Эффективность интегрированной логистики. Концепция интегрированной логистики Интегрированные логистические решения
В интегрированной логистике применяются концепции TQM, JIT, KANBAN, LP, SCM и др.
TQM (Total Quality Management) - всеобщее управление качеством - непрерывно развивающаяся во времени концепция, определяющая конкурентное качество при отсутствии пределов его совершенствования. TQM интегрирует как техническую сторону качества, предоставляемую стандартами ISO-9000, так и интеграцию со всеми логистическими партнерами и прежде всего с потребителями.
JIT (just in time) - концепция (технология) построения логистической системы или организация логистического процесса в отдельной функциональной области, обеспечивающая доставку материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции в нужном количестве в нужное место и точно к назначенному сроку. Применение концепции «точно в срок» позволяет снизить запасы, сократить производственные и складские площади, повысить качество изделий, сократить сроки производства, эффективно использовать оборудование, уменьшить количество непроизводственных операций.
Система JIT зародилась в Японии в середине 1970-х гг. в компании Toyota и в настоящее время с большим успехом применяется во многих экономически развитых странах.
Сущность системы JIT сводится к отказу от производства продукции крупными партиями. Взамен этого создается непрерывно-поточное предметное производство. При этом снабжение производственных цехов и участков осуществляется столь малыми партиями, что по существу превращается в поштучное. Данная система рассматривает наличие товарно-материальных запасов как факт, затрудняющий решение многих проблем. Требуя значительных затрат на содержание, большие материальные запасы отрицательно сказываются на нехватке финансовых ресурсов, маневренности и конкурентоспособности предприятия. С практической точки зрения главной целью системы JIT являются уничтожение любых лишних расходов и эффективное использование производственного потенциала предприятия.
Основные положения философии технологии «точно в срок»:
- 1) любые остатки материально-производственных запасов - зло, поскольку они омертвлены (практически бесполезны), нуждаются в дополнительных затратах на их складирование и хранение;
- 2) поломки и простои производственного оборудования должны сводиться к минимуму;
- 3) производство должно быть остановлено при выявлении брака или отсутствии комплектующих.
Система JIT более увязана со спросом, чем традиционный метод «выбрасывания продукции на рынок». При этой системе действует принцип: производить продукцию только тогда, когда в ней нуждаются, и только в таком количестве, которое требуется покупателю. Спрос сопровождает продукцию через весь производственный процесс. При каждой операции производится только то, что требуется для следующей. Производственный процесс не начинается до тех пор, пока с места последующей операции ие поступит сигнал о необходимости приступить к производству. Детали, узлы и материалы доставляются только к моменту их использования в производственном процессе.
Система JIT предусматривает уменьшение размера обрабатываемых партий, практическую ликвидацию незавершенного производства, сведение к минимуму объема товарно-материальных запасов и выполнение производственных заказов не по месяцам и неделям, а по дням и даже часам. При этом упрощается также система производственного учета, так как появляется возможность осуществления учета материалов и затрат на производство на одном объединенном счете. При этом использование обособленного счета для контроля за складскими запасами материалов теряет свою актуальность.
Применение принципов JIT приводит к лучшему качеству производства, лучшему обслуживанию и лучшей оценке стоимости.
Таким образом, можно сделать вывод, что потенциальные преимущества системы//Г многочисленны. К основным из них можно отнести следующие.
Во-первых, ее применение приводит к уменьшению уровня запасов, что означает меньше вложений капитала в товарно-материальные запасы. Поскольку в этой системе требуется иметь в наличии для немедленного использования минимальное количество материалов, то существенно снижается общий уровень запасов.
Во-вторых, в условиях применения системы JIT имеют место сокращение цикла выполнения заказа и возрастание надежности его исполнения. Что в свою очередь способствует существенному уменьшению потребности в резервном запасе, который представляет собой дополнительные товарные единицы запасов, сохраняемые во избежание возможного дефицита. График производства в рамках плановопроизводственной перспективы также сокращается. Это позволяет выиграть время, необходимое для того, чтобы отреагировать на измепение конъюнктуры рынка. Производство продукции небольшими партиями также способствует достижению большей гибкости.
В-третьих, при применении этой системы отмечается улучшение качества производства. Когда заказанное количество продукции невелико, источник проблем с качеством легко выявляется и корректировки вносятся немедленно. В этих условиях у работников многих фирм наблюдается большее понимание значения качества, что ведет к улучшению качества производства на рабочих местах.
К другим преимуществам системы JIT можно отнести: уменьшение капитальных затрат на содержание складских помещений для запасов материалов и готовой продукции; снижение риска морального устарения запасов; снижение потерь от брака и уменьшение затрат на переделку; уменьшение объема документации.
Использование рассмотренной модели в отечественных организациях обеспечения потребностей руководителей в принятии эффективных управленческих решений о виде, цене, себестоимости, составе и путях сбыта продукции способствует дальнейшему совершенствованию производственной и коммерческой деятельности организации.
Многие исследователи отмечают, что концепция JIT нацелена на синхронизацию работы всех элементов цени, на раннюю идентификацию требований отгрузки товаров но заказам, обеспечение строжайшей дисциплины договорных отношений. Для недопущения накопления чрезмерных запасов, с одной стороны, и оптимизации общих логистических издержек - с другой, приоритетное значение получает задача поиска консолидации грузов. Вместо поставки мелких партий от разных поставщиков в точные сроки заказы, выполняемые разными поставщиками, должны объединяться в рамках одной поставки. Для применения технологии JIT необходимо создание максимально тесных взаимоотношений между покупателем и поставщиком с точки зрения обмена информации и координации планов; также повышаются требования к качеству поставляющих материалов и комплектующих .
Рис. 4.3.
Современная практика менеджмента характеризуется интенсивным переходом от управления отдельными логистическими функциями или операциями к управлению бизнес-процессами, более адекватными объектами концепции интегрированной логистики. Под логистическим бизнес-процессом понимают взаимосвязанную совокупность операций и функций, трансформирующих ресурсы компании в результат, определяемый сопутствующими потоками. Этот результат обычно определяется ключевыми факторами логистики, такими как общие затраты, время исполнения заказа, качество потребительского сервиса и г.д.
Для улучшения эффективности функционирования компания должна рассматриваться не просто как сложившаяся структура, а как система взаимосвязанных бизнес-процессов, направленных на достижение стратегических, тактических или оперативных целей бизнеса.
Основной проблемой в рассматриваемой концепции является определение потребностей клиента в логистических услугах и включение в логистический процесс только тех операций/фуикций, которые действительно обеспечивают выполнение этих потребностей с минимальными затратами ресурсов. Отсюда возникает проблема определения базового уровня обслуживания потребителей. Ключевым потребителям может быть предложен уровень сервиса несколько выше базового. При этом логистический сервис выше базового уровня называют «логистикой с добавленной стоимостью». Такое обслуживание уникально но определению и предоставляется особым (VIP) потребителям помимо базовых сервисных программ компании .
Введение.
Логистику рассматривают как совокупность действий для комплексного управления циркуляционными материальными и информационными потоками в сфере экономики и как междисциплинарную науку.
Логистика как наука устанавливает связь между запасами, вместимостью, производительностью и гибкостью системы, позволяет преодолеть инерционные процессы при переходе от частично оптимальных к полностью оптимальным системам.
Логистика в методическом плане основывается на общеизвестных подходах, которые применяют при планировании и управлении производственными и экономическими системами. Вместе с тем, для управления логистическими цепями используют также специфические методы, вытекающие из особенностей учения материальных потоках и концепции системного подхода. Эта особенность находит свое выражение в методах решение многоразмерных оптимизационных задач, которые ставятся в рамках макрологистических систем.
Вариант №4.
1.Алгоритм построения логистических систем. Интегрированные логистические системы.
Логистическая система – это динамическая, открытая, стохастическая, адаптивная сложная или большая система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции (ЛФ), например, промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие и т.д. ЛС, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. Цель ЛС – доставка товаров и изделий в максимальном соответствии с требованиями потребителей при минимальном (заданном) уровне издержек.
Построение логистических систем обычно реализуются по следующему общему алгоритму:
1.Сбор и анализ необходимой информации для построения такой системы при соблюдении необходимых ограничений для ее функционирования.
2.Четкая формулировка цели и задачи создания системы, а также принимаемых при этом ограничениях.
3.Анализ недостатков существующих систем управления и возможных путей их устранения.
4.Определение данных о потребных входных и выходных материальных, финансовых и информационных потоках, циркулирующих между системой и внешней средой.
5.Разработка возможных вариантов создаваемой логистической системы при выборе наилучшего по установленному экономическому критерию.
6.Согласование интересов всех участников этой системы и документальное оформление между ними.
7.Детальная разработка концепций логистической системы с позиций макро- и микрологистики. При изучении процессов в логистических системах возможно применение двух принципиально различных подходов. Один из них –локальный, другой – системный. Системный подход и системный анализ предполагают, что система сама по себе сложный объект, где необходимо учесть:
1).тесную связь между обилием факторов, определяющих поведение этой структуры;
2).неполную определенность поведения системы и особенно в процессе ее развития. 2.(78с.)
Системный подход позволяет установить принципы, на основе которых разрабатываются логистические системы и осуществить внедрение в практику оптимизационное решение по общему для всей этой структуры критерию. Но с другой стороны, если эта система становится слишком громоздкой, ее невозможно реализовать с практической точки зрения. В этом случае целесообразно деление на ряд подсистем, а входную и выходную информацию в них учитывать в возможных оптимальных вариантах. Но в любом случае системный подход объединяет в рациональных соотношениях методы анализа и синтеза систем.
В основу построения логистических систем заложены четыре основные парадигмы: аналитическая, технологическая (информационная), маркетинговая и интегральная.
Аналитическая парадигма представляет собой первоначальный классический подход к логистике как к теоретической науке, занимающейся проблемами управления материальными потоками в производстве и обращении. Примером концентрации исследований вокруг аналитической парадигмы являются американские университеты, где логистика - одна из основополагающих дисциплин. Аналитическая основана твердой теоретической базе, использующей при исследованиях методы и модели теории управления запасами, экономической кибернетики, математической статистики, теории массового обслуживания. В итоге разрабатывается сложная экономико-математическая модель,но реализовывать ее на практике трудно, а подчас и не имеет смысла. Поэтому применение таковой ограничено внутрипроизводственными процессами, где существует однотипная и не столь разнообразная исходная информация, и построение экономико-математической модели не вызывает особых затруднений. Для большинства фирм, заинтересованных в интегральномподходе к логистическим исследованиям, аналитическая парадигма неудобна.
Технологическая парадигма появилась в 1960-х гг. и тесно связана с бурным развитием информационно-компьютерных технологий. Философия данной парадигмы заключается в том, что с одной стороны, можно сформулировать общую проблему управления материальным потоком логистического объекта, а с другой - синтезировать информационно- компьютерное обеспечение решения проблемы.
Технологическая (информационная) парадигма в своей основе предполагает решение простых управленческих задач с приминением информационно-компьютерных технологий. Стратегия логистического управления помогает решить ряд административных функций: планирование, закупка материальных ресурсов, регулирование производственных проблем, распределение готовой продукции и др. Примером практического использования являются системы MRP\DRP во внутрифирменном планировании закупок и поставок продукции. Недостатком является то, что такие логистические системы не обладают гибкостью и динамичностью и не способны урегулировать отношения производителей с поставщиками и конечными потребителями продукции. Логистические системы, построенные на принципах технологической парадигмы, не являются достаточно гибкими и динамичными относительно современных требований развития рыночной экономики.
С начала 1980-х гг. и до настоящего времени в ряде развитых стран при синтезе фирменных логистических систем часто применяется маркетинговая парадигма. Модели, использующие эту парадигму, имеют целью описать и объяснить отношения между логистической системой и возможностями фирмы в конкурентной борьбе.
Маркетинговая парадигма стала развиваться в течении последних двадцати лет и подчиняться стратегической цели фирмы – стратегии конкуренции на рынке сбыта продукции. В основе решения моделей, использующих эту парадигму, лежат качественные и достоверные исходные данные, что, безусловно, затрудняет получение простых аналитических решений. Практическим примером может служить система LDP (систем управления логистической цепью). Эта система обеспечивает:
концептуальный маркетинговой подход к управлению запасами в распределительной сети внутри фирмы;
прогнозирование потребностей в материальных ресурсах и спроса на готовую продукцию;
определение потребностей в транспортных средствах;
определение оптимального количества звеньев в логистической цепи;
Интегральная парадигма. В моделях логистических систем, спроектированных на основе данной парадигмы, материальный поток представлен в качестве интегратора всего процесса. При этом интегрирующая функция может распространяться на ряд предприятий, организаций, подрядчиков, обобщенных функций, информационных систем и финансовых институтов. Другими словами, логистическая система представляется как интегрированная система, реализующая цели предприятия. 3(145 с.)
Сегодня многие хозяйственные организации на практике, как правило, комбинируют использование трех вышеуказанных парадигм. Однако в последние годы укоренилась и широко распространяется новая логистическая парадигма, которую большинство исследователей называют интегральной. Она, по существу, развивает маркетинговую, учитывая при этом новые предпосылки развития бизнеса на современном этапе, к которым можно отнести следующие:
новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в конкурентных возможностях фирмы;
новые перспективы интеграции между логистическими партнерами, новые организационные отношения;
радикально изменившиеся технологические возможности, в частности гибких производств и информационно-компьютерных технологий, которые открыли новые горизонты контроля и управления во всех сферах производства и обращения продукции.
Примером применения интегрированной логистики являются концепция JIT (just-in-time - точно в срок), TQM (Total Quality Management - всеобщее управление качеством), интегрированные системы дистрибьюции и др.
На интегральной парадигме базировалось создание такой логистической системы, как ISCIS (Integrated Supply Chain Information System) - интегрированной информационной системы, обслуживающей логистический канал. ISCIS реализует интегрированную координацию логистических систем и звеньев на микро - и макроуровнях как по материальным, так и по информационным потокам с помощью онлайнового режима обработки сообщений в телекоммуникационных сетях.
Интегральная парадигма успешно используется при синтезе макроло-гистических структур. В качестве примера можно привести создание мировой сети центров торговли (Trade Point) в рамках международной программы ООН по повышению эффективности мировой торговли (программа UNCTAD 1995-2005 гг.).
Сущность новой интегральной парадигмы заключается в рассмотрении логистики как некоего синтетического инструмента менеджмента, интегрированного материальным потоком для достижения целей бизнеса. В этой связи считаем целесообразным при формировании интегрированных микрологистических производственных систем для фармацевтических предприятий, включая ГФП, придерживаться интегральной парадигмы и рассматривать логистическую систему как единое целое - интегрированную систему, реализующую цели бизнеса от поставщика до конечного потребителя.
Реальная потребность в интеграции становится присуща всем коммерческим предприятиям, независимо от отраслевой принадлежности, точно так же, как организация государственного сектора. Сегодняшние условия развития экономики России настоятельно требуют создания условий по объединению промышленных,торговых предприятий и компаний, обслуживающих инфраструктуру рынка, в интегрированные логистические системы. Именно они способны быстро, своевременно и с минимальными затратами осуществлять поставки продукции потребителю.
Главной тенденцией современности, включая процессы в мировой экономике, становится обретение новых факторов эффективности логистики, слияние ее традиционных сфер применения и образование качественно новой стратегической инновационной системы – интегрированной логистики .
Предпосылками для интегрированного логистического подхода являются:
Новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в реализации и развитии конкурентных возможностей предприятия.
Реальные перспективы и тенденции по интеграции участников логистических цепочек между собой, развитию новых организационных форм – логистических сетей.
Технологические возможности в области новейших информационных технологий, открывающих принципиально новые возможности для управления всеми сферами производственно-коммерческой деятельности.
Динамика рыночных отношений, глобализация международного бизнеса и ресурсные ограничения приводят к существенному возрастанию скорости материальных, финансовых и информационных потоков, сокращению числа посредников в логистических цепях, уменьшению устойчивости и надежности их функционирования. Поэтому достижение стратегических целей предприятий становится возможным при трансформации существующих логистических систем в интегрированные логистические сети. Работа предприятий в составе логистических сетей определяет целый ряд преимуществ, связанных с объединением независимых рисков, т.е. уменьшением числа «колебаний» в системе, а также существенным снижением затрат и повышением качества функционирования всей системы. Основная причина их создания кроется в том, что успех фирмы зависит не только от наличия собственных ресурсов, но и умения привлекать ресурсы и конкурентные возможности других участников. Интегрированной логистике свойственны черты движения экономических ресурсов, которые обеспечивают функционирование любого делового предприятия. На рис. 1 представлена схема логистики предприятия, которая обеспечивает функционирование различных потоковых процессов, требующих интеграции. построения логистической системы и акцентирования внимания... по специальному алгоритму . Так, сначала... интегрированную микрологистическую систему , в которой объединены финансовое планирование и логистические операции. Данная система ...
Реструктуризация системы управления хозчасти МЛПУ Семеновская ЦРБ
Дипломная работа >> Менеджмент3)8. Частные потоки Интегрированный поток материальный ПАЦИЕНТ финансовый... проектирования логистических систем . 3.4. Принципы проектирования и построения логистических систем , формирования логистических связей. 3.5. Логистические информационные системы и...
Совершенствование логистической системы путем оптимизационного сочетания отраслей
Реферат >> ЛогикаАгрохолдингов и тому подобных интегрированных структур. Логистика - это... решений (так называемый алгоритм действий). Знание показателей... системы ; их следует взять за основу при планировании и постановке задач. Принципы построения логистических систем ...
Цели и роль информационных потоков в логистической системе
Реферат >> ЛогикаПрименения интегрированных информационных и управленческих систем , ... основой для построения всех логистических систем . В... информационных потоков в логистической системе Важность информационной логистической системы , прежде всего... специальному алгоритму на...
Логистика - это система управления потоковыми процессами, которая расширяет сферу применения методологического инструментария логистики в направлении на межфункциональные интеграцию и оптимизацию целесообразной совокупности видов производственно-хозяйственной деятельности в их взаимосвязи и взаимозависимости, начиная с отдельных операций и заканчивая сквозным управлением потоковыми процессами.
Интегрированная логистика обеспечивает несомненную появлении товара в определенном месте, в нужное время, в соответствующем количестве и форме при условии, что каждая из организаций, которая принимает участие в таком сквозном процессе, осуществляет действия по повышению ценности продукта для потребителей.
Сущность интегрированной логистики определяется так :
1. Главная роль применения предприятием концепции интегрированной логистики отводится достижению и содержанию ним конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе.
2. Предприятия направляют свою деятельность на повышение потребительской ценности продукции или услуг, используя с этой целью интегрированную логистику, что оправдывает затраты.
3. Предприятия приобретают новый, более высокого организационно-управленческого уровня, создавая стратегические интегрированных структур с партнерами для достижения конкурентного преимущества.
Первоочередными задачами интегрированной логистики являются:
■ определение целей и задач логистики и, соответственно, ее значение в формировании и развитии деятельности предприятия;
■ интеграция достижений смежных и близких по назначению сфер современных общетеоретических, технических и экономических наук в новое системное знание с целью его применения в процессе формирования и развития научной базы логистики, повышение ее значимости для прикладного использования;
■ формирование у корректно определенных временных и пространственных параметрах среды интегрированных видов производственно-коммерческой деятельности как системного объекта логистического менеджмента;
■ разработка сценариев проектирования логистических систем, ориентированных на рыночную экономику, а также трансформации "структуры их управления;
■ исследования и моделирования закономерностей создания и прогрессивного развития логистических систем, исходя из особенностей и реальных условий формирования производственно-экономических отношений;
■ разработка методических подходов и алгоритмов планирования и управления интегрированными типами производственных процессов в комплексе с их организационно-управленческими интеграторами, настроенных на логистику.
Интеграционная миссия логистики обусловлена проявлением причинно-следственных связей логистики и производства, логистики и маркетинга, логистики и менеджмента и тому подобное. Предприятия осознанно передают выполнения широкого спектра функций, в том числе разработку и проектирование, производство, распределение и т. Д. другим организациям. Это дает им возможность сосредоточиться на результативном выполнении более необходимых для себя функций (то есть эффективно реализовать свои базовые компетенции).
На этапе "интеграция логистики" решаются вопросы планирования, контроля управления ключевыми бизнес-процессами, начиная от конечного потребителя и охватывают всех поставщиков товаров, услуг и информации, которые дают ценность для потребителей.
Интеграционный эффект логистического управления (в отличие от традиционного управления, по которому должно обеспечиваться минимум расходов в каждой отдельно взятой звене процесса) можно рассматривать как попытку предприятия обеспечить максимальное снижение затрат на всю совокупность процессов в производстве и обращении . Это может быть представлено следующим образом:
где - соответственно расходы в каждом звене процесса.
Основные этапы формирования и развития логистики как современного инструмента управления предприятием определяются формированием и реализацией соответствующих логистических концепций, которые являются исходной базой для разработки гибких моделей управления потоковыми процессами по различным направлениям производственно хозяйственной деятельности предприятий.
Интегрирующая функция логистики в процессе управления реализуется через систему форм и методов хозяйственной деятельности, которые включают:
■ интеграцию функций формированию хозяйственных связей с функциями определения потребностей в продукции и ее поставки потребителю;
■ координацию логистического управления поставщиками в процессе транспортировки;
■ кооперации в комплексном использовании складов и терминалов, находящихся в собственности различных субъектов хозяйственной деятельности;
■ оптимизацию совокупных затрат при перемещении продукции на основе экономического компромисса предприятий, входящих в интегрированную цепочку.
- Интеграция (от лат. Integratio - восстановление; integer - целый) - понятие, означающее состояние взаимосвязанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в целом, а также процесс ведущий к такому состоянию; процесс сближения и связи наук что происходит рядом с их дифференциацией.
- Метод (от греч. Теthоdоs - путь исследования, теория, учение) - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического познания (освоения) действительности.
Тест №1
Компьютеров, глобализация рынка, рост партнерства и стратегических
Союзов.
В чем заключается принципиальная новизна логистического подхода ведения
Хозяйственной деятельности в современных условиях?
a) В интеграции всех областей хозяйственной деятельности в единую
ресурсопроводящую систему;
b) в новых способах выбора поставщиков сырья и материалов;
c) в комплексном использовании современных компьютерных технологий в
управлении информационными потоками;
d) в новизне организационных форм и видов ведения бизнеса.
Какая из нижеперечисленных логистических задач не является локальной?
a) Максимальное сокращение времени хранения продукции;
b) сокращение времени перевозок;
c) достижение высокой системной гибкости;
d) быстрая реакция на требования потребителей.
Что понимается под микрологистикой?
a) Микрологистика решает оперативные вопросы движения информацион-
ного потока в пространстве;
b) микрологистика решает локальные вопросы отдельных фирм и
предприятий;
c) микрологистика решает вопросы, связанные с анализом рынка
поставщиков и потребителей;
d) микрологистика решает вопросы, связанные с выработкой общей
Концепции закупок и распределения.
5. Какие вопросы решает макрологистика?
a) Оперативные вопросы движения материального потока в пространстве и
во времени;
b) локальные вопросы отдельных фирм и предприятий;
c) вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей и
выработкой общей концепции закупок и распределения;
d) вопросы, связанные с выработкой общей концепции преобразования
Материального потока.
Тест №2
1. Выберите определение, наиболее точно отражающее понятие ォлогистика
снабженияサ:
a) одна из функциональных подсистем логистики организации;
b) управление материальными потоками и услугами в процессе обеспечения
организации материальными ресурсами и услугами;
c) прикладная наука об управлении материальными потоками в процессе
материально-технического обеспечения производства;
d) это управление материально-техническим обеспечением предприятия.
Какие три основные подсистемы входят в логистическую систему
Предприятия?
a) Логистика снабжения , транспортная логистика;
b) информационная логистика, сервисная логистика;
c) логистика производства , складская логистика;
d) сбытовая логистика , финансовая логистика.
Ответ: первые из a), c), d);
3. Какая логистическая система основана на логистической концепции ォточно в
срокサ?
a) KANBAN;
b) MRP I;
c) MRP II;
d) DRP I;
E) DRP II.
На чем базируется интегральная парадигма логистики?
a) На применении концепции JIT и концепции TQM в процессе управления
логистической системой;
b) на развитии информационно-компьютерных технологий и их
интегральном применении в управлении логистическими процессами;
c) на рассмотрении логистики как некоторого инструмента менеджмента,
интегрированного материальным потоком;
d) на классическом подходе к логистике как теоретической науке.
В чем состоит сложность достижения идеального представления
Логистической интеграции в виде построения макрологистической системы?
a) сложности рыночной структуры (внешней среды), влияющей на
функционирование системы;
b) значительном количестве и высоком разнообразии связей системы с
внешней средой;
c) возможностью многовариантности процессов функционирования и
развития системы;
d) нет правильного ответа.
Тест №3
1. Перечислите основные задачи, решаемые логистикой снабжения:
b) координация и выравнивание спроса и предложения в снабжении и
распределении за счет создания страховых и сезонных запасов;
c) поддержка и повышение качества закупаемых материальных ресурсов;
d) верны ответы a, c.
2. Определите основные критерии выбора лучшего поставщика:
a) стоимость приобретаемой продукции, качество обслуживания, надеж-
ность обслуживания;
b) имидж, налаженные долгосрочные хозяйственные отношения, финан-
совое состояние;
c) низкие цены, короткое время выполнения заказов, оказание технической
поддержки;
d) все ответы верны.
3. Определите основные источники информации для определения потребности
в материальных ресурсах:
a) основной график;
b) ведомости спецификации материалов;
c) график использования материалов;
d) все ответы верны.
4. Выберите определение, наиболее точно отражающее понятие ォлогистика
производстваサ:
a) наука и практика управления потоковыми процессами в организационно-
экономических системах;
b) одна из функциональных подсистем логистики фирмы;
c) регулирование производственного процесса в пространстве и во времени;
d) планирование, организация материальных и сопутствующих потоков и
Управление ими.
Какие из перечисленных методов чаще всего применяются в
Информационных системах класса MRP и ERP?
a) Объемный;
b) объемно-календарный;
c) календарный;
d) объемно-динамический.
6. Какой метод планирования позволяет использовать преимущества систем
ォтолкающегоサ типа?
a) MRP II;
b) ERP;
c) KANBAN;
7. К30 определяет:
a) коэффициент специализации;
b) отношение продолжительностей заготовительных и обрабатывающих
операций;
c) уровень загрузки оборудования;
d) количество завершенных технологических операций.
К какой стадии жизненного цикла продукции относится сбытовая логистика?
a) Потребления или эксплуатации и утилизации продукции;
b) изготовления продукции;
c) обращения продукции;
d) исследования и проектирования продукции.
В чем отличие дилеров от дистрибьюторов?
a) Дилер ведет операции от своего имени и за свой счет, дистрибьютор – от
имени производителей и за свой счет;
b) дилер ведет операции от имени производителей и за свой счет,
дистрибьютор – от своего имени и за свой счет;
c) дилер ведет операции от своего имени и за свой счет, дистрибьютор – от
своего имени и за счет производителя;
d) дилер ведет операции от своего имени и за счет производителя,
Дистрибьютор – от своего имени и за свой счет.
10. Распределительный канал – это:
a) структура, объединяющая внутренние подразделения организации с
Внешними агентами и дилерами, оптовыми и розничными торговцами,
через которых осуществляется продажа товаров, продуктов или услуг;
b) физическая среда взаимодействия розничных и оптовых торговцев;
c) совокупность отделов организации, занимающихся логистической
деятельностью;
d) наиболее рациональный путь реализации готовой продукции конечному
Потребителю.
11. Управление запасами в логистической системе происходит:
a) на этапе снабжения производства;
b) в основном производстве;
c) на этапе распределения готовой продукции;
d) на всем протяжении логистической цепи.
12. Укажите издержки, возникающие в связи с дефицитом запасов:
a) в связи с невыполнением заказа;
b) в связи с потерей сбыта;
c) в связи с потерей заказчика;
d) в связи с порчей и кражей.
13. Классификация запасов с помощью ABC-распределения осуществляется по:
a) стоимости запасов;
b) натуральному объему запасов;
c) площади, занимаемой данным видом продукции на складе;
d) характеру потребления.
14. Определите понятие ォлогистика складированияサ:
a) логистика складирования – одна из функциональных подсистем
логистики организации;
b) логистика складирования – это управление движением материальных
ресурсов на территории складского хозяйства;
c) логистика складирования – это комплекс взаимосвязанных операций,
связанных с грузопереработкой материального потока;
d) логистика складирования – регулирование внутрискладского
Международной торговле.
Системы ЭОД?
a) Коммуникационные стандарты определяют характеристики приема,
преобразования сигнала и скорость передачи данных. Информационные
Тест №4
Закупками.
Электронными средствами
5. Основные задачи оптимизации ресурсов в логистической системе:
a) налаживание надежного и непрерывного материального потока для
обеспечения бесперебойного функционирования организации;
b) поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на
складе;
c) поиск компетентных поставщиков, тесное взаимодействие с ними и
формирование выгодных отношений;
d) верны ответы a и b;
e) все ответы верны.
Тест №5
Логистической стратегии?
a) Какой тип компании мы представляем сейчас?
b) Какой тип компании мы хотим представлять в будущем?
c) Кто наши потребители (покупатели)?
d) Какова природа и особенности нашего бизнеса?
e) верны ответы a и b;
f) все ответы верны.
Тест №6
E) нет правильного ответа.
5. Типичные функции интегральных логистических менеджеров:
a) установление перспективных целей и задач логистического менеджмента;
b) согласование логистической маркетинговой и производственной стратегии
фирмы;
c) разработка стратегического логистического плана и согласование его с
производственным расписанием;
d) управление транспортировкой.
Тест №7
России?
a) законодательство в области логистики практически отсутствует;
b) российское законодательство недостаточно корреспондирует с
международным законодательством в области международной торговли;
c) российское законодательство недостаточно корреспондирует с
E) нет правильного ответа.
3. Перечислите научно-теоретические предпосылки развития:
a) осуществлена систематизация теоретических, методологических и
E) нет правильного ответа.
4. Перечислите научно-технические предпосылки развития:
a) функционируют объекты мощной складской системы и
товаропроводящих систем;
b) функционируют крупные автоматизированные транспортные
комплексы, транспортные узлы и грузовые терминалы;
c) функционируют предприятия различных видов транспорта и связи;
d) функционируют вычислительные и информационно-диспетчерские
центры;
E) нет правильного ответа.
5. Факторы и тенденции развития логистики в период глобализации:
a) увеличение числа транснациональных корпораций, позиционирующих
себя на международном рынке как глобальные компании;
b) возрастание роли портов в привлечении грузопотоков;
c) проникновение на национальные рынки транспортных услуг крупных
d) расширение перечня и повышение требований к качеству
предоставляемых логистических услуг;
e) все ответы верны.
Тест №1
Что явилось предпосылками возникновения интегрированной логистики?
a) Развитие теории и практики военной логистики;
b) изменения в моделях и отношениях потребительского спроса;
c) изменения в стратегиях формирования запасов, давление затрат на
производство, повсеместное распространение философии TQM;
d) революция в информационных технологиях и внедрение персональных
Концепция интегрированной логистики предусматривает объединение функциональных областей логистики в единую систему в целях ее оптимизации. Предпосылками появления этой концепции явились развитие информационно-компьютерных технологий, распространение философии всеобщего управления качеством, рост партнерства, глобализация рынка, изменения в государственном регулировании транспортной деятельности. Они рассматривались нами выше.
Принципы интегрированной логистики:
1. Системный подход;
2. Принцип общих логистических издержек;
3. Принцип глобальной оптимизации;
4. Принцип логистической координации и оптимизации;
5. Принцип моделирования и информационно-компьютерной поддержки;
6. Принцип выделения комплекса подсистем, обеспечивающих процесс логистического менеджмента: технической, экономической, организационной, правовой, кадровой, экологической и др.;
Рис.3.2 Основные логистические концепции
7. Принцип комплексного управления качеством;
8. Принцип гуманизации всех функций и технологических решений;
9. Принцип устойчивости и адаптивности.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 3
1) Назовите и охарактеризуйте этапы эволюции логистики.
2) Каковы временны е границы этапов эволюции логистики?
3) Каковы предпосылки перехода логистики на новые этапы?
4) В чем состоит различие взглядов на развитие логистики?
5) Каковы уровни развития логистики на предприятии?
6) Дайте характеристику информационным концепциям логистики.
7) Дайте характеристику маркетинговым концепциям логистики.
8) Дайте характеристику концепции интегральной логистики.
9) Охарактеризуйте логистическую концепцию управления цепями поставок. В чем отличие логистики и управления цепями поставок?
10) Охарактеризуйте логистическую концепцию всеобщего управления качеством. В чем состоит отличие концепции всеобщего управления качеством и стандартов качества ISO ?
11) Охарактеризуйте логистическую концепцию точно в срок. В чем отличие подхода к управлению процессами в соответствии с концепцией точно в срок и традиционным управлением?
12) Охарактеризуйте логистическую концепцию «тощего» производства.
13) Охарактеризуйте логистическую концепцию быстрого реагирования. Каковы ее модификации и предпосылки появления?
14) Охарактеризуйте логистическую концепцию управления запасами поставщиком.
15) Охарактеризуйте логистические системы планирования материалов (материальных ресурсов) в производстве и распределении. В чем их отличие друг от друга?
16) Охарактеризуйте логистические системы планирования ресурсов предприятия. В чем их отличие друг от друга?
17) Каковы особенности и предпосылки возникновения концепции интегрированной логистики?
18) Назовите принципы интегрированной логистики, охарактеризуйте их.
Задание 6
Выберите конкретный продукт, цепь поставок которого легко изучить, например, бензин, телефонные услуги, автомобили, ресторанную сеть и т.п. Определите, какие логистические концепции могут быть применены в цепи поставок выбранного продукта.
Задание 7 для самостоятельной работы (дополнительное):
Сделайте презентацию в MS PowerPoint по материалам темы 3, согласовав тему презентации с преподавателем.
Тема 4. Функциональные области логистики и
логистические функции (Задачи оптимизации ресурсов в логистической системе)
Изучив тему 4, Вы узнаете цели задачи логистики в функциональных областях «снабжение», «производство», «распределение», а также цели и задачи выполнения логистических функций: управление закупками, управление запасами, транспортировка, складирование, грузопереработка и др. Рассмотрение вопросов темы 4 позволяет узнать основные задачи оптимизации ресурсов в разных функциональных областях логистики, в том числе при выполнении отдельных логистических функций.
1) Функциональная область логистики «снабжение»
Снабжение в тактическом аспекте – ежедневные операции, традиционно связываемые с закупками и направленные на избежание дефицита. Стратегическая сторона снабжения – собственно сам процесс управления закупками, связи и взаимодействия с другими отделами предприятия, поставщиками, потребностями конечного потребителя, планирование и разработка новых закупочных схем, методов и т.п.
Цель функциональной области «снабжение» - удовлетворение потребности производства в материальных ресурсах с максимально возможной эффективностью и создание надежного и бесперебойного материального потока в организацию.
Задачи снабжения:
· Определение потребности в материальных ресурсах;
· Исследование рынка закупок;
· Оценка и выбор поставщиков;
· Осуществление закупок;
· Контроль и оценка выполнения закупок;
· Создание запасов, проведение подходящей политики запасов и инвестиций в них;
· Подготовка бюджета закупок и др.
Эволюция функций управления закупками показана на рис. 4.1.
Рис. 4.1. Эволюция функций управления
закупками (снабжением)
2) Функциональная область логистики «производство»
Цель функциональной области «производство» – обеспечение логистической поддержки управления производственными процедурами. Задачи:
· Оперативно-календарное планирование выпуска готовой продукции (ГП);
· Оперативное управление технологическими процессами производства;
· Всеобщий контроль качества, поддержание стандартов и соответствующего сервиса;
· Стратегическое и оперативное планирование поставок материальных ресурсов (МР);
· Организация внутрипроизводственного складского хозяйства;
· Прогнозирование, планирование и нормирование расходов МР в производстве;
· Организация работы внутрипроизводственного технологического транспорта;
· Управление запасами МР, незавершенного производства (НП), ГП на всех уровнях;
· Физическое распределение МР и ГП (внутрипроизводственное) и др.
Существует два типа производственных логистических систем: толкающего (выталкивающего) типа и тянущего (вытягивающего) типа.
Толкающие системы характеризуются следующим: время выполнения каждой операции устанавливается общим расписанием, к этому времени операция должна быть завершена; Полученный продукт далее «проталкивается» дальше и становится запасом НП в начале следующей операции. Этот вариант игнорирует то, что в настоящее время делает следующий участок, а он может быть занят или ожидать поступления НП. Результатом становятся задержки в работе и рост запасов незавершенного производства.
Вытягивающие системы характеризуются следующим: когда в ходе одной операции заканчивается обработка единицы продукции, посылается сигнал на предыдущую операцию и сообщается, что требуется другая единица для работы. Другими словами, предыдущая операция отправляет обрабатываемую единицу только тогда, когда получает на это запрос.
Системы выталкивающего типа основываются на строгом графике производства и дают возможность применения систем планирования ресурсов (MRP – I, МRP – II). Планирование осуществляется на основе следующих источников информации (рис.4.2):
Основного графика, где указывается объем каждого продукта, изготавливается в каждый промежуток времени;
Ведомость спецификации материалов, где перечисляются материалы, необходимые для производства каждого вида продукции;
Учетная документация по запасам, где показано наличие материалов.
Рис.4.2. Процедура планирования потребности в материалах,
основанного на производственных графиках
Вытягивающие системы работают в соответствии с концепциями точно-в-срок и быстрой реакции на запросы потребителей. Примером вытягивающих систем является система КАНБАН, рис.4.3.
Условия функционирования системы КАНБАН:
1) Все материалы хранятся и перемещаются в стандартных контейнерах, для каждого материала используется свой контейнер.
2) Контейнер перемещается только тогда, когда к нему прикрепляется канбан перемещения.
3) Когда одни участок нуждается в материалах (запас НЗП до уровня повторного заказа), к пустому контейнеру прикрепляется канбан перемещения. Это сигнал для отправления контейнера на предыдущий участок или участок хранения НЗП.
На этом участке к контейнеру прикрепляется канбан производства, и конейнер передается на предыдущий участок.
Рис. .4.3. Система «канбан» с двумя картами
4) Это сигнал для производства следующий порции товара, достаточной для заполнения контейнера.
5) Контейнер заполняется, к нему прикрепляется канбан перемещения, и отправляется на следующий участок
Преимущества вытягивающих систем очевидны: снижение запасов, сокращение времени выполнения заказа, сокращается время производства продукции, более полная загрузка оборудования, повышенная производительность, упрощенное планирование и диспетчирование, повышение качества материалов и продуктов и др.
Проблемы, возникающие в производственных логистических системах вытягивающего типа:
Долгое время до существенного улучшения
Зависимость от высокого качества материалов, поставляемых поставщиком
Зависимость от способности поставщиков обеспечивать потребность в точные сроки
Необходимость разработки динамичных графиков
Зависимость от времени переналадки оборудования
Противодействия со стороны персонала
Работа сотрудников в обстановке повышенного стресса и др.
3) Функциональная область логистики «распределение»
Цель – интегрированное управление логистическими функциями и операциями продвижения готовой продукции и сопутствующим сервисом от производителей и/или оптовых торговых компаний до конечных или промежуточных производителей
Задачи распределения на микроуровне:
· Организация получения и обработки заказа;
· Выбор вида упаковки, комплектация и т.д.;
· Организация доставки и контроль за транспортировкой;
· Организация послереализационного обслуживания.
Задачи распределения на макроуровне:
· Выбор и построение распределительной системы (каналов распределения);
· Определение оптимального количества складов на обслуживаемой территории;
· Определение оптимального расположения распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории.
Решения в области распределения определяются двумя концепциями: специализация и ассортимент. Специализация на определенных операциях и/или функциях позволяет фирмам выполнить их наилучшим образом. Как правило, в системах распределения привлекают логистических посредников для выполнения функций: транспортировка, складирование, грузопереработка, организация продаж и т.п. Логистические посредники, специализирующиеся на отдельных функциях и операциях могут их выполнить лучше и более эффективно, чем фирма-производитель.
Концепция продуктового ассортимента заключается в создании комплекта материалов, продукции и т.п., требуемого конкретным потребителям. Процесс создания такого продуктового микса включает три этапа: концентрацию (сбор), кастомизацию (сортировку и группировку) и рассеивание (отправка в конкретное место).
Логистические посредники в распределении выполняют следующие функции:
а) функции (операции) физического распределения (транспортировка, складирование, упаковка, грузопереработка и т.п.);
б) функции обмена (купли-продажи);
в) поддерживающие функции (страхование рисков, информационная поддержка, финансирование и т.п.)
Наличие посредников значительно усложняет принятие эффективных решений. Основные проблемы возникают в области согласования локальных групп посредников и глобальными, или стратегическими, целями фирмы-организатора логистического процесса. Необходимо учитывать кооперацию логистических посредников (ассоциации, союзы, связанные взаимоотношения и другие формы), их конкуренцию и возникающие между ними горизонтальные (между посредниками одного уровня) и вертикальные (между посредниками разных уровней) конфликты.
4) Логистическая функция «транспортировка»
Транспортировка является ключевой логистической функцией, связанной с перемещением материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции в транспортных средствах по определенной технологии. Транспортировка, помимо перемещения грузов, включает такие логистические операции, как экспедирование, грузопереработку, упаковку, таможенные процедуры, страхование рисков и т.п.
Выполнение всех логистических операций транспортировки производится с целью обеспечения доставки нужной продукции требуемого количества и качества в заданное время и с оптимальными затратами. Значение транспортировки в логистике достаточно велико. По разным оценкам, затраты на транспортировку составляют от 20 до 70 % от общих затрат на логистику и могут доходить до 300% от себестоимости производства продукции по различным отраслям и компаниям.
Обеспечение транспортировки в логистике требует управления грузопотоками, следующими от конкретных пунктов зарождения до конкретных пунктов погашения. Для этого необходимо решение следующих задач транспортировки:
Обеспечение технологического единства транспортно-складского хозяйства, совместное планирование производственного, транспортного и складского процессов;
Выбор рационального способа транспортировки грузов: унимодальной, мультимодальной, интермодальной и т.п.;
Выбор вида (видов) транспорта;
Выбор транспортных средств;
Выбор логистических посредников в транспортировке (перевозчиков, экспедиторов, агентов, терминалов и т.п.);
Определение рациональных маршрутов;
Распределение транспортных средств по маршрутам;
Оценка качества транспортного сервиса;
Определение логистических издержек, связанных с транспортировкой;
Обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласования их экономических интересов, распределения рисков и ответственности.
Технологии доставки стали базироваться на концепции интеграции транспорта и материально-технического обеспечения, что привело к постепенному органическому срастанию транспорта с обслуживаемым производством. Транспорт является ключевой частью логистической цепи.
Транспорт – это, во-первых, комплекс технических средств для осуществления транспортировки грузов и пассажиров; во-вторых, отрасль экономики страны, обеспечивающая бесперебойное и своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках.
Транспортная система – комплекс различных видов транспорта, находящихся во взаимозависимости и взаимодействии при выполнении перевозок.
Рынок транспортных услуг – экономическая система отношений со встроенным организационным механизмом управления транспортной системой, посредством которого формируется отношения обмена между покупателями и продавцами транспортных услуг.
Оценивая значение отдельных видов транспорта, обычно подчеркивают их следующее разделение:
· по степени универсальности перевозок, наиболее универсальными являются морской и железнодорожный;
· по масштабам международных сообщений – межконтинентальные: морской и воздушный; внутриконтинентальные и региональные: все остальные;
· по скорости доставки, наиболее эффективные воздушный и в определенной ситуации автомобильный;
· по перевозкам отдельных видов грузов, таких как жидкие и газообразные, трубопроводный.
Решение любой задачи выбора производится на основе определенных критериев. Логистические процедуры выбора в транспортировке – это сложные многокритериальные задачи, решаемые с учетом системы критериев. Основными критериями выбора варианта транспортировки являются стоимость доставки, время, затрачиваемое на перевозку, качество доставки, выполнение сопутствующих услуг и др.
5) Логистические функции «складирование» и
«грузопереработка»
Охватывает процессы формирования складской сети, эффективного функционирования складского хозяйства и управления логистическим процессом на складе.
Современный крупный склад- это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций:
1. Преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом;
2. Выравнивание интенсивности материальных потоков в соответствии со спросом потребителя;
3. Хранение запасов;
4. Унитизация (объединение) грузов;
5.Предоставление услуг, например, подготовка товаров для продажи (фасовка продукции, заполнение контейнеров, распаковка и т. д.); проверка функционирования приборов и оборудования, монтаж; придание продукции товарного вида, предварительная обработка; транспортно-экспедиционные услуги и т.д.
Классификация складов приведена на рис. 4.4.
В складировании решается три вида задач:
1) задачи проектировочного характера, а именно: задачи выбора количества складов, размера (мощности) складских сооружений, выбора формы собственности складов и форм снабжения в складской сети (централизованное или децентрализованное);
2) задачи, так называемого, микропроектирования, когда разрабатываются компоновочные решения складских площадей и объемно-планировочные решения зоны основного хранения.
3) задачи организации логистического процесса на конкретном складе.
Логистический процесс на складе весьма сложен, поскольку требует полной согласованности функций снабжения запасами, переработки груза и физического распределения заказов. Схема логистического процесса на складе показана на рис.4.5.
Для решения данных задач складирования требуется выбрать вид складирования, позволяющий наиболее полно использовать объем склада. Различают следующие виды складирования.