпринимателей, защищающие их от агрессивной окружающей среды, и, конечно, сам предприниматель и его корпоративная культура.
Предпринимательская этика Предпринимательская этика - одна из сложных проблем формирования культуры цивилизованного предпринимательства, так как этика вообще - это учение и практика поведения индивидуумов (граждан) в соответствии с идеями о должном, о добре и в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения. Это учение о назначении человека, о смысле его жизни. Это система моральных и нравственных норм, включая общеобязательные правила поведе-ния людей. Этические нормы в предпринимательстве представляют собой совокупность признаков поведения граждан, осуществляющих предпри-нимательскую деятельность в различных сферах экономики, направленную на удовлетворение потребностей рынка, конкретных потребителей, общества и государства. Предпринимательская этика базируется на общих этических нормах и правилах поведения, сложившихся в стране, в мире, а также на профессиональной этике, проявляющейся в той или иной сфере деятельности. В связи с общеэтическими нормами поведения граждан предпринимательская этика неразрывно связана с такими понятиями, как честность, совесть, авторитет, благородство, вежливость, честолюбие, самолюбие, бесстыдство, лицемерие, злорадство, злословие, месть, коварство, грубость, и с другими понятиями. Как видно, одни понятия связаны с положительными (позитивными) принципами и чертами поведения, а другие - с отрицательными (негативными). Только неполное перечисление характерных черт поведения отдельных предпринимателей свидетельствует о комплексном понятии предпринимательской этики, которая, как правило, должна базироваться на общечеловеческих, общегуманных принципах, на общих принципах осуществ-ления рискового, новаторского, инновационного, компетентного, законного, честного предпринимательства в противоположность рутинному, незаконному, некомпетентному бизнесу. Всем хорошо известно, что отношения между людьми могут существенно влиять на степень этичности поведения. То, что мы никогда не сделали бы в отношении друзей и знакомых, часто, не задумываясь, позволяем себе в отношении незнакомцев. Конечно, нравственный человек должен одинаково корректно, доброжелательно, честно и беспристрастно относиться ко всем людям. Характер межличностных отношений может как повышать, так и понижать нравственный уровень поведения. Создавая здоровую атмосферу в организации, поддерживая дух товарищества и взаимопонимания между коллегами, руководство может управлять уровнем нравственного сознания в коллективе. Предприниматель, начинающий свое дело ради того, чтобы обеспечить существование, разбогатеть, достигнув этой цели, нередко работает уже ради самого дела, а не прибылей, которые становятся олицетворением успеха, возвышающего человека в обществе и доказывающего важность затеянного им дела. Предприниматель может задаться высокими целями: дать заработки населению, обеспечить страну продуктами, освободить ее от экономической зависимости. Отрицательная мотивация губительна для любого индивида, а для бизнесмена особенно. Неудача со всеми ее последствиями постоянно рисуется в мыслях; нарастает страх; вся энергия уходит на то, чтобы избежать неудачи, не понести ущерба. Поэтому ради достижения цели бизнесмен должен настроить себя на успех, мыслить позитивно. Многие исследователи солидарны в том, что культура отечественного предпринимательства еще не сформирована, но расходятся в этической оценке деловой практики, разделяясь на два лагеря. Представители первого лагеря убеждены, что эпоха «дикого рынка» заставляет каждого предпринимателя заниматься исключительно проблемами собственного выживания, а потому ни о какой экономической культуре и речи быть не может. Противоположная точка зрения заключается в том, что сложились определенные, может быть и несовершенные, принципы поведения предпринимателей, поскольку получить большие прибыли нечестными средствами можно, а вот удержаться в деловой среде человеку с подмоченной репутацией нельзя. Сторонники подобных воззрений ссылаются на то, что русские купцы умели держать слово и упорно отдавали предпочтение товариществам «на вере», вспоминают Морозовых, Строгановых, Третьяковых, Рябушинских, традиции меценатства и благотворительности. Попытки искать корни культуры современного предпринимательства в далеком прошлом, скорее всего, не слишком правомерны, если учесть, что на протяжении последних семидесяти лет планомерно уничтожался генофонд нации. Вряд ли с уверенностью можно утверждать, будто в нашем сознании сохранились духовные начала, заложенные предками. Несформированность деловой этики скорее связано с трудностями становления, в том числе психологическими барьерами, которые воздвигает общество, упорно отказываясь признать предпринимательство общественно полезной деятельностью, а также административными препонами, взяточничеством и неоформленностью юридической базы. Социологи поставили цель – исследовать три важнейших аспекта деловых отношений, каждый из которых представляет одну из наиболее сложных и острых проблем на пути формирования деловой этики: 1. выполнение деловыми партнерами взаимных обязательств; 2. применение силовых методов в деловых отношениях; 3. взаимоотношения с властными структурами и коррупция. Нарушение деловых обязательств – срыв поставок, несоблюдение условий договоров - стало широко распространенным явлением, за которым скрывается как мошенничество, так и элементарная необязательность. Мелкие предприниматели видят в несоблюдении условий договоров одну из основных причин, подрывающих финансовое положение их фирм и влекущих за собой скорое банкротство. Арсенал силовых методов широк, и они встроены как важная часть в механизм контроля деловых обязательств. Профессиональные силовые группы принимают активное участие в выяснении отношений с недобросовестными и необязательными партнерами и клиентами, «выколачивании» долгов. В деловом общении «сверху - вниз», т.е. в отношении руководителя к подчиненному, золотое правило этики можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель». Без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным большинство людей чувствуют себя в коллективе дискомфортно, нравственно незащищено. Отношение руководителя к подчиненным влияет на характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат. Именно на этом уровне формируются в первую очередь нравственные эталоны и образцы поведения. Руководитель должен стремиться превратить свою организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами поведения, приобщать сотрудников к целям организации. Человек испытывает психологический комфорт, когда ощущает себя полноправным членом коллектива. Вместе с тем каждый стремиться быть индивидуальностью и хочет, чтобы его уважали.
Культура предпринимательства является неотъемлемым элементом организации предпринимательской деятельности. Она базируется на общих понятиях культуры и неразрывно с ней связана. Культура предпринимательства - это определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами (законами, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса. Бизнес - культура ведения бизнеса: культура, как отдельной организации, так и страны в целом. С течением времени всеобщая бизнес культура приобрела общие черты, включающие в себя следующие компоненты. Всегда выполнять свои обязанности на высочайшем уровне компетентности. Первым всеобщим элементом культуры предпринимательской деятельности является ее законность.
Вторым элементом - строгое выполнение обязательств и обязанностей, вытекающих из правовых актов, договорных отношений и совершаемых законных сделок, из обычаев делового оборота, что проявляется в не нанесении не только имущественного, но и морального вреда партнерам, конкурентам, потребителям, наемным работникам. Следующим важным элементом культуры предпринимательства является честное ведение его субъектами своего бизнеса. Честное отношение к людям, потребителям, партнерам, государству - это действительно ведущий признак культуры предпринимательства. Важно также соблюдение предпринимателями общих этических норм, включающих профессиональную этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила осуществления бизнеса, уровень культуры и воспитания предпринимателей, степень их притязаний, соблюдение обычаев и нравов, действующих в обществе, уровень знаний, необходимых для осуществления законного бизнеса и другие. Культура предпринимательства как проявление правовых и этических критериев (норм) включает следующие отношения: с государством, с обществом, с потребителями, со служащими, с партнерами, с конкурентами и другими хозяйствующими субъектами, а также соблюдение действующих правовых актов, стандартов, правил, норм, прямо или косвенно влияющих на развитие предпринимательства. Предпринимательская деятельность направлена на систематическое извлечение прибыли, но не всяческими путями и методами, а только на законных основаниях. Культура предпринимательства означает, что предприниматели, создав собственное дело, осуществляют законный бизнес и получают доход (прибыль) на законных основаниях.
Формирование культуры предпринимательства определяется многими факторами, среди которых первые места занимают цивилизованная внешняя предпринимательская среда, общественный и государственный менталитет, реально действующие правовые нормы, устанавливающие права, обязанности, ответственность предпринимателей, защищающие их от агрессивной окружающей среды, и, конечно, сам предприниматель, и его корпоративная культура. Предпринимательская этика - одна из сложных проблем формирования культуры цивилизованного предпринимательства, так как этика - это учение и практика поведения индивидуумов (граждан) в соответствии с идеями о должном, о добре и в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения. Это учение о назначении человека, о смысле его жизни. Это система моральных и нравственных норм, включая общеобязательные правила поведения людей .
Этические нормы в предпринимательстве представляют собой совокупность признаков поведения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики, направленную на удовлетворение потребностей рынка, конкретных потребителей, общества и государства. Предпринимательская этика базируется на общих этических нормах и правилах поведения, сложившихся в стране, в мире, а также на профессиональной этике, проявляющейся в той или иной сфере деятельности.
В связи с общеэтическими нормами поведения граждан предпринимательская этика неразрывно связана с такими понятиями, как честность, совесть, авторитет, благородство, вежливость, честолюбие, самолюбие, бесстыдство, лицемерие, злорадство, злословие, месть, коварство, грубость, и с другими понятиями. Только неполное перечисление характерных черт поведения отдельных предпринимателей свидетельствует о комплексном понятии предпринимательской этики, которая, как правило, должна базироваться на общечеловеческих, общегуманных принципах, на общих принципах осуществления рискового, новаторского, инновационного, компетентного, законного, честного предпринимательства в противоположность рутинному, незаконному, некомпетентному бизнесу.
Всем хорошо известно, что отношения между людьми могут существенно влиять на степень этичности поведения. Нравственный человек должен одинаково корректно, доброжелательно, честно и беспристрастно относиться ко всем людям. Характер межличностных отношений может, как повышать, так и понижать нравственный уровень поведения. Создавая здоровую атмосферу в организации, поддерживая дух товарищества и взаимопонимания между коллегами, руководство может управлять уровнем нравственного сознания в коллективе .
Предприниматель, начинающий свое дело ради того, чтобы обеспечить существование, разбогатеть, достигнув этой цели, нередко работает уже ради самого дела, а не прибылей, которые становятся олицетворением успеха, возвышающего человека в обществе и доказывающего важность затеянного дела. Предприниматель может задаться высокими целями: дать заработки населению, обеспечить страну продуктами, освободить ее от экономической зависимости. Отрицательная мотивация губительна для любого индивида, а для бизнесмена особенно. Неудача со всеми ее последствиями постоянно рисуется в мыслях; нарастает страх; вся энергия уходит на то, чтобы избежать неудачи, не понести ущерба. Поэтому ради достижения цели бизнесмен должен настроить себя на успех, мыслить позитивно. Многие исследователи солидарны в том, что культура предпринимательства еще не сформирована, но расходятся в этической оценке деловой практики, разделяясь на два лагеря.
Представители первого лагеря убеждены, что эпоха «дикого рынка» заставляет каждого предпринимателя заниматься исключительно проблемами собственного выживания, а потому ни о какой экономической культуре и речи быть не может.
Противоположная точка зрения заключается в том, что сложились определенные, может быть и несовершенные, принципы поведения предпринимателей, поскольку получить большие прибыли нечестными средствами можно, а вот удержаться в деловой среде человеку с подмоченной репутацией нельзя. Сторонники подобных воззрений ссылаются на то, что купцы умели держать слово и упорно отдавали предпочтение товариществам традиции меценатства и благотворительности.
Попытки искать корни культуры современного предпринимательства в далеком прошлом, скорее всего, не слишком правомерны, если учесть, что на протяжении последних семидесяти лет планомерно уничтожался генофонд нации. Вряд ли с уверенностью можно утверждать, будто в нашем сознании сохранились духовные начала, заложенные предками. Несформированность деловой этики скорее связано с трудностями становления, в том числе психологическими барьерами, которые воздвигает общество, упорно отказываясь признать предпринимательство общественно полезной деятельностью, а также административными препонами, взяточничеством и неоформленностью юридической базы. Социологи поставили цель - исследовать три важнейших аспекта деловых отношений, каждый из которых представляет одну из наиболее сложных и острых проблем на пути формирования деловой этики:
1. выполнение деловыми партнерами взаимных обязательств;
2. применение силовых методов в деловых отношениях;
3. взаимоотношения с властными структурами и коррупция.
Нарушение деловых обязательств - срыв поставок, несоблюдение условий договоров - стало широко распространенным явлением, за которым скрывается как мошенничество, так и элементарная необязательность. Мелкие предприниматели видят в несоблюдении условий договоров одну из основных причин, подрывающих финансовое положение их фирм и влекущих за собой скорое банкротство.
Арсенал силовых методов широк, и они встроены как важная часть в механизм контроля деловых обязательств. Профессиональные силовые группы принимают активное участие в выяснении отношений с недобросовестными и необязательными партнерами и клиентами, «выколачивании» долгов. В деловом общении «сверху - вниз», т.е. в отношении руководителя к подчиненному, золотое правило этики можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель» .
Без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным большинство людей чувствуют себя в коллективе дискомфортно, нравственно незащищено. Отношение руководителя к подчиненным влияет на характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат. Именно на этом уровне формируются в первую очередь нравственные эталоны и образцы поведения. Руководитель должен стремиться превратить свою организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами поведения, приобщать сотрудников к целям организации. Человек испытывает психологический комфорт, когда ощущает себя полноправным членом коллектива. Вместе с тем каждый стремиться быть индивидуальностью и хочет, чтобы его уважали.
Выводы
В Украине неотвратимо осуществляются экономические реформы, хотя не всегда последовательно и обоснованно. Результатом реформ является становление и развитие новых экономических, финансовых, социальных и других отношений, базирующихся на формировании рыночной экономики, в которой ведущим субъектом хозяйствования являются предприниматели (коллективные и индивидуальные). Малое предпринимательство есть неотъемлемой составной частью любой экономической системы. Становление малого бизнеса есть жизненно необходимым условием реформирования украинской экономики. Малое предпринимательство способное обеспечить структурную перестройку экономики, создать новые рабочие места, оказывать содействие процессам приватизации и демократизации. Малое предпринимательство, как самый уязвимый сектор экономики, не получает надлежащей защиты и поддержки государства.
Немедленных изменений требует налоговая ситуация. Необходимо реформировать налоговую систему для всех предприятий: уменьшить налоговое давление путем снижения налогов, НДС, таможенного собрания на импортированную продукцию, уменьшить количество налогов и разнообразных платежей; превратить налоговую систему в стимулирующий фактор развития малого бизнеса. Действие Указа Президента относительно льготного налогообложения микропредприятий нужно распространить на все малые предприятия. Право на единый льготный налог должны иметь не только микропредприятия, но и другие субъекты малого бизнеса. Тем не менее, это право целесообразно оставить для микропредприятий на неограниченное время, а для малых предприятий лимитировать его действие к первым двум-трем годам деятельности. Для развития предпринимательства необходимы реализация общегосударственной и региональной политики поддержки малого предпринимательства в приоритетных направлениях на основе конкретных инвестиционных проектов за счет государственных и местных источников финансирования; дальнейшее развитие и усовершенствование рыночной инфраструктуры, которое бы обеспечивало поддержку и функционирование в первую очередь малого и среднего бизнеса; создание необходимых условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций. При создании новых производственных формирований возникает много проблем.
В Украине это обусловлено, прежде всего, несовершенством законодательства: не полностью проработаны методы согласования работы комплексов с центральными и местными административно-хозяйственными ведомствами; не установлены границы экономической самостоятельности этих комплексов; взаимоотношения ассоциаций, концернов с государственными и местными органами управления во многих случаях не имеют четкой правовой регламентации; не разработаны правовые основы информационного обслуживания комплексов, а также развития кооперации, сохранения сложившихся производственных связей. Кроме того, при образовании крупных производственных комплексов, как правило, обостряется проблема монополизма. Создание сверхкрупных производственных комплексов, сосредоточивающих на своих предприятиях выпуск основной части однотипной продукции страны, представляет реальную угрозу возникновению монополизации рынка, усиления инфляции, сдерживания научно-технического прогресса.
Решение проблемы состоит в организации параллельных производств однотипной продукции, развитии внешнеэкономических связей. Однако на создание параллельных структур и конкурсное размещение заказов потребуется значительное время. Поэтому государственные органы считают первоочередным и наиболее доступным методом ограничения монополизма разработку системы экономических и правовых мер государственного регулирования процессов интеграции производства в рамках концернов и ассоциаций.
Предпринимательская этика - одна из сложных проблем формирования культуры цивилизованного предпринимательства, так как этика вообще - это учение и практика поведения индивидуумов (граждан) в соответствии с идеями одолжном, о добре и в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения. Это учение о назначении человека, о смысле его жизни. Это система моральных и нравственных норм, включая общеобязательные правила поведения людей.
Предпринимательская деятельность, как и любая экономическая, хозяйственная, профессиональная деятельность дееспособных граждан, имеет правовые и этические критерии, нормы, правила поведения, отступление от которых грозит субъектам предпринимательской деятельности негативными последствиями. Право нормы поведения предпринимателей и организаций устанавливаются законами и нормативными актами, невыполнение которых грозит серьезными мерами наказания, вплоть до банкротства и лишения свободы.
Поэтому очень важным условием развития цивилизованного предпринимательства является не только принятие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, но и формирование правовой культуры.
Этические нормы в предпринимательстве представляют собой совокупность признаков поведения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики, направленную на удовлетворение потребностей рынка, конкретных потребителей, общества и государства. Предпринимательская этика базируется на общих этических нормах и правилах поведения, сложившихся в стране, в мире, а также на профессиональной этике, проявляющейся в той или иной сфере деятельности. В связи с общеэтическими нормами поведения граждан предпринимательская этика неразрывно связана с такими понятиями, как честность, совесть, авторитет, благородство, вежливость, честолюбие, самолюбие, бесстыдство, лицемерие, злорадство, злословие, месть, коварство, грубость, и с другими понятиями. Как видно, одни понятия связаны с положительными (позитивными) принципами и чертами поведения, а другие - с отрицательными (негативными). Только неполное перечисление характерных черт поведения отдельных предпринимателей свидетельствует о комплексном понятии предпринимательской этики, которая, как правило, должна базироваться на общечеловеческих, общегуманных принципах, на общих принципах осуществления рискового, новаторского, инновационного, компетентного, законного, честного предпринимательства в противоположность рутинному, незаконному, некомпетентному бизнесу.
На формировании предпринимательской этики сказываются формы общественного сознания (менталитета) и общественных отношений, направленных на утверждение самоценности гражданина как предпринимателя, проявление его лучших человеческих качеств, экономической свободы, его ответственности перед потребителями, обществом. Предпринимательская этика опирается на моральные принципы, относящиеся к нравам, характеру, притязаниям предпринимателей, а потому неразрывно связана с их мотивами, побуждениями.
Этические проблемы предпринимателей постоянно возникают и разрешаются, в первую очередь, с потребителями, при этом государство защищает интересы потребителей. Этические отношения предпринимателей как собственников дела связаны с наемными работниками. Эти отношения оказывают особое влияние на уровень предпринимательского успеха. Важное значение в развитии цивилизованного предпринимательства имеют отношения с хозяйствующими партнерами, конкурентами, обществом. Предпринимательская этика проявляется в таких категориях, как верность данному слову, принятому на себя обязательству, моральной ответственности за невыполнение установленных правовыми нормами обязанностей.
Чтобы овладеть навыками корректного поведения, нужно соблюдать:
- * правила представления и знакомства;
- * правила проведения деловых контактов;
- * правила поведения на переговорах;
- * требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде;
- * требования к речи;
- * культуру служебных документов и другие элементы предпринимательского этикета, который является составной частью предпринимательской этики. культура предпринимательство этический
Предпринимательский этикет представляет собой совокупность правил поведения предпринимателя, регулирующих его внешние проявления с окружающим миром, с другими предпринимателями, конкурентами, сотрудниками, со всеми индивидуумами, с которыми предприниматель контактирует не только при осуществлении своего бизнеса, но в любой жизненной ситуации. Hужно перечислить некоторые черты, которыми должен обладать руководитель, чтобы ему сопутствовал успех в делах и чтобы он нашел полное понимание подчиненных.
Предприниматель будет лучше воспринят людьми, если:
он будет первым приветствовать собеседника, независимо от его положения (подчиненный или партнер);
он будет обращаться к сослуживцам по имени и отчеству;
он будет в деловой обстановке обращаться к подчиненным на "Вы"; - он не будет без особой необходимости отдавать распоряжения "через голову" нижестоящего руководителя, подрывая его авторитет;
он будет относиться ко всем сотрудникам ровно и выдержанно вне зависимости от личных симпатий и антипатий;
он установит четкий порядок, при котором максимально уменьшится вероятность того, что ему кто-то помешает в работе;
установит порядок, когда любой сотрудник в достаточно короткий срок сможет встретиться с ним и обсудить любой вопрос;
он не будет вести бесед, которые создают впечатление избранности и секретности;
он обладает искусством собеседника, то есть умеет выслушать человека;
он умеет эффективно пользоваться "бессловесной информацией", то есть понимать информацию от стиля, манер, одежды, жестов, мимики собеседника;
он умеет осторожно использовать слово "я";
он будет высказываться кратко и по существу;
он будет избегать назидательности;
он будет всегда безупречно одет;
он всегда выполняет обещания в срок.
Все названное выше действительно имеет важное значение для удачного ведения дел предпринимателем. Стандарты этичного поведения различаются в разных странах. Поведение зачастую определяется средствами принудительного выполнения закона, а не собственно существованием закона. Этичность поведения не имеет "верхних" границ. Многонациональные организации характеризуются высоким уровнем этической ответственности и подконтрольности. Внимание страны к этике возрастает с ростом уровня экономического благосостояния.
Многонациональные организации должны следовать следующим рекомендациям:
Разработка этических нормативов, применимых во всем мире.
Учет этических вопросов при разработке стратегии.
Уход с сомнительного рынка при возникновении крупных неразрешаемых этических проблем.
Составление периодических отчетов о "воздействии на этику".
Условиями формирования цивилизованной предпринимательской этики являются:
Свобода - как политическая, так и экономическая. А следовательно, демократическое государство, многопартийность, свобода слова, печати, совести, свободная конкуренция товаропроизводителей, свобода выбора экономического субъекта, свободное ценообразование, равенство любых физических и юридических лиц в осуществлении предпринимательской деятельности, суверенитет потребителя и т. д.;
Стабильность - сильная исполнительная власть, парламентские средства политической борьбы, стабильность законодательства;
Пропаганда - создание с помощью средств массовой информации образа преуспевающего делового человека, обладающего высокими моральными принципами, осуждение коррупции, стяжательства, нечестной конкуренции;
Право - не только нормативное закрепление наиболее общих социально приемлемых стандартов поведения, регламентирующих деятельность предпринимателя, но и в не меньшей степени борьба с негативными проявлениями в среде отечественного бизнеса
Уважение к закону, действующему праву собственника должно стать непременным атрибутом рыночной идеологии бизнеса. Кроме того, необходимо иметь ввиду, что на первых порах, пока еще не сформировались традиции, общие моральные ценности участников рыночных отношений, роль правового регулирования особенно ответственна. Важно не только принимать хорошие законы, но и неукоснительно добиваться их соблюдения, иметь соответствующие механизмы ответственности за их нарушение;
Теперь можно эти постулаты профессиональной этики предпринимателя рассмотреть как основу этического кодекса предпринимателя.
Вот как определили их специалисты:
Цивилизованный предприниматель…
убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества;
исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с предпринимателем;
верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к бизнесу как к искусству;
признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;
уважает себя как личность, а любую личность - как себя;
уважает любую собственность, государственную власть, общественные движения, социальный порядок, законы;
доверяет себе, но и другим, уважает профессионализм и компетентность;
ценит образование, науку и технику, культуру, уважает экологию;
стремится к нововведениям;
не перекладывает ответственность за принятие нужного решения на подчиненных;
терпим к недостаткам других людей;
согласовывает цели предприятия с личными целями сотрудников;
никого никогда не унижает;
имеет бесконечное терпение.
– система норм нравственного поведения и обязанностей людей по отношению друг к другу и обществу в целом.
Этика деловых отношений – это система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в профессиональной деятельности. В нее входят:
Этическая оценка внутренней и внешней политики организации;
Моральные принципы членов организации;
Моральный климат в организации;
Нормы делового этикета.
В каждой компании имеется определенная система общепризнанных нравственных процедур (норм, ценностей, знаний), обязательных для всех участников предпринимательской деятельности. Ядро корпоративной этики формируется основателями организации и непосредственно связано с их жизненным опытом и мировоззрением. Репутация и авторитет руководителя, эффективность его работы воспринимается подчиненными как данность, и они, в той или иной мере, начинают подражать ему. Любой человек, решивший стать предпринимателем, то есть начать свое дело, войти в мир бизнеса, уже только по этому является личностью неординарной. И качества этой личности начинают реализовываться, проецироваться на создаваемую им предпринимательскую организацию. Именно в человеческом взаимодействии и формируются корпоративные этические ценности.
Этика национального хозяйствования формируется совместными усилиями в сфере государства, деловых кругов, профсоюзного, гражданского общества и церкви .
Культура – это совокупность производственных, общественных и духовных потребностей людей, или высокий уровень чего-либо, высокое развитие, умение . Существует еще множество определений, однако по сути, они сводятся к тому, что культура – это понятие, интегрирующее различные аспекты жизни, деятельности, поведения людей, их объединений, общества в целом на определенном историческом этапе своего развития.
Любая культура, в том числе и предпринимательская, содержит два основных аспекта: ценности и процедуры. Ценности – это этические идеалы, качества, являющиеся высшими нравственными категориями. Процедура – это официально зафиксированные и не писаные правила поведения, основанные на указанных ценностях.
В настоящее время используются термины «культура предпринимательства», «культура предприятия (фирмы)», «хозяйственная культура», «корпоративная культура», «организационная культура». Все это идентичные понятия, под которыми понимается духовная жизнь людей в предпринимательской среде, в организации, их идейное нравственное состояние, ощущения, мышление и действия .
Хозяйственная культура – это как бы проекция экономики на сферу культуры; верно также обратное утверждение, согласно которому она является проекцией культуры на сферу экономики. Другими словами, культурная компонента экономической деятельности (хозяйственная культура) неотделима от самой этой деятельности, является ее необходимой предпосылкой и способна активно воздействовать на нее, усиливая или замедляя развитие экономики. Точно так же можно утверждать, что экономическая составляющая культуры (хозяйственная культура) воздействует на всю культурную среду данного общества (включая науку, искусство, религию), причем прямо, непосредственно отражается на тех сферах культуры, которые наиболее тесно связаны с хозяйственной (таковыми являются правовая и политическая культура).
По отношению к хозяйственной деятельности культурная среда подразделяется на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя культурная среда является составной частью макросреды, которая оказывает влияние на поведение субъектов хозяйственной деятельности.
Внутренняя культурная среда относится к микросреде субъекта хозяйственной деятельности и имеет отношение как к самой фирме, так и к партнерам, с которыми осуществляется взаимодействие.
Состав культурной среды характеризуется совокупностью факторов, к которым относят политику, технологию, образование, искусство, ценности и отношения, религию, язык, правоведение, социальный статус (Рис. 2.4).
Политика является всем известной категорией, однако не все предприниматели учитывают возможности этого фактора культуры в организации предпринимательства. Изучение политики может помочь понять потенциал общественного вклада той или иной страны в деловой климат фирмы. Стабильность политического климата, характеристики группировок, партий, поддерживающих зарубежный бизнес или препятствующих ему, степень влияния каждой из этих группировок – это те факторы, которые позволяют оценить степень предпринимательского риска в политическом отношении.
Технология – это область точных понятий, методов, измерений и знаний. Изучение технического уровня среды предпринимательства может дать информацию об уровне развития и потенциале рынка, о степени развитости его инфраструктуры, о том, какова степень урбанизации и развития «промышленных ценностей», а также выявить отношение к науке и нововведениям, установить научный потенциал, возможности проведения научных исследований.
Образование и искусство, их уровень и профиль редко учитываются в организации предпринимательской деятельности. Сравнительный анализ этих факторов культуры может оказать помощь при изучении грамотности и ее влияния на техническое и профессиональное обучение, а также на эффективность рыночных связей и предпринимательских отношений. Образовательный уровень формирует к тому же отношение к ценностям, что целесообразно определять при формировании и развитии предпринимательской деятельности.
Религия оказывает большое влияние на экономическую деятельность. Все основные религии – буддизм, ислам, христианство и др. – имеют несколько разновидностей, конфессий (например, католицизм и протестантство в христианстве). Своеобразный взгляд на мир и истинные ценности, отправление религиозных обрядов могут стимулировать или препятствовать стремлениям к переменам, использованию новых методов в предпринимательстве. Для успешного осуществления предпринимательской деятельности необходимо учитывать развитость, роль и особенности религии в каждой стране, где планируется организация бизнеса.
Язык является основой, средством любой коммуникации, в том числе и предпринимательского общения. На земном шаре имеется около 100 официальных языков и не менее 3000 самостоятельных диалектов. В предпринимательской деятельности – как на национальных, так и на международных рынках – требуется знание нескольких языков. Английский язык является доминирующим, по меньшей мере 2/3 деловой переписки в мире осуществляется на этом языке. Есть страны, где стремятся пользоваться только своим языком, например во Франции. Это следует учитывать при организации бизнес-коммуникаций предпринимателям, бизнесменам, деловым людям.
Правоведение – знание законов своей страны, которые отражают нормы и правила отношений к ценностям, к собственности, защите личности; это знание не должно восприниматься предпринимателями как второстепенный элемент культуры. Сравнение различных систем законодательства способствует пониманию традиций бизнеса в различных странах. Это может помочь избежать конфликтов, а в случае необходимости – обратиться к органам правовой защиты.
Социальный статус населения, социальные особенности организации общества и первой его ячейки – семьи, в предпринимательстве имеют такое же значение, как и другие факторы культурной среды. Предприниматель в этом контексте должен знать, представляют ли его деловые партнеры семейные фирмы или же он будет иметь дело с профессиональными партнерами. Не менее важным является исследование социальной стратификации населения, чтобы установить, существует ли заметная разница между высшими, средними и низшими классами и каково их отношение к предпринимательству. Исследование и знание социальных особенностей общественных организаций позволяют установить, будут ли они содействовать или противостоять успеху в деятельности предпринимателя в конкретных социальных условиях.
Кроме того, хозяйственная культура всегда существует в определенных пространственных и конкретно-исторических условиях. Поэтому она испытывает воздействие и со стороны пространственных факторов (количественных и качественных) – особенностей климата, ландшафта, местонахождения страны, наличия в ней водных и иных путей сообщения, размеров ее общей и сельскохозяйственной территорий, их качества (полезные ископаемые, плодородие почвы и т. д.), и со стороны факторов временных (тот или иной период исторического развития данной хозяйственной культуры, этап воздействия на нее иных культур).
Так, в истории России наличие огромных неосвоенных пространств вызывало доминирование экстенсивного типа хозяйства над интенсивным; относительно суровый климат в сочетании с большим пространством предопределял необходимость коллективного, а не индивидуального хозяйствования. С этим во многом связана необычайная стойкость в России такой хозяйственной формы, как община, которая сохранилась здесь до XX столетия (даже после революции 1917 г. отдельные общинные элементы были отчасти сохранены в колхозах). В этой связи можно утверждать: возникнув под воздействием географических и иных факторов, хозяйственная форма может, укрепившись, оказывать значительное воздействие как на структурные составляющие хозяйственной, правовой и политической культур, так и на религию, науку, искусство и другие специализированные области культуры. Это мы и видим на примере русской общины.
Как уже отмечалось, существенным моментом содержания хозяйственной культуры является ценностное отношение к труду, богатству, накоплению, экономической деятельности вообще. Вовсе не случаен, скажем, факт возникновения и утверждения капитализма именно на базе протестантской этики, трактующей труд как высшую добродетель, а богатство – как благословение Божие, которое в то же время налагает на его владельца ответственность перед Богом. Наиболее систематично эту взаимосвязь выразил М. Вебер в своей классической работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), где впервые сформулированы проблемы «хозяйственной этики».
Известный русский мыслитель С.Н. Булгаков в начале ХХ века обращал внимание на известный факт близкой связи русского предпринимательства со старообрядчеством, из которого вышли представители целого ряда крупнейших российских предпринимателей. С его точки зрения, было бы «особенно интересно» вычленить и проанализировать «экономические потенции православия», которое коренным образом отличается от протестантизма. Православие, утверждал С.Н. Булгаков, располагает могучими средствами воспитания личности, выработки у нее чувства ответственности и долга, так необходимых для предпринимательской деятельности. «Нужно понять, что и хозяйственная деятельность может быть общественным служением и исполнением нравственного долга, и только при таком к ней отношении и при воспитании общества в таком ее понимании создается наиболее благотворная атмосфера как для развития производства, так и для реформ в области распределения, для прогресса экономического и социального» .
В современных условиях, в условиях постиндустриального развития значимость культурных, ценностно-мотивационных факторов экономической деятельности резко повышается. Они в немалой степени определяют ныне экономический рост как на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, так и применительно к народнохозяйственному целому. В этой связи важно отметить следующее.
Вплоть до первой половины XX столетия воспроизводство культурной среды происходило в основном стихийно и культура в целом действовала как «даровой ресурс». А формирование ценностной среды если и регулировалось сознательно, то лишь в сферах, удаленных от собственно хозяйственной – в идеологии, науке, искусстве (лишь в сфере образования отчасти имело место регулирование ценностной среды, приближенное к хозяйственным потребностям). Однако уже и 60 – 70-е гг. (в 80-х гг. этот процесс усилился) воздействие государства и бизнеса на хозяйственную культуру приобретает плановый, скоординированный характер; оно превращается в национальную стратегию и даже закрепляется в сфере политической культуры. Пионерами в деле управления хозяйственной культурой внутри корпораций стали японские фирмы. Их пример принципиально нового отношения к культуре, воплощаемого в огромные прибыли, заставил и американские, и западноевропейские компании отказаться от присущего им «технократического» подхода. В середине 80-х гг. более половины крупнейших американских корпораций перешло к управлению хозяйственной и организационной культурой. Среди высокоприбыльных компаний 88% имели специальные подразделения, отвечающие за организацию внедрения «высших ценностей», 65% – специальные программы увязки этих ценностей с мерами по повышению производительности труда, 58% – соответствующие целевые курсы для персонала.
В принципе управление трудовой этикой и хозяйственно-организационной культурой было известно и в средние века. Гильдии купцов, цехи ремесленников наряду с технологическими секретами мастерства имели определенные «кодексы чести», кодексы трудовой этики, которые передавались от отцов к сыновьям. С переходом к буржуазному строю, к индустриализму окончательно выкристаллизовывается особая специализированная сфера хозяйственной культуры, касающаяся всего общества, а не отдельных лишь его подсистем. Хозяйственная культура универсализируется, национальные культуры приобретают черты, характерные для промышленной стадии развития. Японские фирмы во многом возродили эти феодально-цеховые черты в своих внутренних отношениях, но сделали ставку в основном на коллективизм и единство служащих фирмы, тогда как в американских фирмах пытались стимулировать дух предпринимательской активности. Ныне имеет место как бы встречное движение хозяйственных предпринимательских культур Востока и Запада: Запад стремится развить в своих корпорациях принципы коллективизма и ценностного отождествления каждого работника с целями и организационно-хозяйственной культурой фирмы, а Восток пытается задействовать в рамках корпорации деятельные индивидуально-предпринимательские мотивации, без которых невозможна современная инновационно-предпринимательская культура.
Обобщая, можно сказать, что чисто «технократическое» понимание экономического роста, не учитывающее огромную роль культурной компоненты хозяйства, ныне преодолено и в развитых странах Запада, и в развивающихся странах Востока. Это естественно, ибо управление хозяйственной культурой в целом и важнейшей ее составляющей – ценностной мотивацией к труду, равно как и стереотипами хозяйственного поведения субъектов, – объективная насущная потребность и для мощных индустриальных держав, и для развивающихся государств, пытающихся мобилизовать заключенные в их культуре специфические традиционалистские факторы в целях экономического развития и модернизации.
Однако уровни и размах управления хозяйственной культурой в странах с развитой рыночной экономикой и в странах с переходной (транзитивной) экономикой разумеется весьма различны. Применительно к первым состояние этого вида управления диктуется высотой «постиндустриального развития», требующего не просто квалифицированного исполнителя, встроенного в иерархическую бюрократическую структуру корпорации, а деятельного энергичного предпринимателя, имеющего определенную свободу и ответственность внутри корпорации, не отчужденного от нее, а личностно с ней слитого.
Становление подобного рода инновационно-предпринимательской культуры анализируется ныне и в теоретическом, и в организационно-прикладном плане, причем прикладные исследования зачастую опережают собственно научные разработки в этой области. В итоге «корпоративная этика» оценивается как «главный актив компании».
Новый тип личности, формируемый в корпорации, – это тип лидера-носителя инновационно-предпринимательского духа, способного давать сотрудникам фирмы образцы социально значимого поведения в различных ситуациях, создавать новые и закреплять уже наработанные культурно-хозяйственные традиции (выдвижение такого рода лидеров в центр инновационной деятельности связано и с тем, что любое нововведение, ломая установившийся порядок, вызывает достаточно сильное противодействие).
Говоря об активном становлении хозяйственной культуры, прежде всего в крупных корпорациях, следует отметить и высший уровень формирования хозяйственной культуры – общенациональный, общегосударственный. С переходом на этот уровень расширяется и сама культурная среда и ее возможности. Государство определяет общенациональные цели, проводит «национальную политику», а также осуществляет социализацию экономики. В задачи национальной стратегии сегодня входят поддержка и распространение инновационной культуры, нередко на базе возрождения традиционных культурных ценностей (японская идея о возвращении к традициям, девиз Р. Рейгана «семья, труд, добрососедство» и т. д.). При этом фигура предпринимателя-новатора пропагандируется как образец для подражания, предпринимательская активность всячески облагораживается; налицо попытки возродить на новой основе старую хозяйственную этику, помогшую становлению капитализма. Внедрение на государственном уровне установок о ценности предпринимательства происходит практически во всех странах с развитой рыночной экономикой. Интересно, что данный процесс идет тем успешнее, чем выше консолидация общества.
Хозяйственная культура общества как особая специализированная сфера культуры всегда связана с деятельностью по производству жизни (жизнеобеспечением) и воплощена в таких своих носителях, как технологии, обычаи, нормы права; она кристаллизована в определенных институциональных структурах. Прежде всего, хозяйственная культура представлена в институциональной системе общественного разделения труда.
Деятельность людей по их жизнеобеспечению за пределами этой институциональной системы сопряжена с обыденной хозяйственной культурой (это, например, ведение подсобного хозяйства). Исторически на базе соответствующих стихийно складывавшихся образцов хозяйствования и взаимоотношений постепенно формировалась особая, институционально оформленная и закрепленная, отрефлексированная специализированная хозяйственная культура, имеющая своих конкретных субъектов.
Субъектами специализированной хозяйственной культуры в современном индустриальном («постиндустриальном») обществе выступают, с одной стороны, предприниматели-менеджеры с другой, – ученые (экономисты, социологи, юристы, культурологи и т. д.). Первая указанная группа субъектов создает инновации в хозяйственной культуре самой своей деятельностью. Вторая – рефлексирует результаты этой деятельности, выделяет общее поле соответствующей исследовательской активности, выявляет тенденции и перспективы развития специализированной сферы культуры, предпринимательской культуры, корпоративной культуры – намечает программы усиления в ней динамического элемента и т. п.
Рассматривая пути модернизации ведущих европейских стран, уже находящихся на «постиндустриальной» стадии развития, нетрудно выделить три основные модели развития хозяйственной культуры.
Первая – англо-американская модель модернизации. Она предполагает, в частности, развитие фермерства и наличие свободной рабочей силы для потребностей промышленности. Различия в формах фермерства (в Англии преобладающим выступал тип фермера-арендатора, а в США – свободного фермера) не меняют общности типа модернизации.
Вторая модель, характерная для южноевропейских и среднеевропейских стран, в том числе для Франции и Германии, отличается исторически сложившимся крупным классом мелкого крестьянства. Она характеризуется замедленными темпами модернизации. Так, как во Франции лишь после второй мировой войны городское население стало преобладающим по отношению к сельскому; не смотря на то, что французский промышленный переворот развернулся всего лишь на полстолетия позже английского, страна долгое время не могла превратиться в индустриальную державу и оставалась аграрно-индустриальной.
Германия вступила на путь промышленного переворота на столетие позже Англии; когда уже складывались английская и французская фабрично-заводская индустрии, в Германии доминировало средневековое ремесленное производство. Однако более поздняя индустриализация имела и свои преимущества. Если во Франции промышленный переворот строился на основе поставок английских машин, в Германии он был осуществлен на базе собственного машиностроения: здесь сразу создавались крупнейшие для своего времени предприятия этой отрасли. Получив преимущества перед устаревшим машинным парком английской промышленности, германская индустрия стала развиваться небывалыми для XIX века темпами .
Третья модель свойственна развивающимся странам «третьего мира», вступившим на путь модернизации почти на столетие позже, чем основные европейские государства. Этот тип модернизации объединяет страны с различной хозяйственной культурой. И конечно, культурно-хозяйственное своеобразие накладывает свой неповторимый отпечаток на вид модернизации в рамках этого типа, хотя общим остается «вторичный» («вдогонку») характер модернизации, попытка быстрого перехода традиционных в своей основе обществ на путь индустриального развития. Один из таких видов являют страны Латинской Америки, имеющие свои специфические черты модернизации и свойства хозяйственной культуры. Особо должны быть выделены также новые юго-восточные «драконы» (например Южная Корея), модернизация которых сопрягалась с широким доступом к современной американской технологии, с крупными вложениями американского капитала.
Отечественная модель модернизации заключается в том, что хотя первичная индустриализация (промышленный переворот и развитие капитализма) была осуществлена в России в основном по второй модели модернизации (европейской: во многом подобно немецкой), а в некоторых параметрах подобно французской, дальнейшее российское экономическое развитие, прерванное мировой войной и революцией, пошло но особому пути, который в истории аналогов не имеет.
Переходное состояние российской экономики предопределяет взаимосвязь специфических симбиозно взаимодействующих и противоречащих друг другу элементов системы экономических отношений. Здесь еще присутствуют компоненты старой административно-командной системы с присущими ей чертами и особым складом общественного сознания. Становление институтов рыночной экономки, первоначальное накопление капитала проходят в принципиально иных условиях, когда капитал формируется не в процессе длительной эволюции посредством капитализации дохода, а в основном путем деления государственной собственности и на основе принципа «больше получает тот, кто ближе к государственной власти», и не в период зарождения и становления нового общественного строя, где преобладает мелкотоварное производство, а в индустриальную эпоху, когда концентрация капитала достигла невиданных размеров, а рынок свободной конкуренции уступил место монополистической конкуренции в различных формах ее проявления; в условиях исторического этапа бурного развития научно-технического прогресса и повышения роли человеческого фактора, усложнения практики предпринимательства и возникновения новых закономерностей в тенденциях его развития.
Предпринимательство как особая сфера социальной деятельности со своими нормами, ценностями, правилами, традициями, предрассудками и т. д. формирует и воспроизводит свою особую субкультуру – предпринимательскую . В предпринимательской культуре присутствует своя этика и свой этикет, свой язык, свои принципы идентификации, включения и исключения.
Под предпринимательской этикой принято понимать свод неких моральных критериев, норм, нравственных параметров в поведении предпринимателя, требований, предъявляемых культурным сообществом к стилю его работы, характеру общения с людьми, социальному облику.
Выросшее на базе властных полномочий российское предпринимательство связывает завоевание конкурентных преимуществ не с реализацией новаторской функции; предпринимательский успех усматривается, прежде всего, в реализации имеющегося административного ресурса. Достижение своих целевых установок предприниматель связывает с взаимодействиями, покоящимися не на рациональном действии, а на наличии личностных связей и персонифицированном доверии. При этом определяющим фактором формирования конкурентной устойчивости является не рационализация деятельности, а укрепление монопольного положения за счет получения исключительных прав, привилегий и льгот. Неудивительно поэтому, что для российских фирм при найме управляющих высшего звена определяющим моментом является не квалификация, а наличие у кандидатов личностных связей среди участников рынка и в государственных органах.
Предпринимательская культура отличается от других статусно-профессиональных субкультур, например журналистской, офицерской или профессиональной культуры государственных служащих и т. д.
Предпринимательская культура часто имеет этнический оттенок (например русское «честное купеческое слово»). Предпринимательская культура имеет собственное ядро – предпринимательские ценности, связанные со стремлением к прибыли, готовностью к риску, инновационностью, самостоятельностью и ответственностью, основанной на справедливости.
Правда, в отечественной практике произошло наоборот – приспособление самих условий хозяйствования к нуждам организации. В этом случае сформировалась соответствующая культура предпринимательства, опирающаяся не на рациональность поведения, а на личностные связи и бюрократические механизмы, где главным инструментом конкуренции служит возможность реализации административного ресурса.
Это еще раз подтверждает тот факт, что условия, в которых осуществляется предпринимательская деятельность, напрямую воздействуют на предпринимательскую культуру.
Особо следует отметить, что предпринимательская культура должна базироваться на таком важном принципе, как справедливость. Предпринимательская деятельность обязательно должна быть не только эффективной, но и справедливой. В данном случае предпринимательская деятельность содействует поддержанию жизни тех, кто сам не может производить материальных ценностей, и тех, кто не должен производить такие ценности по роду своей деятельности, важной для общества и государства не в меньшей степени, чем работа, направленная на производство материальных благ.
Предпринимательская культура сохраняет, поддерживает и развивает инновационную культуру, ту часть культуры общества, которая более всего развита именно у предпринимателей. Необходимо отметить, новаторский тип предпринимательской культуры обусловлен не внутренней эволюцией организации, а является реакцией на изменение внешней среды – рыночных условий осуществления предпринимательской деятельности; готовность к риску, потребность к инновации и активный поиск ее – все эти необходимые элементы предпринимательской деятельности оказываются частью общечеловеческой культуры.
Аристотель определял понятие «этика» как «добродетели или достоинства, проявляющиеся в поведении человека» и считал, что этика «помогает познать, что следует делать и от чего следует воздерживаться».
VII Всемирный русский народный собор, проходивший в 2002 г.
Культура предпринимательства - элемент предпринимательской деятельности.
Этика предпринимателя. Формирование предпринимательского имиджа. Этикет предпринимателя.
Литература:
Томилов В. В. Культура предпринимательства. –М.: Инфра-М. -2007.
Лапуста М.Г. Предпринимательство. Учебник. М.: ИНФРА-М, -2008.
Бусыгин А.В. Предпринимательство. Учебник для вузов.-М.: ИНФРА. - 2006.
Арустамов Э.А., Пахомкин А.Н., Митрофанова Т.Н. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие. – М.: «Дашков и К», -2008.
Рубин Ю.Б. Основы бизнеса. – М.: Маркет ДС. – 2008.
Чеберко Е.Ф. Теоретические основы предпринимательской деятельности. Курс лекций – СПбГУП. - 2009
Мау В., Сеферян А. Бизнес-образование рубежа веков: вызовы времени и тенденции развития. //Вопросы экономики. -2007. -№10.
1. Культура предпринимательства - элемент предпринима-тельской деятельности.
Реализуя себя в качестве предпринимателя любой человек имеет дело не только с ресурсами, машинами и продуктами, не только с различными документами, производственными и сбытовыми процессами, он постоянно имеет дело с людьми – руководит подчиненными, советуется со специалистами, ведет переговоры с партнерами, общается с трудовым коллективом. От того, насколько хорошо он это делает, зависит его репутация, авторитет и соответственно успех дела.
Предпринимательство – это не только профессия, призвание или врожденная склонность, но это еще и особый образ мыслей, поведения, стиль. Предпринимательство – это культура.
Культура предпринимательства – это определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с действующими правовыми нормами. Культура предпринимательства является неотъемлемым элементом организации предпринимательской деятельности. Она базируется на общих понятиях культуры и неразрывно с ней связана.
В целом под культурой понимается исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Первым всеобщим элементом культуры предпринимательства, предпринимательской деятельности является ее законность.
Вторым элементом – строгое выполнение обязательств и обязанностей, вытекающих из правовых актов, договорных отношений и совершаемых законных сделок.
Следующим важным элементом культуры предпринимательства является честное ведение его субъектами своего бизнеса. Честное отношение к людям, потребителям, партнерам, государству – это действительно ведущий признак культуры предпринимательства.
Культура предпринимательства как проявление правовых и этических критериев включает следующие отношения: с государством, с обществом, с потребителями, со служащими, с партнерами, с конкурентами и другими хозяйствующими субъектами. А также соблюдение действующих правовых актов, стандартов, правил, норм прямо или косвенно влияющих на развитие предпринимательства.
Формирование культуры предпринимательства определяется многими факторами, среди которых первые места занимают цивилизованная внешняя предпринимательская среда, общественный и государственный менталитет, реально действующие правовые нормы, ответственность предпринимателей, сам предприниматель и его корпоративная культура.
Культура предпринимательства в целом зависит от формирования культуры предпринимательских организаций, культуры самих предпринимателей, от предпринимательской этики, делового этикета и многих других элементов, в целом составляющих такое понятие как культура.
Предпринимательская деятельность направлена на систематическое извлечение прибыли, но не всяческими путями и методами, а только на законных основаниях. Культура предпринимательства означает, что предприниматели, создав собственное дело осуществляют законный бизнес и получают доход на законных основаниях.
Важно также соблюдение предпринимателями общих этических норм, включающих профессиональную этику, этические кодексы фирмы. Общепринятые правила осуществления бизнеса, уровень культуры и воспитания предпринимателей, степень их притязаний, соблюдение обычаев и нравов, действующих в обществе, уровень знаний, необходимых для осуществления законного бизнеса.
Предпринимательская этика – одна из сложных проблем формирования культуры цивилизованного предпринимательства. Этика вообще – это учение и практика поведения индивидуумов в соответствии с идеями о должном, о добре и зле, в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения. Это учение о назначении человека, о смысле его жизни. Это система моральных и нравственных норм, включая общеобязательные правила поведения людей.
Предпринимательская деятельность, как и любая экономическая, хозяйственная, профессиональная деятельность дееспособных граждан, имеет правовые и этические критерии, нормы, правила поведения, отступления от которых грозит субъектам предпринимательской деятельности негативными последствиями.
Правовые нормы поведения предпринимателей и организаций устанавливаются законами и другими нормативными актами, невыполнение которых грозит серьезными мерами наказания. Поэтому очень важным условием развития цивилизованного предпринимательства являются не только принятие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, но и формирование правовой культуры.
Этические нормы в предпринимательстве представляют собой совокупность признаков поведения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики.
Предпринимательская этика базируется на общих этических нормах и правилах поведения, сложившихся в стране, в мире, а также на профессиональной этике, проявляющейся в той или иной сфере деятельности. В связи с обще этическими нормами поведения граждан предпринимательская этика неразрывно связана с такими понятиями, как честность, совесть, авторитет, благородство, вежливость, самолюбие, коварство, месть и пр. Такое неполное перечисление характерных черт поведения отдельных предпринимателей свидетельствует о комплексном понятии предпринимательской этики, которая должна базироваться на общечеловеческих, гуманных принципах честного предпринимательства в противоположность незаконному, некомпетентному бизнесу.
На формировании предпринимательской этики сказываются формы общественного сознания и общественных отношений, направленных на утверждение самоценности гражданина как предпринимателя, проявление его лучших человеческих качеств, экономической свободы, его ответственности перед потребителем, обществом.
Этические нормы в деятельности предпринимателя распространяются и на предприятие (фирму), которым он руководит, собственником которого является. Фирма – это на просто экономический субъект, не просто дело, не просто место работы. Для делового, творческого, трудящегося человека фирма – это жизненное благо, которым необходимо дорожить. Поэтому фирма должна быть такой, чтобы любой ее работник, любой партнер имел удовлетворение от деловых контактов с ней и с ее сотрудниками. Поэтому в основе внутрифирменной этики должен находиться принцип: репутация фирмы выше любой выгоды.
Формируя в себе предпринимательские свойства, любой человек не должен забывать о культуре общения, чувстве меры, доброжелательности, вырабатывать свой цивилизованный стиль поведения, непременно благородный образ, имидж предпринимателя, который гарантирует не только половину успеха, но и удовлетворение от деятельности.
Предпринимательский этикет представляет собой совокупность правил поведения предпринимателя, реализующих его внешние проявления с окружающим миром, с другими предпринимателями, конкурентами, сотрудниками, со всеми с кем предпринимателю приходится контактировать не только при осуществлении бизнеса, но и в любой жизненной ситуации.
Чтобы овладеть навыками корректного поведения, нужно соблюдать:
Правила представления и знакомства;
Правила проведения деловых контактов;
Правила поведения на переговорах;
Требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде;
Требования к речи; культуру служебных документов.
В современном предпринимательстве выделяют три составные части: личность предпринимателя, условия предпринимательства, этикет и этику предпринимательства.
Ключевая фигура современного бизнеса – предприниматель с его готовностью идти на риск, с настойчивостью, с его раскованностью в принятии управленческих решений, с жаждой свободы, с его нестандартным мышлением. Однако у деловых людей всего мира существует строго понятие деловой этики, этикета и обязательности. Прослеживается четкая закономерность: чем выше образовательный и культурный уровень народа, чем больше развита экономика, тем меньше в нем элементов недобросовестности, нечестности, невежливости в отношениях между людьми. Поэтому главным условием на пути к цивилизованным рыночным отношениям, является движение к честности и порядочности в бизнесе.