Классическими принципами управления являются принципы. Принципы менеджмента
Принципы управления - это наиболее общие, основополагающие посылы и рекомендации, которые важно учитывать и выполнять в практической деятельности на всех уровнях управления.
Их отличие от законов состоит в том, что законы существуют и действуют объективно, вне сознания людей, независимо от их воли и желания. Принципы вытекают из законов, сознательно формируются в интересах практики и применяются в зависимости от конкретных условий. По своему предназначению принципы управления являются связующим звеном между фундаментальной основой теории управления - законами управления - и управленческой практикой, иными словами, переводят на язык практики объективные законы и закономерности.
Принципы управления как основополагающие идеи управленческой деятельности непосредственно вытекают из законов управления и отражают объективную реальность, существующую вне зависимости от сознания человека, т. е. они объективны. Вместе с тем каждый их принципов - это идея, т. е. субъективная конструкция, субъективное построение,которое мыслительно создает каждый руководитель на уровне его познания, обшей и профессиональной культуры.
Основное требование к принципам управления состоит в том, чтобы их соблюдение повышало эффект практической деятельности. Принципы управления, будучи правильно познаны и сформулированы, становятся основными правилами, в соответствии с которыми осуществляется управленческая деятельность. Но главное не в выявлении и формулировании принципов. Важно уметь ими пользоваться, воплощать их в конкретных структурных схемах управления, в функциях органов управления, в организационных формах работы, методах управленческой деятельности.
В литературе нет единого подхода к классификации принципов управления. Классификация принципов должна основываться на отражении каждым из выделенных принципов различных сторон отношений управления. В практике управления государственными органами применяются общие и частные принципы.
К числу общих (универсальных или основных) принципов управления могут быть отнесены принципы:
научности;
системности, системного подхода;
единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений;
централизации и децентрализации;
единства распорядительства и ответственности в управлении;
оптимальности (принцип экономии времени);
информационной достаточности;
обратной связи.
Принцип научности требует построения системы управления и управления ее деятельностью на строго научных основах. Необходимо использовать прогрессивные научные идеи в практике управленческой работы. Чем выше уровень общей культуры и профессионализма руководителя, тем меньше возможностей для проявления субъективизма.
Принцип системности - ведущий принцип управления. Системность означает необходимость использования системного подхода в принятии любого управленческого решения. В системе управления даже частное локальное ошибочное решение может свести на нет всю деятельность системы, привести к ее разрушению. Системный подход предусматривает изучение объекта управления и управляющей системы совместно и нераздельно, как целого. При этом должны быть определены цели и критериидля функционирования объекта и проведена структуризация, вскрывающая весь комплекс вопросов, решение которых обеспечивает соответствие системы управления установленным целям и критериям.
Системность в управлении таможенными органами обеспечивает и совершенствует структурное и функциональное единство системы.
Принципы единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений. Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (или коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработок, учет мнений многих специалистов по различным вопросам.
В таможенных органах на всех уровнях руководства принцип единоначалия действует постоянно, так как руководители таможенных органов законодательно наделены правами и функциями руководителя (единоначальника). Это выражается:
в полноте и объеме властных полномочий для решения поставленных перед данной структурой задач;
в наличии законодательного обеспечения реализации этой функции с ответственностью государства за предоставленные права;
в кадровом и структурном обеспечении реализации прав руководителей-единоначальников.
По принципу единоначалия осуществляет свою деятельность руководитель ФТС России.
Принципы централизации и децентрализации. Централизация позволяет обеспечить жесткую координацию звеньев в рамках целостной системы управления. Децентрализация способствует структурной гибкости, развитию адаптивных возможностей системы, позволяет быстро и оперативно реагировать на различные, в том числе и неожиданные, изменения ситуации на уровне отдельных звеньев.
Централизация и децентрализация находятся в единстве и дополняют друг друга. Не может существовать полностью децентрализованная структура - она потеряет свою целостность. Но не может существовать и система управления, полностью лишенная децентрализации, - с потерей автономности она потеряет свою структурность и возможность оперативного реагирования.
Принцип единства распорядительства и ответственности в управлении. В государственной системе за конкретным руководителем установлена четкая персональная закрепленность полномочий, распорядительства по конкретному вопросу на любом уровне и по отношению к каждому объекту управления (подразделению, работнику и т. п.).
Основные варианты закрепления полномочий распорядительства следующие:
за непосредственными руководителями в рамках общей субординации - полномочия по наиболее широкому кругу вопросов;
за вышестоящими руководителями - полномочия, которые не делегированы ими на нижестоящие уровни;
за руководителями функциональных подразделений - полномочия в рамках соответствующих функций и в пределах, установленных вышестоящим руководителем.
Однозначность закрепленности полномочий распорядительства обеспечивает четкость функционирования управленческой вертикали. Каждый руководитель имеет полную ясность относительно пределов своей компетентности и действует в соответствии с этими представлениями. Это позволяет предотвращать конфликты распорядительства, когда разные руководители и управляющие подразделения пытаются решить один и тот же вопрос с разных позиций.
Принцип единства распорядительства и ответственности означает, что каждый сотрудник получает приказы и распоряжения только от одного начальника, так как это - необходимое условие единства действий, и что сотрудник должен докладывать не более чем одному вышестоящему лицу.
Принцип оптимальности (принцип экономии времени) требует постоянного уменьшения трудоемкости операций в процессе управления. Это, в первую очередь, относится к информационным операциям по подготовке и реализации решений. Возможности компьютерных технологий позволяют успешно реализовать данный принцип. Широкий набор математических методов и моделей позволяет экономить время при формировании рациональных (оптимальных) решений.
Принцип информационной достаточности означает, что в условиях небывалого роста объемов информации, в том числе управленческой, огромное значение приобретает интенсификация информационных процессов. В этом вопросе руководство и коллегия ФТС России. ГНИВЦ предпринимают энергичные меры по созданию информационных систем, отвечающих задачам таможенного дела.
Принцип обратной связи. Обратная связь в системах управления - это особая форма устойчивой внутренней связи между управляющей и управляемой подсистемами, которая носит информационный характер и является необходимым условием протекания процессов управления как основы существования или существования и развития систем управления. Это
также особая форма внешней связи между системами управления, которая носит информационный характер и имеет целью координацию управленческих действий.
Суть принципа обратной связи заключается в том, что любое отклонение системы от ее естественного или заданного состояния является источником возникновения в управляющей подсистеме нового движения, направленного на то, чтобы поддержать систему в ее естественном или заданном состоянии.
Методологическая функция принципа обратной связи определяется рядом его существенных признаков.
Во-первых, обратная связь не исчерпывается наличием причинно-следственных связей или обратным воздействием вообще. Она приобретает характер специального обратного воздействия, а именно управляющего обратного воздействия и обусловливается передачей осведомительной и контролирующей информации.
Во-вторых, существенным признаком принципа обратной связи является то, что это принцип организации, поскольку его действие обусловлено определенной внутренней структурой и достаточно высоким уровнем организации системы управления, а также потому, что этот принцип способствует повышению уровня организации систем управления.
В-третьих, принцип обратной связи является внутренней основой и необходимым условием развития и совершенствования сложных самоуправляющихся систем. Иначе говоря, это один из принципов сохранения или сохранения и развития системы управления.
Принцип обратной связи обеспечивает также выполнение функции согласования, координации действий с другими системами управления.
Основатель школы административного управления Анри Файоль создал доктрину административного управления, основные положения которой изложил в своей книге «Общее и промышленное управление» (1916 г.).
В этой доктрине представлена система принципов управления (администрирования):
- разделение труда (повышает квалификацию и уровень выполнения работы);
- (право давать команды и нести ответственность за результаты);
- дисциплина (соблюдение рабочими и менеджерами правил и договоренностей, существующих в организации);
- единство распорядительства, или единоначалие (выполнение распоряжений только одного руководителя и подотчетность только одному руководителю);
- единство руководства или направления (один руководитель и один план для группы людей, действующих для достижения единой );
- подчинение индивидуальных интересов общим;
- вознаграждение персонала (оплата должна отражать состояние организации и стимулировать работу персонала);
- централизация (уровень централизации и децентрализации должен зависеть от ситуации и выбирать его следует так, чтобы он давал наилучшие результаты);
- скалярная цепь (четкое построение целевой последовательности команд от руководства к подчиненным);
- порядок (каждый должен знать свое место в организации);
- справедливость (к рабочим следует относиться справедливо и по-доброму);
- стабильность персонала (кадры должны находиться в стабильной ситуации);
- инициатива (менеджеры должны стимулировать выдвижение идей подчиненными);
- корпоративный дух (следует создавать дух единства и совместных действий, сплачивать коллектив).
Принципы классической системы управления получили развития в современных «школах управления» как основополагающие принципы .
Важное значение в управлении имеют общие принципы управления , которые являются связующим звеном между фундаментальной основой теории управления – законами управления – и управленческой практикой. Общие принципы управления непосредственно вытекают из законов управления и отражают объективную реальность.
Общие принципы управления это правила, которыми руководствуются при управлении объектами различной отраслевой принадлежности или специфики, т.е. они присущи всем системам управления, поэтому называются общими. Эта группа принципов отражает требования, предъявляемые к системам управления и в целом к управленческой деятельности.
К основным из них относятся следующие:
- принцип единства политики и экономики;
- научность;
- системность и комплексность;
- принцип единоначалия в управлении и коллегиальность в выработке решений;
- принцип централизации и децентрализации;
- принцип пропорциональности в управлении;
- принцип единства распорядительства в управлении;
- принцип экономии времени;
- принцип приоритета функций управления над структурой при создании организации и наоборот, приоритет структуры над функциями управления в действующих организациях;
- принцип делегирования полномочий;
- принцип обратной связи;
- принцип экономичности;
- принцип эффективности;
- принцип мотивации.
Принцип единства политики и экономики.
Экономика является базисом любого государства и общества и подчиняется объективным экономическим законам и закономерностям. Их учет и разумное использование приводит к экономическому росту, а игнорирование или не учет проявляются в экономическом спаде или кризисе. Политика отражает надстройку любого государства и представляет собой концентрированное выражение экономики. Это означает, что при осуществлении хозяйственной деятельности общество не может не учитывать политических последствий тех или иных экономических мер на общественное развитие, на изменения в базисе и надстройке.
Научность .
Этот принцип определяет, что управленческая деятельность, формирование, функционирование, и развитие систем управления должны базироваться на основании данных науки, т.е. объективных законах и закономерностях. Кроме этого, принцип научности предполагает использование имеющегося арсенала современных научных методов познания объектов управления, исследование реальных ситуаций, условий, в которых протекает жизнедеятельность этих объектов. Особенностью этого принципа также является применение в практической деятельности достижений теории и опытных данных научного управления объектами разного рода, т.ч. различной отраслевой принадлежности.
Системность и комплексность .
Принципы системного подхода предусматривают изучение объекта управления и управляющей системы совместно и нераздельно. Системность означает необходимость использования системного анализа и синтеза в каждом управленческом решении. В системе управления неправильное, ошибочное решение можно свести на нет всю деятельность системы, привести к ее разрушению.Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учет всех направлений, всех сторон деятельности, всех свойств.
Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений .
Принцип единоначалия исходит из того, что у каждого подчиненного должен быть один непосредственный начальник, отдающий ему распоряжения, приказы, и отчитывается подчиненный только перед ним.Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработок и учет мнений многих специалистов по различным вопросам. Принятое коллегиально решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя организации.
Принцип централизации и децентрализации .
Централизация это когда люди, власть, ответственность, структуры подчиняются одному центру, одному лицу или какому-либо органу управления. Централизация позволяет обеспечить жесткую координацию звеньев в рамках системы управления.
Децентрализация происходит в результате передачи части власти, полномочий и ответственности, а также права принятия решения в пределах своей компетенции на более низкие уровни управления. В результате децентрализации происходит «рассредоточение» власти. Децентрализация способствует структурной гибкости и развитию адаптивных возможностей системы управления.Централизация и децентрализация находятся в единстве и взаимном дополнении друг друга. Не может существовать полностью децентрализованная структура управления, поскольку она потеряет свою целостность. С другой стороны не может существовать и система управления, лишенная полностью децентрализации, - с потерей автономности она свою структурность.
Принцип пропорциональности в управлении .
Данный принцип находит свое отражение в соотносительности управляющей и управляемой частей организации. Ее суть заключается в обеспечении взаимного соответствия между субъектом и объектом управления. Рост и усложнение объекта управления, к примеру, подсистемы производства, ведет к росту и усложнению субъекта управления (управляющей подсистемы).Уровень соответствия субъекта управления объекту управления может быть определен рядом показателей, таких как: соотношение численности управленческого персонала и рабочих; соотношение мощности вспомогательных и обслуживающих подсистем (информационной, математической, технической) потребностям функциональных подразделений) и т.д.Принцип пропорциональности в управлении актуален при нахождении и соблюдении правильного соотношения между коллегиальностью и единоначалием, организацией и самоорганизацией, централизацией и децентрализацией, что составляет круг важнейших задач управления.
Принцип единства распорядительства в управлении .
Рациональная структура управления это структура, в которой установлена четкая персональная закрепленность полномочий распорядительства по каждому конкретному вопросу на каждом уровне и по отношению каждому объекту управления (подразделению или работнику), за конкретным руководителем.Однозначность закрепления полномочий распорядительства обеспечивает четкость функционирования управленческой вертикали. Каждый руководитель имеет полную ясность относительно пределов своей компетенции и действует в соответствии с этими представлениями.
Принцип экономии времени .
Принцип экономии времени требует постоянного уменьшения трудоемкости операций в процессе управления. Это прежде всего относится к информационным операциям по подготовке и реализации решений.
Принцип приоритета функций управления над структурой при создании организации и наоборот, приоритет структур над функциями управления в действующих организациях.
Создание новых систем управления осуществляется для реализации определенного набора целей. Каждая цель реализуется набором задач. Затем эти задачи группируются по общности, для этих групп формируется набор функций, а затем набор производственных и управленческих звеньев и структур.В реально действующих системах управления управленческие функции распределены между производственными и управленческими звеньями и структурами, отлажены взаимосвязи между элементами структуры.В процессе функционирования организации лишние элементы структуры «отмирают», а недостающие постепенно появляются, вместе с ними «отмирают» или появляются новые функции.
Принцип делегирования полномочий .
Принцип делегирования полномочий состоит в передачи руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам. Главная практическая ценность принципа состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных повседневных дел и может сконцентрироваться свои усилия на решении задач сложного управленческого уровня.
Принцип обратной связи .
Обратная связь в системах управления – это особая форма устойчивой внутренней связи между субъектом и объектом управления, которая носит информационный характер и является необходимым условием протекания процессов управления, а также имеет целью координацию управленческих действий. Суть принципа обратной связи заключается в том, что любое отклонение системы от её естественного или заданного состояния является источником возникновения в субъекте управления нового движения, направленного на то, чтобы поддержать систему в её заданном состоянии.
Принцип экономичности .
Это требование – правило управленческой деятельности, системы управления, определяющее: управление должно осуществляться с наименьшими затратами ресурсов, однако, не в ущерб его рациональности и результативности. В любом случае их показатели должны соотноситься и оптимально сочетаться. Сопоставление различных вариантов результатов и затрат на управление дает ответ об его экономичности.
Принцип эффективности .
Этот принцип – требование к управленческой деятельности обеспечивать высокую результативность (прибыльность) функционирования объекта управления. Его количественная определенность может выражаться через показатели результативности деятельности объекта управления и дополняться соответствующими синтетическими показателями оценки самой управленческой работы.
Принцип мотивации .
Этот принцип утверждает, что управление может быть высоко результативным только при справедливом стимулировании персонала объекта и субъекта управления. Стимулирование осуществляется в двух основных формах – материальной и морально-психологической, причем они должны гармонично сочетаться между собой при ведущей и определяющей роли материальных факторов мотивации успешной деятельности.
Принципы менеджмента .
Менеджмент это рациональный способ управления деловыми организациями. Главное значение при этом уделяется применению ясных и четких методов сугубо прагматического характера в целях наиболее эффективного использования ресурсов и иных условий, а также возможностей видения бизнеса.Поскольку менеджмент базируется на современной науки и теории управления людьми и делом, система его принципов включает в себя принципы классических школ управления, общие принципы управления и принципы, вырабатываемые современным развитием экономики.К некоторым современным принципам менеджмента относят:
- ориентация на потребителя;
- ориентация на перспективу развития бизнеса, расширение сферы деятельности;
- обостренное чувство ответственности за дела организации;
- ориентация на конечные результаты деятельности;
- стремление к нововведениям;
- ориентация на лидеров;
- энтузиазм персонала;
- развитие всего лучшего, что есть в людях: умения, способности, желание делать оригинально, профессионально, эффективно, самостоятельно;
- опора на общечеловеческие ценности;
- высокие стандарты деятельности;
- опора объективные законы и реальности рыночных отношений;
- решение новых проблем новыми методами;
- возрастание роли неформальной организации.
- свобода и жесткость одновременно;
- постоянный поиск того, в чем можно добиться успеха;
- поступки должны быть решительными, но взвешенными;
- концентрация своей деятельности на приоритетных программах.
Для рациональной организации процессов существует ряд принципов.
Подходы к классификации принципов управления
Механизм формирования принципов управления
Понятие принципов управления организацией.
Изучая управление, требуется усвоить некоторые его принципы.
Принципы менеджмента – основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций.
Эти принципы – отражение объективных закономерностей практики управления. Они определяют требования к конкретной системе, структуре и организации менеджмента. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения между его уровнями, между организациями и государством, применяются те или иные методы управления.
Освоение навыков правильного использования этих принципов поможет стать хорошим управляющим. Принципы воплощают историю познания человечеством науки управления, приобретенного в процессе проб и ошибок.
Ведущий принцип менеджмента – оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления. Его применение на практике означает, что за высшим уровнем управления закрепляются вопросы стратегического характера, а за низовыми звеньями – оперативное управление. Реализация этого принципа решает проблему оптимального распределения полномочий при принятии управленческих решений.
Специалисты в области управления утверждают, что за многие годы учебы, практической работы, преподавания управления и консультирования не было случая, чтобы какой-либо всеми признанный принцип управления оказался неверным или неработоспособным. Тогда почему так живуче утверждение, что половина всего изучаемого в школах бизнеса не нужна для работы? Ответ в том, что плохи не принципы, а то, как их применяют. Либо применяют не тот принцип, либо человек, пытающийся его использовать, не знает, как это сделать, или же выбраны не те условия и не то время.
Другая причина, когда принципы не дают нужного результата, в том, что человек, на которого вы работаете, возможно, не изучил принципы управления.
Основатель классической административной школы управления Анри Файоль в книге «Общее и промышленное управление», опубликованной в 1916 г., сформулировал следующие четырнадцать принципов управления :
1.Разделение труда . Специализация является естественным порядком вещей. Цель разделения труда – выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же условиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилие.
2.Полномочия и ответственность . Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия – там возникает ответственность. Ответственность - необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчёт в своих действиях, поступках. Ответственность является необходимой принадлежностью власти.
3.Дисциплина . Дисциплина есть уважение к условностям, содержанием которых является «повиновение, прилежание, активность» и «внешнее выражение уважения». Она обязательна для высших руководящих лиц и для рядовых функционеров.
Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.
4.Единоначалие. В любой работе любой функционер должен получать распоряжения от одного непосредственного начальника.
Как только два начальника отдают распоряжения одинакового содержания одному и тому же человеку или одной и той же службе, тотчас же возникает разлад; если такое положение продолжает сохраняться, равновесие в организации нарушается еще больше и наблюдаются такие последствия: либо двойственность прекращается благодаря исчезновению или устранению одного из начальников и возрождается социальное здоровье организации, либо она продолжает вырождаться.
Люди не выносят двойственности распоряжений.
5.Единство действий . Этот принцип гласит: «Один руководитель и единый план для совокупности операций, имеющих общую цель». Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.
Это необходимое условие единства работы, согласованности сил, объединения усилий.
6.Подчиненность интересов . Этот принцип напоминает, что в предприятиях интерес одного работника или группы работников не должен преобладать над интересами предприятия в целом.
Тем не менее, при столкновении этих интересов принято их примирять. Уважение к общему интересу достигается твердостью и хорошим примером со стороны самого начальника, справедливыми условиями работы и внимательным наблюдением.
7.Вознаграждение персонала . Вознаграждение есть цена за выполненную работу и услуги. Она должна быть справедливой и по возможности удовлетворять персонал и предприятие, служащего и нанимателя.
Еще не найден способ оплаты, вполне отвечающий последнему условию.
8.Централизация – организация должна иметь управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности.
9. Скалярная цепь (линия власти) управления – неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»).
10.Порядок - рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте.
11.Справедливость - установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи.
12.Стабильность персонала – установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, поскольку высокая текучесть снижает эффективность.
13.Инициатива - означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.
Чтобы развить инициативу, полезно предоставлять функционерам полную самостоятельность в исполнении обязанностей, связанных с их должностью, ограничиваясь надзором и направлением их работы, поощрением заслуг, даже ценой некоторых жертв со стороны собственного самолюбия.
14.Корпоративный дух - гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий (в единстве – сила).
В дополнение к выделенным Анри Файолем принципам, проверенным последующей практикой, эволюция менеджмента позволила добавить:
Принцип системности, предполагающий использование методологии системного подхода в управлении;
Принцип компетентности, состоящий в необходимости знания менеджером системы управления;
Принцип иерархичности, предполагающий выделение уровней управления на основе вертикального разделения управленческого труда и подчинение низших уровней управления высшим;
Принцип выделения ведущего звена, предполагающий выбор наиболее значимой цели и наиболее важных ресурсов для ее достижения;
Принцип совершенствования, предусматривающий трансформацию организационной структуры, функций и методов управления по мере изменения объекта управления и состояния внешней среды.
Принципы классической системы управления получили развитие в современных «школах управления» как основополагающие принципы менеджмента.
Менеджмент - это творчество, основанное на определенных принципах. Существуют принципы общие и частные.
Общие принципы управления: принцип применимости; принцип системности; принцип функциональности; принцип интеграции; принцип ориентации на ценности.
1. Принцип применимости - менеджмент разрабатывает своего рода руководство к действию для всех работающих в фирме сотрудников.
2.Принцип системности - менеджмент охватывает всю систему с учетом внешних и внутренних взаимосвязей, взаимозависимостей и открытости собственной структуры или системы в целом.
3.Принцип многофункциональности - менеджмент охватывает различные аспекты деятельности: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда), смысловые (достижение конечной цели).
4.Принцип интеграции - внутри системы должны интегрироваться различные способы отношений и взгляды сотрудников, а вне фирмы может происходить разделение на свои миры.
5.Принцип ориентации на ценности - менеджмент включен в общественный окружающий мир с определенными представлениями о таких ценностях, как гостеприимство, честные услуги, выгодное соотношение цен и услуг и т.п.
Все это необходимо не только учитывать, но и строить свою деятельность, неукоснительно соблюдая названные общие принципы управления.
Частные (специальные) принципы управления имеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы, отрасли, организации и подразделения. Каждая отрасль экономики или отдельная организация самостоятельно вырабатывают собственные принципы управления в соответствии с установившимися традициями, культурой, исторически сложившимися требованиями и т. п.Частные принципы управления не должны перечить общим , но могут существенно от них отличаться.
Рассмотрим более детально некоторые из них:
1. Принцип единоначалия . Люди лучше реагируют на то, что ими руководит один начальник.
2. Принцип мотивации . Чем тщательнее менеджеры реализуют структуру поощрений и наказаний, пересматривают ее с учетом непредвиденных обстоятельств, интегрируют ее во всей системе управления, тем эффективнее будет программа мотиваций. Программы мотивации могут представлять собой тщательно разработанные системы оплаты труда, схемы премирования, финансовых и иных льгот, переподготовки (повышения квалификации), карьерного роста и др.
3. Принцип лидерства . Люди склонны идти за теми, в ком они видят средство удовлетворения своих личных потребностей. Чем больше менеджеры осознают действие мотивирующих факторов и чем больше это отражается на выполнении управленческих функций, тем вероятнее, что они станут эффективными лидерами.
4 . Принцип научности заключается в построении всей системы управления на новейших данных науки менеджмента.
5 .Принцип ответственности . Необходимо иметь определенные инструкции, положения и систему материальной и другой ответственности. Должно быть четкое оформление приказов и распоряжений, направленных на повышение требовательности за качественное выполнение в точно установленные сроки возложенных на каждого работника обязанностей и поручаемых заданий.
6. Принцип правильного подбора и расстановки кадров. Если вы ведете честный бизнес, то подбор кадров должен осуществляться только по деловым качествам на основе правил профессионального отбора и рекомендаций консультантов по кадрам.
7. Принцип экономичности . Прибыль - это не только доход, но и разумные расходы на использование людских и материальных ресурсов.
8.Принцип обеспечения обратной связи означает получение информации о результатах работы, позволяющей сравнить фактическое состояние с заданным планом.
Принципы управления представляют собой систему базовых положений, основополагающих идей, правил, в соответствии с которыми осуществляется деятельность работников в той или иной сфере общественной жизни.
Они являются отражением определенных закономерностей, свойственных функционированию социальных общностей. Но поскольку принципы осознают-
ся и формулируются людьми, постольку в них всегда присутствует элемент субъективности. По своей природе они являются субъективным отражением объективной реальности, присущих ей устойчивых тенденций развития. Принципы развиваются, совершенствуются, что в определяющей степени связано с развитием и совершенствованием самой реальности. Действенность принципов связана с осознанием людьми их целесообразности и необходимости, потребности в практическом использовании. Известный английский философ и педагог ДжЛокк отмечал, что люди должны пользоваться теми или иными принципами, а такими принципами могут быть лишь те, с которыми они умеют обращаться. При этом от персонала государственной службы требуется не интуитивное знание принципов, а научное представление об их системе, классификации, механизме использования.
Обычно в литературе выделяются группы принципов, которые условно можно разделить на общие и частные, что предполагает их особую роль в управлении персоналом государственных органов.
Общие принципы управления человеком в организации
Принципы данной группы являются частью организационных принципов управления. Так, один из классиков науки управления - Анри Файоль сформулировал 14 принципов управления, значительная часть которых относится именно к сфере управления человеком в организации. Они дополняются другими принципами, что и создает их цельную систему, соответствующую потребностям времени. Их общая группировка отражена на рис. 1. Среди них следует выделить прежде всего принцип разделения труда, предполагающий управление специализацией работников в процессе служебной деятельности. Для современной государственной службы характерна значительная специализация деятельности персонала, что выражается в появлении новых профессий и специальностей, которыми следует овладеть государственным и муниципальным служащим. Следовательно, управление персоналом государственной службы предполагает сопряжение усилий работников, располагающих различным уровнем профессиональной подготовки и ее специализации, отсюда вытекают повышенные требования ко всему процессу управления персоналом государственной службы, который дол-
жен действовать как четкий, слаженный механизм по обеспечению и исполнению полномочий государственных органов.
Важным правилом работы с персоналом является соблюдение дисциплины. Требования к дисциплине зависят от ее характера, места в системе общественных, производственных отношений, ее классификации. В зависимости от этого выделяют трудовую, служебную, общественную дисциплину. Существуют понятия личной дисциплины и самодисциплины. В работе учреждений первостепенное значение приобретает трудовая, служебная дисциплина, обеспечивающая организованность и порядок функционирования службы.
Служебная дисциплина государственных служащих основана на осознании важности, общественной значимости выполняемого долга и обычно достигается целой системой мер организационного и воспитательного характера. В эту систему включаются и определенные санкции против нарушителей дисциплины, чтобы минимизировать эти явления, а по возможности и вовсе изжить их в государственной службе.
СОГЛАСОВАНИЯ ЛИЧ
НЫХ И ОБЩЕСТВЕН-
НЫХ ИНТЕРЕСОВ
СПРАВЕДЛИВОСТИ И РАВЕНСТВА
УСТОЙЧИВОСТИ
СОСТАВА ПЕРСОНАЛА
ЕДИНЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
АДАПТАЦИИ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ
Рис.1. Общие принципы управления человеком в организации
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ
Конкретные меры по укреплению дисциплины, повышению ответственности государственных служащих за своевременное и точное исполнение законов определены в федеральном законодательстве1. При этом законодатель исходит из того, что неисполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и решений судов не только дискредитирует государственную власть, создает условия для коррупции и злоупотреблений, но и нарушает права и свободы граждан, подрывает основы конституционного строя России. Все это и предопределяет значение работы по укреплению порядка и дисциплины в системе государственной службы.
Принцип профессионализма и компетентности - один из основных в управлении персоналом государственной и муниципальной службы. Его суть состоит в органическом сочетании профессионализма и компетентности. Профессионализм предполагает высокий уровень подготовки кадров управления, их мастерство, творческий подход ко всем элементам служебной деятельности, способность выполнять профессиональные задачи на высоком уровне. Настоящий профессионал обладает развитой интуицией. Он всегда находит выход из самых сложных и противоречивых ситуаций. Его решения точны и обоснованны, действия максимально эффективны. Профессионализм в широком смысле этого слова дополняется понятием компетентности. Компетентность - это высшая форма проявления профессионализма2. Она воспроизводится только в том случае, когда структура профессионального опыта личности соответствует структуре задач и функций, которые профессионал призван выполнять на замещаемой должности или рабочем месте. Если это условие не соблюдается, то присущие специалисту качества не позволяют ему действовать профессионально, самостоятельно и ответственно, реализовывать большие познания и разнообразный опыт в своей сфере деятельности, иметь общепризнанный авторитет. Профессионал в области экономики вряд ли способен компетентно решать задачи в области медицины, и наоборот.
Профессионализм и компетентность управленцев формируются на основе постоянного пополнения багажа знаний и шлифуются годами практической деятельности. Разумеется, эти качества не являются исключительной монополией руководителей. Они должны быть свойственны не только тем, кто управляет, но и тем, кто исполняет различного рода приказания и предписания. Поэтому талантливые руководители всегда заботятся об окружении себя способными исполнителями. Видный государственный деятель С.Ю.Витте отмечал: «Я имел счастье, где бы я ни служил, приглашать талантливых сотрудников, что, по моему мнению, составляет одно из главных и необходимых достоинств администраторов по крупным делам»1.
Все это и нацеливает персонал государственной службы на повышение уровня профессионализма и компетентности как необходимого условия достижения высокого качества и действенности выполняемых функций.
В принципе согласования личных и общественных интересов объединяются две группы интересов различного порядка - личных и общественных. Приоритет той или иной группы интересов зависит от конкретной обстановки, стиля управленческой деятельности руководителей. Недальновидно поступает тот руководитель, который, преследуя общественные интересы, а это прежде всего интересы службы, забывает о нуждах и заботах подчиненных. Такая практика порождает отчужденность в служебных отношениях и снижает эффективность службы.
Недальновидно поступает и тот руководитель, который, заботясь об удовлетворении личных интересов подчиненных, пренебрегает интересами службы. Принцип сочетания, согласования личных и общественных интересов нацеливает руководителей на совершенно иные поступки. Он требует от них таких действий, при которых соблюдались бы в полной мере интересы службы и максимально учитывались бы интересы служащих. Как правило, такое поведение руководителя находит понимание в коллективе и способствует его стабилизации.
Согласование частных и общих интересов - это оселок, на котором проверяется искусство управления, его результативность. Полезно в связи с этим помнить, что, чем выше уровень
организации, тем сложнее учитывать общие интересы. А.Фай-оль отмечает, что «в маленьком предприятии общий интерес, т.е. интерес самого предприятия, легко ощутим. В государстве же общий интерес - вещь столь сложная, столь обширная, столь отдаленная, что о нем не всегда имеется отчетливое представление; и хозяин для большинства чиновников есть нечто вроде мифа. И если идея об этом общем интересе не оживляется беспрерывно высшей властью, то она постепенно бледнеет, слабеет и каждое учреждение начинает считать себя как бы самоцелью, забывая, что оно является лишь колесом в огромной машине, все части которой должны двигаться согласованно; оно изолируется, замыкается и признает лишь одну иерархическую колею»1.
Поскольку для государственных служащих общий интерес и есть интерес государственный, необходимо формировать у персонала государственного учреждения понимание этого интереса, чувство ответственности за общегосударственное дело. Тогда более отчетливо будет восприниматься и сам принцип со- " гласования личных и общественных интересов.
Поддержание благоприятных социально-психологических отношений среди государственных и муниципальных служащих в значительной степени определяется принципом справедливости и равенства. Что же означают эти понятия в условиях государственной и муниципальной службы? Под равенством понимается равенство прав и обязанностей лиц, стоящих на одной ступени служебной лестницы. А под справедливостью понимается как соблюдение этих прав и обязанностей, так и осуществление системы предпочтений для тех, кто более эффективно реализует в процессе службы свой личностный, творческий потенциал. Осуществление принципа справедливости и равенства возвышает личность служащего, способствует раскрытию профессиональных, деловых и личностных качеств. В системе управления персоналом государственной и муниципальной службы данный принцип имеет непосредственное отношение к мотивации людей на добросовестное выполнение служебных обязанностей.
Практика показывает, что наиболее эффективно реализует себя в практической деятельности сложившийся, устойчивый состав персонала учреждения или предприятия. Поэтому субъект
управления персоналом должен быть заинтересован в том, чтобы сохранить костяк трудового коллектива, его профессиональное ядро. Этому призван способствовать принцип устойчивости состава персонала. Известно, какой вред наносит учреждению, предприятию высокая текучесть кадров, частая сменяемость специалистов и руководителей. Но еще больший вред наносит службе распад коллектива профессионалов в различных звеньях иерархии. Это всегда признак крайне неблагополучного положения дел в организации. Как отмечают специалисты управления, особое значение имеет состав руководящего персонала. На преуспевающих предприятиях он устойчив, на неудачливых - неустойчив. Это целиком и полностью относится и к управленческим кадрам системы государственной и муниципальной службы. Отсюда вывод - путь к успеху заключается в сохранении устойчивости персонала, его способности к обновлению форм и методов работы в полном соответствии с требованиями времени.
В принципе единения персонала отражена огромная сила, заключающаяся в способности объединять усилия для эффективного решения практических задач. Так обычно и поступают руководители, исходя прежде всего из деловых соображений. Но бывают и такие, которые стремятся подчинить себе коллектив по принципу «разделяй и властвуй». Такая позиция руководителя ведет к расколу коллектива, порождает в нем нездоровую атмосферу, вызывает к жизни уродливые явления в виде анонимок, подсиживания, подхалимства, протекционизма, стравливания людей друг с другом и т.д.
Порочная практика разделения и противопоставления подчиненных свидетельствует о низких моральных и невысоких умственных способностях такого типа руководителей. Опыт управления персоналом государственной и муниципальной службы подтверждает необходимость соблюдения определенных правил для достижения единения персонала. Надо обладать подлинным талантом, чтобы 1) постоянно координировать усилия, 2) стимулировать усердие, 3) использовать способности всех и вознаграждать заслуги каждого, не возбуждая ничьих ревнивых подозрений и не нарушая гармонии отношений1.
Поэтому в практической деятельности необходимо последовательно соблюдать принцип единения персонала, который значительно умножает силы всех и каждого участника трудового процесса.
На одно из первых мест в современных условиях выдвигается принцип адаптации к новым условиям деятельности. Это связано с решением качественно новых задач органами государственной власти и местного самоуправления в условиях становления рыночных отношений и требует от персонала государственных учреждений интенсификации работы, постоянного повышения знаний, переоценки накопленного опыта, преодоления устоявшихся стереотипов. Как отмечают специалисты, переход к решению новых задач нередко встречает сопротивление консервативной части персонала. Служащие опасаются подчас потери рабочего места, изменения специализации, монотонности новых условий труда, девальвации ценностей своей личности, ее социального значения". Руководитель в таких условиях призван в большей степени опираться на новаторские силы персонала учреждения, организации, настойчиво учить сотрудников новым приемам выполнения служебных заданий, укрепляя их уверенность в возможности успешно решать новые ответственные и неординарные задачи, иными словами, управлять адаптацией персонала к новым условиям.
Принцип эффективности работы персонала связан с соизмерением затрат и конкретного результата деятельности персонала государственных органов. В течение длительного времени измерение эффективности работы персонала государственной и муниципальной службы велось по затратному принципу: сколько мероприятий провели, какие силы и средства использовали, причем чем больше, тем лучше. Во многих странах давно отказались от такого подхода. Во всей полноте проблема рациональности использования возможностей персонала стоит и перед российской государственной и муниципальной службой. Работать эффективно - значит добиваться максимального результата при минимуме затрат используемых сил и средств, следовательно, весь персонал должен быть нацелен на результативное использование технологий профессиональной деятельности,
экономию выделяемых средств, повышение эффективности служебных мероприятий, призванных обеспечить качественное исполнение полномочий государственных органов.
Частные принципы управления человеком в организации
Наряду с общими принципами следует рассмотреть ряд частных принципов управления человеком в организации. В них отражается подход к той части персонала, которая составляет ядро любого государственного органа или учреждения. Таким ядром в организациях являются кадры государственной и муниципальной службы. К числу принципов работы с кадрами относятся следующие: -
принцип подбора кадров в соответствии с их профессиональ ными, деловыми и морально-нравственными качествами, пол ностью соответствующими предназначенной должности. Об разно говоря, место по работнику и работник по месту; -
принцип планирования в использовании кадровых ресурсов. Кадры - самый ценный капитал любой организации, любого учреждения. Поэтому необходим плановый подход, своего рода стратегия и тактика использования кадров с максимальной эф фективностью для организации; -
Введение
Исторический аспект развития принципов управления
Понятие и система принципов управления
Принципы управления в органах внутренних дел
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Ни для кого не секрет, что ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без эффективного управления. Современное управление базируется на использовании ключевых идей различных подходов и школ, возникших в предыдущие периоды. Законы и методы управления производством и обществом известны человечеству еще с древних времен.
Не так давно обнаружены документы шумерской цивилизации, существовавшей более 5 тыс. лет назад, из которых видно, что древние менеджеры прекрасно понимали важность таких элементов административного управления, как инвентаризация, регистрация фактов, организационная отчетность и контроль. Грандиозные сооружения Древнего Египта вызывают и сейчас изумление не только масштабностью, размахом строительных работ, но и организационным талантом древних строителей: ведь руководить строительным коллективом в 100000 рабочих на протяжении десятков лет и сейчас, при современной технике и достижениях управленческой мысли, - сложнейшая задача для специалиста в области управления. Египтяне, к примеру, широко применяли планирование и контроль выполнения производственных программ. Около 4000 лет назад был написан трактат о методах и стиле управления коллективом - "Поучение Птаххотепа", который и сейчас может служить настольной книгой современного менеджера.
Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Современное управление как в области различного рода производств, так и в органах внутренних дел базируется на мировом историческом опыте предшествующих поколений, и принципы управления являются неизменными и общими для всех и по сей день.
В данной работе ставится цель рассмотреть такие важные в сфере управления вопросы как: история развития принципов управления, понятие и система принципов управления и принципы управления в органах внутренних дел.
1. Исторический аспект развития принципов управления
Проблемы природы и принципов управления волновали мыслителей на протяжении многих веков. Практика управления так же стара, как и человеческое общество. Именно по этой причине невозможно точно определить время возникновения первых элементов управления. Необходимость в управлении появляется только тогда, когда лица, непосредственно выполняющие работу, в силу каких-либо объективных причин не в состоянии самостоятельно координировать свои действия. Такими причинами могут быть слишком сложная конечная цель, невозможность для работников самостоятельно контролировать и оценивать действия друг друга и т.п. В этом случае какой - либо человек или группа людей должны взять на себя координирующие функции, то есть осуществлять управление деятельностью исполнителей.
Как только люди заселили землю и стали жить племенами, то сразу же появилась потребность в науке и искусстве управления. Очевидно, что для поддержания порядка в сообществе первой сформировалась потребность в политическом управлении. Совместный труд (охота, рыболовство, приготовление и распределение пищи, устройство жилищ, изготовление одежды, орудий труда и оружия), защита от врагов и диких зверей стимулировали зарождение экономического и военного управления.
Можно сделать вывод о том что, менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества: политической (где была необходимость установления и поддержания порядка в группах; экономической (где есть необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов; оборонительной (где основной задачей являлась защита от врагов и диких зверей).
Возникновение управления относят к пятому тысячелетию до нашей эры и выделяют в истории его развития пять периодов, начало которых связано с пятью управленческими революциями.
Первая управленческая революция - религиозно-коммерческая - связана с возникновением письменности в Древнем Шумере. Появление письменности оказало существенное влияние на развитие древнего общества и в конечном итоге привело к образованию особой касты жрецов-коммерсантов. Они осуществляли торговые операции, вели деловую переписку и коммерческие расчеты. Религиозный характер носило управление и в Древнем Египте. Построенные в 3000 - 2000 гг. до н.э. египетские пирамиды свидетельствуют о высоком уровне развития не только науки и культуры, но и управленческого искусства.
Вторая управленческая революция - светско - административная относится к 1792 - 1750 гг. до н.э. Она связана с деятельностью правителя Вавилона - царя Хаммурапи, издавшего свод законов, регламентирующих порядок управления государством.
Третья, производственно - строительная управленческая революция датируется 605-562 гг. до н.э. - время правления древнего царя Навуходоносора. Ее основным результатом была интеграция методов государственного управления с контролем и регулированием деятельности в сфере производства и строительства.
Четвертая управленческая революция сопряжена с зарождением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации (XVII-XVIII вв.). Ее сущность заключается в отделении управленцев от собственности на средства производства и зарождении такого явления, как профессиональное управление.
Пятая управленческая революция, известная как бюрократическая, произошла в конце XIX - начале XX вв. Теоретической базой этой революции послужила концепция рациональной бюрократии, а основным результатом явились формирование крупных иерархических структур, разделение труда, организационное регламентирование и т.п. Развитие техники и новые технологии, рост масштабов производства резко усложнили управление, выделили его в особую сферу деятельности, требующую специальных знаний. Необходимость решения проблем привела к активному обобщению опыта, к поискам эффективных методов управления производством и трудом. Возникла наука управления - менеджмент.
Важно также заметить, что до начала XX в. целостной теории управления не существовало, работа инженера, администратора была скорее искусством, основанным на интуиции. Но бурное развитие новых технологий, невиданные масштабы производства поставили вопрос о формировании научных методов управления. Требовалась не абстрактная теория, а научные исследования, нацеленные на решение конкретных проблем, на разработку практических рекомендаций. И не случайно, что основы теории управления производством были заложены людьми, знающими досконально технологию промышленных предприятий и особенности взаимоотношений между рабочими и руководителями.
Управление организацией было признано самостоятельной сферой деятельности только в начале XX столетия с появлением массового промышленного производства. В первой половине XX века получили развитие несколько чётко различающихся школ управленческой мысли.
Классическая школа представила первый систематизированный подход к управленческой мысли. Важно заметить, что её усилия были направлены на поиск путей хорошего выполнения работы каждым служащим. Согласно точке зрения, изложенной Адамом Смитом, люди склонны избирать курс действий, который максимально удовлетворяет их личные экономические цели, поэтому финансовые инициативы доминируют в классической школе. Исследователи согласились с практиками в признании эмоциональной стороны человеческого поведения и в принятии того, что это может быть контролируемо через логическую структуру работ и рабочие графики. Классическая школа может быть подразделена на две исторические школы управления: школу научного управления и школу административного управления.
Школу научного управления связывают с именем Фредерика Уинстона Тейлора. Фредерик Уинстон Тейлор (1856 - 1915) по праву считается основателем современного менеджмента.
Тейлор придал понятию «менеджмент» (что означает «управление») определенность, назвав его «организацией производства». В 1903 году в его работе «Управление циклом» он раскрыл основное содержание своей системы управления, а в дальнейшем в книге «Принципы научного менеджмента» сформулировал ряд постулатов, которые в последствии получили название «Тейлоризм». Тейлор предложил строгую научную систему знаний о законах региональной организации труда, составными элементами которой являются: математический способ исчисления себестоимости, дифференциальная система оплаты труда, метод изучения времени и движения (хронометрии), способ расчленения и рационализация трудовых приемов, инструкционные карточки и многое другое, что позднее вошло в так называемый механизм научного менеджмента.
В основе тейлоризма лежат четыре научных принципа управления: 1) создание научного фундамента, заменяющего старые, сугубо практические методы работы и научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности; 2) отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профотбор и профобучение; 3) сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения новых методов организации управления и труда; 4)равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами.
Многое из того, что предлагал использовать в трудовом процессе Тейлор, имело психологическую основу. Свидетельством того служит то, что понятие «человеческий фактор» в психологическом плане впервые ввел в научный оборот Тейлор - затем оно было развито классиками менеджмента Ф. Гелбертом, Г. Файолем, Э. Мейо и другими.
Тейлоризм - это классическая геометрия труда, важнейшими аксиомами которой являются организационная гармония и экономическая и психологическая целесообразность. Основные его положения актуальны и сегодня. Концепция научного управления, выдвинутая Тейлором, явилась серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало повсеместно признаваться как самостоятельная область научных исследований. Руководители-практики и ученые убедились, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут эффективно использоваться для достижения целей организации.
Кстати, говоря о развитии менеджмента в трудах последователей Тейлора, важно заметить, что организационно - технологический подход в менеджменте получил дальнейшее развитие в трудах Г.Л. Ганна, супругов Ф. и Л. Гилберт, Г. Эмерсона, Г. Форда и других, разработавших свои оригинальные концепции.
Фил Гилберт - первым применил фотоаппарат и фотокамеру для исследования движения работников. Лилиан Гилберт первой начала заниматься вопросами управления кадрами, их научным подбором, расстановкой и подготовкой. В 1915 году она стала первой женщиной в США, получившей степень доктора психологии.
В 1912 году в книге «Производительность как основание для управления и оплаты труда» Гаррингтон Эмерсон (1853-1931) сформировал «Двенадцать принципов производительности». Эмерсон считал: … «работать напряженно - значит прилагать к делу максимальные усилия; работать производительно - значит, прилагать к делу усилия минимальные».
Основатель американского автомобилестроения Г. Форд указывал: «Одна из целей промышленности - это не только снабжать потребителей, но и создавать их».
В целом, заслуги Тейлора, Ганна, супругов Гилберт, Форда и др. заключается в утверждении следующих принципов научного управления: 1) использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи; 2) отбор работников, наиболее подходящих для выполнения определенных задач и их обучение; 3) обеспечение работников ресурсами, требующими для эффективного выполнения задач; 4) систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности; 5) выделение планирования и обдумывания в отдельный процесс; 6) утверждение менеджмента в качестве самостоятельной формы деятельности, самостоятельной науки, обладающей свойственными только ей функциями. Данная школа появилась и существовала в период (приблизительно) с 1905 по 1920 годы.
Возникновение административной (классической) школы (1920-1950 гг.) управления связывают с именем А. Файоля.
Файоль создал «теорию администрации», которая была в дальнейшем развита Урвиком и Муни. Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым, по убеждениям создателей школы, организация, несомненно, достигнет успеха.
Файоль утверждал, что принципы управления - это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления; важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления. Сформулированные Анри Файолем 14 принципов управления имеют следующее содержание: 1) разделение труда - специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы; 2) полномочия и ответственность - каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполняемые работы; 3) дисциплина - рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям порядка; 4) единоначалие - работник получает распоряжение и отчитывается только перед одним непосредственным начальником; 5) единство действий - все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану;6) подчиненность интересов - интересы организации имеют преимущества перед интересами отдельных сотрудников; 7) вознаграждение персонала - получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд; 8) централизация - естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности; 9) скалярная цепь - неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»); 10) порядок - рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте; 11) справедливость - установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи; 12) стабильность персонала - установка работающих на лояльность по отношении к организации и долгосрочную работу так, как высокая текучесть кадров снижает эффективность организации; 13) инициатива - поощрение работников к выработке независимых функций, в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ; 14) корпоративный дух - гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий (в единстве - сила).
Нельзя забывать, что теории управления Тейлора и Файоля имеют не только сходство, но и различие. Тейлор предлагал установить рациональное управление предприятиями «снизу», а Фойль - «сверху». Файоль подчеркивал, что никакого противоречия между его теорией и теорией Тейлора нет, просто они рассматривают разные уровни управления: Тейлор - цеховое управление, а он - высшее административное.
Основной вклад представителей административной школы в теорию менеджмента состоит в том, что они рассматривали управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, и изложили основные принципы управления. Они сформулировали систематизированную теорию управления всей организации, выделив управление как особый вид деятельности.
В дальнейшем в 1930 году (и существует по настоящее время) появляется школа человеческих отношений, существование которой связывают с такими личностями как: М.П. Фоллетт, Т.Э. Мэйо, А. Маслоу и др. Представители школы человеческих отношений рассматривали человека на производстве как личность. Школа разработала методы управления межличностными отношениями. Изучались различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникаций, лидерства и в организации. Первым серьезным достижением поведенческой школы было доказательство того факта, что на производительность труда исполнителя оказывают влияние не только материальные факторы, сколько психологические и отчасти социальные, что серьёзно повлияло на формирование современных принципов управления как в производственной сфере, так и в правоохранительной.
Математическая школа управления (иногда ее называют теорией количественных методов менеджмента) сформировалась в начале 40-х гг., прежде всего, в управлении войсками во время 2-й мировой войны. Затем опробованные количественные методы трансформировались применительно к управлению гражданскими организациями.
Математическая школа характеризуется использованием в менеджменте исследований операций и моделирования. По существу эта школа количественных методов для решения управленческих и производственных проблем.
Исследование операций в области менеджмента - это применение количественных методов к операционным проблемам организации. Авторы данной школы указывают, что ключевой характеристикой этой школы является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными показателями. Формирование и развитие этой школы связано с такими именами как Р. Акофф, С. Бир, Д. Форрестер и др. Наряду с исследованиями операций и моделированием в рамках этой школы получает развитие системный подход к проблемам менеджмента на основе системного анализа, что привело к созданию «системотехники».
Влияние науки управления или количественного подхода было значительно меньше, чем влияние поведенческих наук, отчасти потому, что гораздо большее число руководителей ежедневно сталкиваются с проблемами человеческих отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследования операций. Кроме того, до 60-х годов лишь у немногих руководителей было образования достаточно для понимания и применения сложных количественных методов. В настоящее время положение быстро меняется, т. к. всё больше школ бизнеса предлагают курсы количественных методов с применение ЭВМ.
Управление организацией было признано самостоятельной сферой деятельности только в начале XX столетия с появлением массового промышленного производства. В первой половине XX века получили развитие несколько чётко различающихся школ управленческой мысли, которые в процессе закономерного хода истории внесли свой вклад в развитие принципов управления, используемых в современном обществе как в сфере производственных отношений, так и в сфере правоохранительной деятельности. К примеру, заслуги таких представителей школы научного управления как: Тейлор, Ганн, супруги Гилберт, Форд и др. заключаются в утверждении следующих принципов научного управления: 1) использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи; 2) отбор работников, наиболее подходящих для выполнения определенных задач и их обучение; 3) обеспечение работников ресурсами, требующими для эффективного выполнения задач; 4) систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности; 5) выделение планирования и обдумывания в отдельный процесс; 6) утверждение менеджмента в качестве самостоятельной формы деятельности, самостоятельной науки, обладающей свойственными только ей функциями.
Заслуги представителя административной школы Файоля утверждающего, что принципы управления - это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления; важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления, заключаются в формулировании 14 принципов управления, имеющих следующее содержание: 1) разделение труда - специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы; 2) полномочия и ответственность - каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполняемые работы; 3) дисциплина - рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям порядка; 4) единоначалие - работник получает распоряжение и отчитывается только перед одним непосредственным начальником; 5) единство действий - все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану;6) подчиненность интересов - интересы организации имеют преимущества перед интересами отдельных сотрудников; 7) вознаграждение персонала - получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд; 8) централизация - естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности; 9) скалярная цепь - неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»); 10) порядок - рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте; 11) справедливость - установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи; 12) стабильность персонала - установка работающих на лояльность по отношении к организации и долгосрочную работу так, как высокая текучесть кадров снижает эффективность организации; 13) инициатива - поощрение работников к выработке независимых функций, в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ; 14) корпоративный дух - гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий (в единстве - сила).
Каждая школа (о которой было сказано выше) внесла свой достойный вклад в формирование современных принципов управления, которые определяют успешность любой групповой производительной деятельности людей по сей день и, несомненно, будут её определять и в будущем.
Но тогда возникает закономерный вопрос: «какова же современная система принципов управления?» На данный вопрос и будет дан ответ далее в данной работе.
2. Понятие и система принципов управления
Принцип, в широком смысле, представляет собой основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, науки; руководящее положение, установка в какой-нибудь деятельности. Принципы любой сферы управления в наиболее общем виде отражают сущность социального управления и механизма его воплощения. Практическое осуществление управления В.Г. Афанасьев определял как «целесообразное воздействие на общественную систему, приведение системы в соответствие с присущими ей закономерностями». И с данным мнением можно согласиться, так как действительно, прибегая к управленческой деятельности, в какой бы то ни было сфере, приходится целенаправленно воздействовать на общественную систему, приводя её в соответствие избранным принципам управления с учётом её закономерностей.
Объективные законы и закономерности общественного развития существуют независимо от сознания и воли людей и их целенаправленной деятельности. Познание этих законов осуществляется посредством изучения форм их проявления в процессе развития социально-экономических отношений. Выражением процесса познания являются исходные идеи, которые объясняют развитие форм социальных явлений и выступают в виде изначальных положений и правил. Как уже говорилось выше, принципы управления имеют богатую историю, и их использование в управлении - процесс не столько объективный, сколько субъективный. Ведь, по своей сути, законы и принципы имеют разную природу, они не тождественны по форме проявления. Законы непосредственно реализуются в развитии общества, а принципы, в силу своей субъективности, не могут рассматриваться как прямое следствие объективных законов.
Под законом обычно понимают устойчивые, повторяющиеся связи и отношения между явлениями, определяющие объективные условия существования и развития данного социального феномена. Диалектика выделяет три основных закона развития мира: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицаний. Познавая законы и формулируя принципы, человек осуществляет сознательную целенаправленную деятельность. В процессе этой деятельности он формулирует принципы. В частности, в настоящее время в социальной практике выделены: принципы политического руководства, принципы организационной деятельности, принципы научной деятельности, принципы воспитания и т.д.
Таким образом, принципы управления (в том числе управления в органах внутренних дел) представляют собой проявление объективных законов в субъективной форме общественного сознания. Они отражают закономерности и отношения общественно - политической природы и содержания. Выявление и обоснование принципов управления должно соответствовать определенным требованиям. Требования к принципам таковы: 1) отражение главных, объективно необходимых проявлений управления; 2) характеристика устойчивых отношений и связей; 3) охват отношений и взаимосвязей, присущих управлению как целостному явлению; 4) отражение специфики и различий видов управления.
Нельзя забывать о том, что принципы - не исходный пункт познания, а его закономерный результат. Принципы могут изменяться, если изменяется достигаемая цель, например, или конкретное следование к поставленной цели становится непринципиальным, с точки зрения субъекта управления.
Объективное разделение принципов управления по их отраслевой принадлежности способствует их различению даже в смежных областях деятельности. Например, закономерности, проявляющиеся в сфере деятельности органов внутренних дел, будут частным случаем по отношению к более сложной системе правоохранительных органов, а выделяемые для этих систем управления принципы будут отражать лишь некоторый аспект закономерностей государственного управления. Соответственно следует разделять уровни действия принципов управления.
Социальное управление неоднородно по содержанию, формам и методам управления. Одновременно с этим управление едино с точки зрения технологии, методов, арсенала средств и т.д. В этом отношении все виды социального управления (по сферам общественной жизни) едины. Меняется лишь «набор» методов, средств, их соотношений и т.д. Соответственно, в каждой сфере процесс управления обладает только ему свойственными особенностями по способам и средствам воздействия на объект управления.
В этой связи важно выделить общие и специфические признаки различных сфер социального управления, отражающие специфику конкретной системы принципов управления, используемой управляющим субъектом для руководства в избранной сфере деятельности:
Государственное управление (управление делами государства) - имеет пределы распространения в границах государственно - территориального образования. Субъектом его выступают органы государственной власти и управления в рамках своей компетенции. Организационно - управленческие функции этих органов распространяются на государственный сектор, связанный, прежде всего, с обеспечением законности и правопорядка, безопасности (внутренней и внешней), социального обеспечения, производства, оказания различных услуг, финансовой деятельности и т.д.
Управление в негосударственной сфере производства и оказания услуг связано с конституционными принципами обеспечения коммерческой деятельности независимо от государственного управления. Свобода этого вида деятельности, осуществляемой в рамках закона, гарантирована на всей территории Российской Федерации. Её субъекты осуществляют функции управления в различных секторах экономики, таких, как: кредит, банковская деятельность, промышленное производство, оказание услуг населению и т.д.
Управление в сфере деятельности органов местного самоуправления является одной из развивающихся сфер народовластия, которая реализуется независимо от государственного управления. Оно призвано регулировать отношения в области муниципальной собственности, транспорта и коммуникаций местного значения, благоустройства территорий и т.д. Территориальные границы деятельности органов местного самоуправления соответствуют границам административно-территориальных образований.
Управление в сфере деятельности общественных движений и образований выступает в качестве основы демократического общества. Деятельность общественных объединений, в соответствии с конституционными принципами, осуществляется на основе свободы мысли и слова, равенства всех объединений перед законом. Реализация этих принципов не должна быть направлена на подрыв конституционных основ государства. Субъекты управления в этой сфере имеет разную направленность деятельности. В частности, это - политика, культура, спорт, социальная помощь населению и т.д. Границы сферы деятельности определяются целями объединений, зафиксированными в их уставах или других учредительных документах.
Управление в сфере духовной жизни общества связано с деятельностью учреждений в области воспитания и образования, средств информации, деятельностью религиозных конфессий и некоторых других. Субъекты этой сферы осуществляют конституционные принципы равенства прав и свобод человека и гражданина, запрет па любые ограничения прав, свободный доступ к информации, свобода вероисповедания, независимость церкви от государства и пр. Особенностью управления в сфере духовной жизни человека является то, что она затрагивает интересы государства в части воспитания человека и гражданина. Соответственно, в этой сфере функционируют органы государственного управления (министерства культуры, образования и их структуры), а также органы координации деятельности с негосударственными структурами (комитеты и комиссии при органах власти).
В любой из перечисленных сфер социального управления следует выделять и отдельные направления деятельности, для которых выделяется своя, более конкретизированная, система принципов. Например, правоохранительная деятельность является относительно самостоятельным направлением в сфере государственного управления. При этом каждое направление социального управления имеет как общие, так и частные принципы управления.
Таким образом, все управленческие принципы следует рассматривать как совокупность основных руководящих идей и правил, обеспечивающих целенаправленное функционирование управляющих и управляемых субъектов. Обладая, например, высокой степенью нормативности, система принципов в правоохранительной сфере находит выражение в законодательстве и иных подзаконных актах, регулирующих правоохранительную деятельность.
Выраженные в правовой форме, принципы становятся руководящими правилами, обязательными для воплощения в любой деятельности (в том числе, в правоохранительной деятельности). Одновременно с этим, являясь идеями, сформулированными в результате субъективного восприятия процессов общественного развития, принципы управления изменяются во времени, так как не являются стабильной субстанцией. Принципы обладают некоторым периодом «жизнедеятельности», и выделение новых принципов, которые соответствуют данному этапу развития общественных отношений, способствует совершенствованию механизма управления.
Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что принципы управления - это исходные существенные правила управленческой деятельности, соблюдая которые руководители могут формировать, поддерживать, развивать необходимые внутренние условия, достаточные для успешности деятельности исполнителей, функционирования различных организационных звеньев.
Учитывая вышесказанное, представляется целесообразным рассмотреть принципы управления в органах внутренних дел. Об этом и пойдёт речь далее в данной работе.
3. Принципы управления в органах внутренних дел
В управленческой деятельности, в том числе и в правоохранительной сфере, необходимо выделить три уровня принципов управления, образующих современную систему принципов управления, сформированную веками: общественно - политические, организационные и принципы предметной управленческой деятельности.
Общественно - политические принципы управления в наиболее общем виде согласуются со Всеобщей декларацией прав человека. В настоящее время эта группа принципов, как отражение закономерностей развития нашего государства, закреплена в Конституции Российской Федерации. К числу общественно - политических принципов, которые распространяются и на деятельность органов внутренних дел, относятся: 1) принцип демократизма (он раскрывается в положении о том, что народ является единственным источником власти, и реализуется эта власть как в непосредственном волеизъявлении, так и через его представительные органы); 2) принцип равноправия (этот принцип проявляется в том, что граждане обладают широкими и равными правами и свободами, в том числе правом участия в управлении делами государства); 3) принцип защиты прав и свобод человека и гражданина, который является приоритетным по отношению ко всем остальным социальным ценностям; 4) принцип социальной ориентации государственного управления, означающий подчинение государственного управления интересам социальной политики (в своей политике государство не может поглощать интересы человека и подчинять их интересам органов власти); 5) принцип разделения властей, обеспечивающий создание гарантий гражданских прав и свобод, а также законности от произвола (в основе этого лежит разграничение законодательной, исполнительной и судебной властей); 6) принцип деидеологизации государственной власти и управления, запрещающий устанавливать в качестве государственной или обязательной любую форму идеологии (этот принцип гарантирует защиту общества и граждан от политического преследования за убеждения); 7) принцип соответствия законов на территории Российской Федерации общепризнанным нормам международного права, устанавливающий правовую систему, в которой принципы и нормы международного права и международные договоры России являются частью собственной правовой системы; 8) принцип свободы деятельности общественных объединений, проявляющийся в отсутствии каких - либо дополнительных ограничений, кроме установленных законом, на создание общественных объединений граждан, выбор ими руководящих органов и решение прочих урегулированных законом отношений; 9) принцип законности, свидетельствующий о том, что функционирование и развитие механизма управления определяются нормами права и состоит в практической реализации законов; 10) принцип гуманизма, характеризующий направленность деятельности на решение стоящих задач средствами и методами, обеспечивающими уважение прав и свобод человека и гражданина; 11) принцип гласности, устанавливающий открытость деятельности, которая обеспечивает каждому возможность ознакомления с документами и материалами, затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Организационные принципы управления отражают, с одной стороны, единство правил функционирования в системе правоохранительных органов, а с другой - специфику организации механизма управления в органах внутренних дел. К их числу можно отнести следующие: 1) принцип взаимодействия с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами. Этот принцип непосредственно связан с функциональной стороной деятельности органов внутренних дел, которые призваны решать задачи охраны правопорядка и борьбы с преступностью. Их решение без должного взаимодействия с другими органами власти и управления, общественными организациями и гражданами невозможно; 2) принцип дифференциации и фиксации функций и полномочий состоит в том, что все основные направления деятельности должны быть регламентированы и зафиксированы в правовой форме по предмету, содержанию, объему и способу осуществления; 3) принцип ответственности должностных лиц и органов предполагает распределение их компетенции в структуре управления. В соответствии с этим принципом фиксируется и ответственность отдельных органов, их структурных звеньев, руководителей, должностных лиц, а также полномочий (обязанностей) конкретных сотрудников; 4) принцип сочетания территориальных и отраслевых начал формирует специфику деятельности органов внутренних дел исходя из отдельных уровней управления, территорий, а также отдельных подсистем; 5) принцип сочетания линейных и функциональных начал является исходным для создания такой структуры управления, которая наиболее рационально учитывает многоцелевой характер деятельности органов внутренних дел; 6) принцип сочетания коллегиальности с единоначалием устанавливает определенное соотношение прав и обязанностей субъектов управления в структуре управления при осуществлении их полномочий; 7) принцип мобильности отражает специфику деятельности и проявляется в постоянной готовности всех структур и подуровней к реагированию на информацию о различных происшествиях и преступлениях; 8) принцип автономности управления также отражает специфику деятельности органов внутренних дел и проявляется в их способности самостоятельно решать целый ряд задач организационно-управленческого характера (организация охраны общественного порядка, подбор кадров и т.д.).
И третью группу принципов управления составляют принципы предметной управленческой деятельности. Многоэлементность управленческой деятельности дает основания для разделения всей совокупности соответствующих принципов на общие (присущие всем проявлениям государственно - управленческой деятельности) и специальные (абстрагированные из ее отдельных направлений).
Чаше всего выделяют такие общие принципы, как целеустремленность, конкретизация управленческой деятельности, организованность, личная ответственность каждого за конечный результат, актуальность, объективность, системный подход и другие.
Предметная управленческая деятельность в органах внутренних дел объединяет в себе организационные начала всех форм и методов оперативно-служебной (специальной) деятельности и не может осуществляться без наличия общих исходных политических и организационных идей и правил. К этой группе принципов относятся: 1) принцип оперативности, который заключается в способности качественно и своевременно решать задачи различной степени сложности, с проявлением гибкости реагирования и комплексного использования сил и средств в быстро меняющейся обстановке; 2) принцип моделирования проявляется в заблаговременном определении развития оперативной обстановки и планировании всех основных направлений деятельности; 3) принцип точности является проявлением высокой нормативности управленческих решений, обязательности строгого выполнения распоряжений, однозначности (непротиворечивости) приказов, а также обязательности контроля над всеми сторонами деятельности; 4) принцип информативности заключается в обязательном информационном обеспечении всего процесса управления, а также в развитой системе информационных каналов связи между всеми субъектами и объектами управления; 5) принцип защищенности отражает наличие системы правовых, организационных и технических средств защиты процессов управления, а также информации, циркулирующей в структуре органов внутренних дел; 6) принцип сочетания непрерывности и дискретности свойствен всем основным направлениям управленческой деятельности и проявляется, во-первых, в постоянном (круглосуточном) обеспечении управления; а во-вторых, в строго установленной периодичности (цикличности) отдельных процедур управления (учет сведений, сбор информации, ее анализ и т.д.); 7) принцип обеспечения постоянной служебно - боевой готовности является основным правилом, требованием и критерием оценки эффективности управления в органах внутренних дел. На обеспечение готовности к решению задач, возлагаемых на органы внутренних дел, направлена вся система принципов управления.
На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что все принципы управления, используемые в органах внутренних дел можно условно поделить на 3 группы: общественно - политические, организационные и принципы предметной управленческой деятельности. В совокупности все эти принципы образуют современную систему принципов управления в органах внутренних дел, сформированную веками. Важно заметить, что руководство данными принципами вполне возможно и в других сферах деятельности государства ввиду универсальности принципов, основанных, к примеру, на Конституции Российской Федерации.
Данный вопрос считаю рассмотренным.
принцип управление внутренний дело
Заключение
Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что, начиная с пятого тысячелетия до нашей эры и по настоящее время, формировались и, в итоге, были сформированы принципы управления, которые в современном мире играют очень важную роль регуляторов процесса управления во всех сферах производства, существующих в обществе.
Управление организацией было признано самостоятельной сферой деятельности только в начале XX столетия с появлением массового промышленного производства. В первой половине XX века получили развитие несколько чётко различающихся школ управленческой мысли, которые в процессе закономерного хода истории внесли свой вклад в развитие принципов управления, используемых в современном обществе как в сфере производственных отношений, так и в сфере правоохранительной деятельности.
Каждая школа управления (о которой было сказано выше) внесла свой достойный вклад в формирование современных принципов управления, которые определяют успешность любой групповой производительной деятельности людей по сей день и, несомненно, будут её определять и в будущем.
Принципы управления - это исходные существенные правила управленческой деятельности, соблюдая которые руководители могут формировать, поддерживать, развивать необходимые внутренние условия, достаточные для успешности деятельности исполнителей, функционирования различных организационных звеньев.
Принципы составляют качественную основу управления. Их использование оказывает большое влияние на эффективность деятельности осуществляющих управление субъектов. Принципы в основном формулируются на базе анализа реальной практики управления и отражают его закономерности.
Система принципов управления - это совокупность определённых принципов управления, избираемых, исходя из сущности, назначения, типологии, целей и закономерностей управления, а также, исходя из положительного опыта управленческой деятельности. Система принципов управления для каждой отрасли формируется индивидуально.
Говоря же непосредственно о принципах управления в органах внутренних дел, важно заметить, что все принципы управления, используемые в органах внутренних дел можно условно поделить на 3 группы: общественно - политические, организационные и принципы предметной управленческой деятельности. В совокупности все эти принципы образуют современную систему принципов управления в органах внутренних дел, сформированную веками. И нельзя забывать, что руководство данными принципами вполне возможно и в других сферах деятельности государства ввиду универсальности принципов, основанных, к примеру, на Конституции Российской Федерации.
Таким образом, в данной работе были рассмотрены такие важные в сфере управления вопросы как: история развития принципов управления, понятие и система принципов управления и принципы управления в органах внутренних дел.
Цель данной курсовой работы считаю достигнутой.
Список использованной литературы
1. Вершигора Е. Е. Менеджмент: учебное пособие. - М., 1999.
Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебное пособие. - М., 2005.
Веснин В. Р. Основы менеджмента: Курс лекций для студентов высших учебных заведений. - М., 2007.
Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М., 2007.
Журавлев П.В., Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении // Искусство управления - 2007. - № 7.
История менеджмента: Учебное пособие / под ред. Д. В. Валового. - М.: ИНФРА - М., 1997
История менеджмента: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебное пособие. - М., 2010.
Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Эволюция и достижения мировой управленческой мысли. Современные теории управления. // Наука и практика. - 2004. - № 5.
Кравченко А. И. История менеджмента // Основы управления. - 2008. - № 7.
Менеджмент организации: учебное пособие / под ред. Румянцевой З.П. и др. - М.: ИНФРА - М, 1995.
Менеджмент: учебник / под. ред. Виханского О.С., Наумова А.И. - М.: Гардарика, 2007.
Основы менеджмента: учебник / под ред. И. Ю. Солдатовой. - М.: Наука - Пресс, 2009.
Основы управления в органах внутренних дел: учебник / под. общ. ред. В. П. Сальникова. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.
Рябцев И.М. Менеджмент: учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 2006.
Ямпoльcкaя Д.О., Зонис М.М. Менеджмент: учебное пособие. - С-Пб.: Нева, 2004.
Репетиторство
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.