Социология и экономика труда. Предмет и задачи экономики и социологии труда
План
Жизнедеятельности человека.
Тема: Предмет экономики и социологии труда. Труд как основа
Лекция №1.
ЭКОНОМИКИ И СОЦИОЛОГИИ ТРУДА
Трудовая адаптация.
Лекция 7: Трудовое поведение и отношение к труду работников.
Лекция 6: Производительность труда. Организация оплаты труда.
Лекция 5: Организация труда персонала и условия труда.
ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА
II. ЧАСТЬ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ СОСТОВЛЯЮЩИЕ
Лекция 3: Рынок труда. Проблемы занятости и безработицы.
Лекция 2: Трудовые ресурсы. Социально-трудовые отношения
Жизнедеятельности человека.
Лекция 1: Предмет экономики и социологии труда. Труд как основа
КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ
по дисциплине «ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА»
I ЧАСТЬ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ И СОЦИОЛОГИИ ТРУДА
Лекция 4: Социальная организация. Трудовой коллектив (организация).
Социальное регулирование в трудовых коллективах
Лекция 8: Уровень жизни населения. Социальная защита в сфере труда.
I РАЗДЕЛ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1. Предмет и задачи экономики и социологии труда
2. Сущность труда и его роль в развитии человека и общества.
3. Общественная форма труда. Характер и содержание труда.
В системе наук о труде существует много дисциплин, которые относительно самостоятельны, но в то же время взаимосвязаны : Управление персоналом, Физиология труда, Психология труда, Теория менеджмента, Статистика труда, Археология, Этнография, Этика деловых отношений, Демография, Трудовое право, Экономика труда, Социология труда и др.
Причем, последние две науки объединены одним названием "Экономика и социология труда", поскольку у этих дисциплин много общего: объект исследования, труд человека, коллектива, общества. Различия между ними заключаются в предмете изучения.
Предмет изучения экономики труда - экономические отношения, возникающие в обществе, регионах и на конкретных предприятиях в процессе использования труда.
Предмет изучения социологии труда - социальные отношения и социальные процессы в сфере труда. Социология труда изучает проблемы регулирования социальных процессов, мотивации трудовой деятельности, трудовой адаптации работников, стимулирования труда, социального контроля в сфере труда, сплочения трудового коллектива, планирования и регулирования социальных процессов в сфере труда.
На практике проблемы экономики труда и социологии труда взаимосвязаны. Например, чтобы добиться высокого уровня организации труда, следует использовать не только экономические, но и социальные критерии. Нормы труда должны быть обоснованы не только технически и экономически, но и социально.
Объектом изучения дисциплины "Экономика и социология труда" является труд.
Предмет экономики и социологии труда значительно шире – это изучение трудового потенциала общества, путей его формирования и рационального использования в интересах повышения эффективности национальной экономики.
Исследуя и анализируя общественный труд, экономика и социология труда использует категориальный аппарат как общий для обеих наук, так и специфичный для каждой из них. К общим категориям и понятиям относятся разделение труда кооперация труда, квалификация кадров, миграция населения, стимулирование, социально-трудовые отношения и т.д. Экономические категории и понятия: рынок труда, организация труда, тарификация работ и рабочих, аттестация персонала, тарифная система, фонд оплаты труда, нормы времени, затраты на воспроизводство рабочей силы, заработная плата, производительность труда и др. Социологические категории и понятия - это социальные процессы, социальные отношения, социальная группа, социальный статус, нормы поведения, ценностные ориентации, мотивация, адаптация и др.
Основные задачи экономики и социологии труда определены ее целью, а именно формирования и рационального использования трудового потенциала каждого человека и общества в целом при возникновении новых социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики.
Экономика и социология труда решает три основных задачи.
Первая задача - изучение сущности и механизмов экономических и социальных процессов в сфере труда.
Вторая задача - изучение факторов и резервов эффективной занятости, формирования и рационального использования трудового потенциала, повышения эффективности и производительности труда.
Третья задача- выявление взаимосвязей социально-трудовых отношений с экономическими отношениями и процессами, протекающими в экономике рыночного типа, ориентированной на социальное развитие.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИСЦИПЛИНЫ«ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА»
Труд как объект изучения дисциплины «Экономика и социология труда»
Современный этап развития экономики нашей страны требует трансформации подходов к изучению дисциплины «Экономика и социология труда», рассматривая труд и взаимоотношения людей в процессе труда в динамике. Изучение и анализ закономерностей организации, функционирования и итогов деятельности рынков труда, действий работодателей и работников под влиянием различных стимулов (заработной платы, цен, прибыли, неденежных факторов) и государственной политики в области социально-трудовых взаимоотношений позволяют сформировать концепцию поведения в сфере труда и объективно правильное мировоззрение специалиста.
Труд является основой существования человека, определяет его место в обществе, служит одной из важнейших форм самовыражения и самоактуализации, поэтому он должен быть организован таким образом, чтобы адекватно отражать эти особенности человека, обеспечивать соответствующее соразмерное вознаграждение.
Особенности труда как объекта исследования и изучения состоят в том, что, во-первых, труд - это целесообразная деятельность людей по созданию благ и услуг, которая должна быть эффективна, рациональна, экономично организована; во-вторых, труд является одним из основных условий жизнедеятельности не только отдельного индивида, но и общества в целом, фактором функционирования любой организации (предприятия); в-третьих, он не может рассматриваться как товар, поскольку товаром является не он сам, а услуга труда, и, наконец, в процессе труда формируется система социально-трудовых отношений, которые составляют стержень общественных отношений на уровне народного хозяйства, региона, фирмы и отдельных индивидов.
В условиях коренных изменений в системе общественных отношений наиболее существенные преобразования происходят в социально- трудовой сфере, вызывая закономерное в таких случаях противостояние основных субъектов этих отношений. Именно поэтому ни одна из сфер экономической жизни нашего государства не подвергается такой жесткой критике, как социально-трудовые отношения. Этому способствовал ряд факторов, среди которых можно выделить господствовавшие долгие годы традиции государственного патернализма в этой сфере, упрощенная система оценки состояния социально-трудовой сферы.
В этих условиях не вызывает сомнения необходимость формирования новой системы социально-трудовых отношений, что должно найти отражение в современном понимании особенностей труда как объекта исследования и изучения, а также в трактовке предмета и метода современной экономики и социологии труда как науки.
Предмет экономики труда как таковой не изменялся никогда и был единым для всего многообразия школ и теорий. Предмет экономики и социологии труда - это труд как целесообразная деятельность людей, которая всегда и одновременно является взаимодействием между человеком и природой, а также отношениями между людьми в процессе производства.
Для каждого конкретного момента процессу труда предшествуют материальные средства производства, информация, наличие профессиональных знаний, трудовой опыт, определенный тип социальнотрудовых отношений. В процессе труда происходят совершенствование трудовых навыков и опыта, повышение уровня эмпирических и научных знаний, улучшение средств труда, развитие социальнотрудовых отношений, тем самым постоянно умножаются производительные силы труда, т. е. способность человека как рабочей силы создавать возрастающие массы все более разносторонних материальных и духовных благ.
Природа социально-трудовых отношений такова, что при их изучении и анализе мы вынуждены считаться с постоянным изменением отношений, причем их перестройка усиливает это свойство.
Принципиальными для развития современной экономики труда являются следующие обстоятельства. В рыночной экономике важность объективного отражения интересов субъектов социального партнерства повышается, соответственно увеличивается степень сложности теоретических и практических знаний в рассматриваемой сфере.
Содержательная трансформация экономики труда и ее структуризация по ступеням обучения должны происходить с учетом достижений мировой науки и зарубежной педагогической практики. Так, анализ показывает, что в американских и европейских университетах и учебных центрах предмет «Экономика труда» изучается достаточно давно. Однако предмет «Экономика труда» на Западе не был тождествен предмету аналогичной отечественной науки. Использование данного подхода к анализу трудовых отношений сформировало в западной традиции экономику труда как науку, исследующую действие механизмов рынка труда, т. е. изменения в поведении работодателей и работников под воздействием стимулов в виде заработной платы, цен, прибыли, неденежных факторов. Экономика труда исследует факторы, определяющие спрос и предложение рабочей силы, цену рабочей силы, инвестиции в человеческий капитал, соотношение безработицы и инфляции, влияние профсоюзов на рынок труда и т. д. Этим определяется и содержание экономики труда как учебной дисциплины.
В настоящее время в науках о труде и персонале сформировались следующие основные проблемы, направления и разделы.
- 1. Производительность труда. Центральное место здесь занимают методы сопоставления затрат и результатов труда, оценки вклада сотрудников и коллективов в общие итоги деятельности предприятия, определения факторов увеличения выпуска продукции и снижения трудозатрат. На основе теории производительности труда формируются критерии оценки деятельности людей и хозяйственных систем.
- 2. Человеческий капитал определяется совокупностью качеств человека (здоровье, образование, профессионализм), влияющих на результаты его деятельности и соответствующие доходы. В частности, теория человеческого капитала позволяет оценить целесообразность затрат на обучение в зависимости от предполагаемого прироста доходов и длительности использования полученных знаний.
- 3. Условия труда определяются параметрами производственной среды (шум, температура воздуха, запыленность, вибрация), выполняемой работы (темп движений, масса перемещаемых грузов, монотонность), режима труда и отдыха, психологической и социальной атмосферы. Важнейшей характеристикой условий труда является безопасность деятельности человека. Установлены нормы неблагоприятных воздействий на организм человека, которые должны соблюдаться любым предприятием. При улучшении условий труда растет его производительность, но это требует соответствующих затрат. Отсюда возникает проблема оптимизации условий труда с учетом взаимосвязи социальных и экономических факторов.
- 4. Проектирование трудовых процессов включает выбор наилучших способов выполнения работ, распределение их общего объема между исполнителями, проектирование рабочих мест, систем обеспечения материалами, инструментом, энергией, другими ресурсами.
- 5. Нормирование труда состоит в установлении объективно необходимых затрат и результатов труда по элементам производственного процесса. Наиболее широко применяются нормы затрат рабочего времени на единицу работы. Наряду с ними используются также нормы численности персонала, интенсивности труда.
- 6. Планирование численности персонала включает определение результатов деятельности предприятия в зависимости от количества сотрудников, расчета нормативной трудоемкости продукции, источников привлечения персонала, динамики персонала на предприятии с учетом предполагаемых изменений в продукции и технологии.
- 7. Отбор, обучение и аттестация направлены на повышение качества персонала. Для достижения этой цели разработаны системы конкурсного приема на работу, повышения квалификации сотрудников, оценки результатов их труда.
- 8. Мотивация - это процесс побуждения человека к плодотворной деятельности исходя из его потребностей и целей предприятия. Согласование интересов сотрудников и предприятия осуществляется в соответствии с характеристиками персонала и производственными ситуациями.
- 9. Формирование доходов и оплата труда. В этом разделе рассматриваются источники доходов, причины их дифференциации, факторы, определяющие структуру и уровень оплаты труда, формы и системы заработной платы.
- 10. Взаимоотношения в трудовых коллективах определяются экономическими, психологическими и социальными факторами. Так как сотрудники предприятия различаются по полу, возрасту, интересам, образованию, социальному положению и другим признакам, то возможны противоречия и конфликты, которые могут мешать продуктивной работе. Одна из важнейших задач управления персоналом состоит в том, чтобы обеспечить конструктивное сотрудничество индивидов и социальных групп.
- 11. Рынки труда и управление занятостью. Этот раздел посвящен анализу рынков труда; факторам, определяющим занятость населения; политике предприятия в области занятости, организации трудоустройства; системам обучения безработных новым профессиям; социальной защите малообеспеченных слоев населения.
- 12. Маркетинг персонала исследует действия предприятия по обеспечению человеческими ресурсами, в том числе политику предприятия на рынке труда.
- 13. Контроллинг персонала - это регулирование деятельности предприятия в области персонала на основе решения комплекса задач планирования, учета и контроля. Важным аспектом является определение нормативных значений и точек контроля показателей, характеризующих состояние человеческих ресурсов предприятия. Контроллинг персонала осуществляется на оперативном, тактическом и стратегическом уровнях.
- 14. Организация управления персоналом изучает формы, методы и процедуры, обеспечивающие результативную работу службы персонала предприятия. В частности, речь идет о структуре этой службы, ее месте в системе управления фирмой, о правовых аспектах приема на работу, увольнения, изменения служебного положения.
К числу основных проблем в области экономики труда относятся:
- ? раскрытие содержания социально-трудовых отношений, рынка рабочей силы и занятости;
- ? определение экономических предпосылок повышения эффективности трудовой деятельности;
- ? исследование мотивации и стимулов, обеспечивающих эффективную, плодотворную деятельность;
- ? определение принципов управления трудом, включая производительность, организацию и нормирование, оплату труда, формирование трудовых доходов работников, их социальную защиту, страхование и обслуживание.
Экономическая теория труда как подраздел политической экономии имеет своим предметом исследование функционирования и результатов деятельности рынка труда, анализ государственной политики в области общественной организации труда.
Социология труда изучает труд как общественное явление с точки зрения воздействия работы (трудовой деятельности) на общественную жизнь человека, с одной стороны, и воздействия общественных отношений на работу - с другой. Социология труда является теорией среднего уровня, или специальной социологической теорией, связанной с изучением той или иной подсистемы общества, пониманием ее внутренних и внешних связей и зависимостей.
Социология труда - отрасль социологии, изучающая социально типичные процессы, которые находят свое выражение в отношении человека к труду, в его социальной активности.
Психология труда - наука, связанная с исследованием требований к психике человека и его отношения к работе.
Физиология труда изучает закономерности протекания физиологических процессов и особенности их регуляции при трудовой деятельности человека.
Трудовое право - система устанавливаемых и применяемых государством, как правило, с участием профсоюзов и представительных органов работодателей, правовых норм, которые регулируют трудовые отношения работников и некоторые другие тесно связанные с ними отношения.
Изучение труда в экономике и социологии происходит под разными углами зрения. В моделировании хозяйственного поведения экономическая теория исходит из набора достаточно жестких предпосылок. Во-первых, человек, называемый «экономическим», видится как некий атомизированный индивид с независимыми и устойчивыми предпочтениями. Во-вторых, этот человек от природы является эгоистом, стремящимся к собственной выгоде. В-третьих, «экономический» человек рационален: зная, в чем состоит его выгода, он рассчитывает сравнительные издержки, которые должен понести в результате того или иного выбора. В-четвертых, «экономический» человек хорошо информирован, знает не только собственные потребности, но и пути их удовлетворения. Социология труда, исследуя экономическое поведение человека, опирается на концепцию «социологического» человека, которого не следует понимать как противоположность «экономическому», но тем не менее указывает на влияние социальных и культурных факторов. В случае «социологического» человека параметры (автономность или связанность, эгоизм или альтруизм, рациональность или иррациональность, информированность или некомпетентность) из исходных предпосылок модели превращаются в объект исследования.
ББК У9 (2) + У9(2)212
Экономика и социология труда: Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине для студентов заочной формы обучения специальности 080200 – Менеджмент». - Брянск: БГТУ, 2015. - 44 с.
Разработала: Л.В.Мысютина,
(протокол № 04 от 05.11.14)
ПРЕДИСЛОВИЕ
Дисциплина «Экономика и социология труда» предполагает изучение объективных законов и механизмов рыночной экономики. В ней учтены достижения зарубежной экономической теории и практики в области социально-трудовых отношений, опыт отечественных предприятий. Курс «Экономики и социологии труда» основан на изучении понятий, которые являются основополагающими как для экономики, так и для социологии. К ним относятся трудовые ресурсы и трудовой потенциал, качество жизни, потенциал человека, эффективность, занятость, функционирование рынка труда и его регулирование, социально-трудовые отношения, мотивация и стимулирование трудовой деятельности, доходы и их распределение.
В курсе рассмотрены вопросы теории и практики организации труда, а также проектирования и управления этими процессами на уровне предприятия. В рыночной экономике значение этих проблем возрастает, так как все большую важность в условиях конкуренции приобретает результативность труда, а на итогах деятельности предприятия заметно сказываются как потери, так и выигрыши, связанные с организацией труда.
За основу приняты вопросы организации, нормирования и оплаты труда на предприятиях промышленности, но многие вопросы рассмотрены в межотраслевом аспекте и могут применяться в различных сферах деятельности и к различным категориям персонала.
Курс содержит комплекс вопросов, охватывающих исследовательскую, аналитическую, расчетную и организационную работу. Актуальность изучения этих вопросов дисциплины определяется тем, что организация труда является фактором эффективности деятельности предприятия, поскольку рациональная организация труда обеспечивает достижение более высоких результатов, а нормирование и оплата труда, являясь частью его организации, также способствуют повышению эффективности функционирования предприятия.
Цель изучения дисциплины - ознакомиться с наиболее важными явлениями экономики и показать изменения, которые происходят в социально-трудовой сфере. При этом основное внимание уделяется проблемам повышения качества трудового потенциала, выявления и реализации экономических и социальных резервов повышения эффективности деятельности предприятия, формирования у студентов практических навыков владения методами планирования и анализа трудовых показателей, организации, нормирования и оплаты труда.
Задачи изучения дисциплины:
· Рассмотреть наличие вопросов, охватывающих исследовательскую, аналитическую, расчетную и организационную работу.
· Ознакомить студентов с современными методами анализа.
· Дать студенту теоретические знания и практически навыки исследования и проектирования трудовых процессов; установления, внедрения и корректировки норм труда и организации оплаты труда в целях повышения эффективности деятельности предприятия.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
Знать:
Теоретические основы экономики и социологии труда на уровне всей экономики и на уровне предприятия;
Современные методы анализа;
Специфику социологических исследований в трудовой организации;
Требования к формированию и использованию трудовых ресурсов, их профессиональной подготовке и переподготовке;
Общие понятия уровня жизни и качества жизни.
Иметь представление:
О рынке труда, занятости, безработице, общих принципах социальной защиты населения в условиях рыночной экономики;
Потенциале человека, предприятия, общества;
Состоянии и развитии трудовых ресурсов, а также эффективности их использования;
Уметь:
Применять современные методы анализа, принятые в организации и нормировании труда;
Использовать мотивационные и стимулирующие предпосылки для эффективной и плодотворной деятельности трудового коллектива;
Управлять трудовым поведением и трудовым конфликтами;
Проводить социологические исследования в трудовой организации.
Дисциплина «Экономика и социология труда» тесно связана с дисциплинами «Основы организации труда », «Управление персоналом», «Методика и техника конкретных социологических исследований», «Информационные системы ЗП и кадры». Базовыми дисциплинами для ее изучения являются «Экономическая теория», «Экономика организации», «Статистика».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМА 1. Труд как основа развития общества и важный фактор производства. Сущность и содержание организации и нормирования труда
Сущность экономической категории «труд» и её роль в развитии человека и общества. Понятие организации труда и ее элементы. Нормирование труда – важнейший компонент организации труда. Труд как объект социологических исследований. Предмет и задачи социологии труда.
ТЕМА 2. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал
Воспроизводство населения и трудовых ресурсов. Трудовой потенциал: сущность, показатели, структура.
ТЕМА 3 . Производственный и трудовой процесс. Разделение и кооперация труда.
Производственный процесс, его содержание и виды. Производственная операция и ее элементы. Разделение и кооперация труда. Направления совершенствования.
ТЕМА 4. Организация и проектирование рабочих мест
Рабочие места и их классификация. Организация рабочего места. Проектирование рабочих мест. Организация обслуживания рабочих мест.
ГЛАВА 5 . Условия труда на предприятии
ТЕМА 6. Классификация затрат рабочего времени и методы их изучения
Затраты рабочего времени и их классификация. Методы изучения трудовых процессов и затрат рабочего времени. Методика проведения хронометража.
ТЕМА 7. Проектирование трудовых приемов и расчет времени их выполнения
Принципы и методы проектирования трудовых приемов. Этапы проектирования трудовых приемов и расчет времени их выполнения.
ТЕМА 8 . Нормы и нормативы по труду
Нормирование труда. Виды норм труда. Классификация норм труда. Нормативные материалы по труду и их классификация. Методы нормирования труда.
ТЕМА 9 . Сущность проектирования организации труда и выбора оптимальных норм
Проектирование организации труда. Необходимость комплексного обоснования организации и норм труда. Типовая структура задач выбора эффективного варианта организации и норм труда (ограничения и критерий оптимальности).
ТЕМА 10. Методика расчета норм труда
Нормирование ручного и машинно-ручного труда рабочих. Расчет норм обслуживания и численности в условиях многостаночного производства. Расчет норм труда в ГПС и на автоматических линиях.
ТЕМА 11. Формирование и планирование численности работников предприятия
Процесс планирования численности персонала предприятия и его этапы.
Определение численности персонала. Движение кадров на предприятии.
ТЕМА 14. Уровень жизни и доходы населения
Доходы и их классификация. Политика и структура доходов населения. Уровень жизни и его показатели. Качество жизни населения.
тема 15 . Трудовая организация
Трудовая организация и ее структура. Социальная структура трудовой организации. Основные социальные процессы и явления в трудовой организации. Сущность, типы и субъекты социально-трудовых отношений.
Тема 16. Трудовое поведение
Понятие, структура, виды и регулирование трудового поведения. Сущность, показатели, типы, структура трудового конфликта. Управление конфликтной ситуацией. Характеристики трудового поведения.
Вопросы к экзамену по курсу «Экономика и социология труда»
1.Сущность, задачи и значение научной организации труда.
2.Кооперация и разделение труда.
3.Понятие трудовых процессов и их классификация.
4.Производственная операция и ее анализ.
5.Классификация и организация рабочих мест.
6.Оснащение и планировка рабочих мест.
7.Функции и системы обслуживания рабочих мест.
8.Сущность, этапы и принцип проектирования рабочих мест.
10.Затраты рабочего времени и их классификация.
11.Методы изучения трудовых процессов и затрат рабочего времени.
12.Принципы и методы проектирования трудовых приемов.
13.Микроэлементные системы нормативов.
14.Этапы проектирования трудовых приемов и расчет времени их выполнения.
15.Нормирование труда. Научное обоснование норм труда.
16.Нормы труда и их классификация.
17.Нормативы по труду.
18.Сущность проектирования организации труда и выбора оптимальных норм.
19.Структура и состав персонала предприятия.
20.Процесс планирования численности персонала и его этапы.
21.Сущность и принципы организации заработной платы на предприятии.
22.Формы и системы заработной платы.
23.Регулирование и планирование фонда оплаты труда.
24.Труд как объект социологии труда. Предмет и задачи социологии труда.
25.Сущность, показатели и структура трудового потенциала.
26.Воспроизводство населения и трудовых ресурсов.
27. Трудовой потенциал: сущность, показатели, структура
28.Сущность, виды и формы занятости.
29.Государственная политика в области занятости.
30. Сущность, формы, причины и последствия безработицы.
31.Миграция населения, её виды и показатели. Миграционная политика.
32.Уровень жизни: показатели, индикаторы и социальные стандарты.
33. Уровень жизни и его факторы. Прожиточный минимум и методы его расчета.
34.Доходы населения и их формы. Распределение доходов.
35.Социально-экономическая сущность заработной платы.
36.Трудовая организация и ее характеристика.
37.Социальные процессы и явления в трудовой организации.
38. Сущность, субъекты, уровни, принципы и типы социально - трудовых отношений.
39.Характеристика трудового поведения: понятие, структура, виды и их классификация.
40. Механизм регулирования трудового поведения.
41. Сущность, причины и условия возникновения трудового конфликта.
42. Показатели, виды и формы трудового конфликта. Типы конфликтов и их последствия.
43. Стили разрешения конфликтов. Управление конфликтной ситуацией.
44.Сущность мотивации и стимулирования.
45.Формы мотивации и стимулирования труда.
46. Мотивация трудовой деятельности.
47. Методика расчета норм для различных производственных процессов.
Обслуживания и численности
При расчете норм обслуживания и численности следует соблюдать следующее ограничение:
k з < k з н,
где k з – коэффициент суммарной занятости рабочего обслуживанием всех закрепленных за них станков; k з н – нормативный коэффициент занятости рабочих за смену, равный:
k з н = 1-T отл /Т см,
где T отл – нормативное время на отдых и личные надобности за смену; Т см – длительность смены.
Также необходимо, чтобы нормы обслуживания и численности удовлетворяли ограничению:
k D > k D н,
где k D н – коэффициент использования одного станка по машинному времени в зависимости от норм обслуживания и численности; k D – необходимый для выполнения программы коэффициент использования одного станка по машинному времени, равный
k D н = D н / N,
где N – общее число станков, обслуживаемых рабочими, для которых в данной задаче определяются нормы обслуживания или численности;D н – среднее за плановый период число действующих станков, необходимых для выполнения производственной программы.
Величину D н находят по формуле:
D н = ,
где P k – программа выпуска k -го вида; t с.к – свободное машинное время на единицу продукции k -го вида; F p – располагаемый фонд времени одного станка в плановом периоде.
И численности
Определяют предварительное значение нормы обслуживания:
H ol = t c / t з + 1.
Проверяют соблюдение ограничений по коэффициентам суммарной занятости рабочего обслуживанием станков и использования машинного времени k D .
Если принятая норма обслуживания H o ≥ H ol , то k з = 1,
D = D о = t c / t з.
Если H o < H ol , то
k з = H o / H ol ; D = D о H o / H ol .
При циклическом процессе
Исходные данные:
· свободное машинное время t c = 3 мин;
· время занятости рабочего t з = 2 мин;
· для выпуска необходимого объема продукции коэффициент использования станков по машинному времени должен быть не менее k D н = 0,58;
· нормативный коэффициент занятости многостаночников k з н = 0,88;
· наладку и подналадку выполняют наладчики.
Для решения поставленной задачи необходимо найти максимальное значение нормы обслуживания, при котором k D н превышает нормативную величину k D н = 0,58 и коэффициент занятости рабочих не превышает нормативной величины k з н = 0,88.
По формуле предварительное значение нормы обслуживания
H ol = t c / t з + 1 = 3/2 + 1 = 2,5.
При таком значении H ol возможны три варианта формы обслуживания:
1) H o =3;
2) H o =2;
3) обслуживание пяти станков бригадой из двух рабочих H o =5, H ч = 2.
Анализ этих вариантов целесообразно начать со значения H o =3.
Для H o = 3 с учетом формулы имеем
k з =1; D о = t c / t з = 3/2 = 1,5 .
Поскольку в этом случае коэффициент занятости рабочего превышает нормативную величину k з н = 0,88, вариант H o =3 не соответствует условиям задачи. Однако величина k з может быть снижена до нормативной за счет использования подменных рабочих, поэтому и для варианта H o =3 целесообразно проверить соблюдение основного условия по выполнению производственной программы (необходимый уровень использования фонда времени оборудования).
Это условие проверяют по коэффициенту k D . Как было установлено, при H =3 D o =D o 1 =1,5. При этих данных коэффициент использования станков по машинному времени:
k D = D о /H o =1,5/ 3=0,5.
Это значение меньше требуемого значения k D н = 0,58. Таким образом, вариант H o =3 не может быть принят.
При H o =2 по формулам получаем:
k з =2 / 2,5=0,8; D = (1,5·2)/ 2,5=1,2.
Коэффициент использования оборудования по машинному времени:
k D = D / H o =1,2 / 2 = 0,6.
Получение значения k з =0,8 и k D =0,6 удовлетворяют условиям задачи (k з н =0,8 и k D н =0,58). Поскольку при H o =2 выполняются ограничения по необходимому объему выпуска продукции и допустимой нагрузке рабочего, этот вариант является допустимым. Остается проверить возможность уменьшения числа многостаночников при третьем варианте - обслуживании пяти станков бригадой (звеном) из двух рабочих.
Зону из пяти станков, обслуживаемых двумя рабочими, можно представить как две зоны, в каждой из которой на одного рабочего приходится по H o =2,5 станка. Если на одного рабочего приходится H ol = t c / t з + 1 = 5/2 = 2,5, то из них действует D o =1,5 станка. Следовательно, в этой зоне из H o =5 станков будет действовать D o =2 ·1,5 = 3 станка. При этом
k D = D о / H o =3 / 5=0,6.
Это значение удовлетворяет условию k D > 0,58. Однако коэффициент занятости рабочего при данном варианте равен единице, т.е. больше допустимого k з н =0,88. Чтобы уменьшить величину k з до нормативной, необходимо ввести подменного рабочего, который при k з н =0,88 будет занят подменой двух многостаночников в течение 0,24 сменного фонда времени. Таким образом, при данном варианте на пять станков будет приходиться в среднем 2,24 рабочих, или на одного рабочего окажется в среднем 5 / 2,24 = 2,23 станка (т.е. больше, чем в предыдущем варианте при H o =2).
Последний из рассмотренных примеров позволяет обеспечить необходимый уровень использования оборудования (т.е. обеспечить выполнение плана) с минимальным числом рабочих, что в данном случае соответствует минимуму суммарных затрат на продукцию. Следовательно, для условий рассмотренного примера оптимальным является обслуживание пяти станков группой из двух рабочих.
При нециклических процессах
При нециклических процессах наиболее обоснованно и просто определять нормы обслуживания по таблице 1 приложения. Значения норм обслуживания определяются в зависимости:
· от коэффициента занятости одного рабочего на одном станке k 1
k 1 = t з /(t с +t з);
· необходимого коэффициента использования оборудования по машинному времени К Н D .
Для многих нециклических процессов, особенно в тех случаях, когда многостаночники выполняют также функции наладчиков, целесообразно выделение основных и дополнительных функций многостаночников.
1. t с = 7 мин; t з = 4 мин; k D н = 0,59; k з н = 0,9.
2. t с = 5 мин; t з = 3 мин; k D н = 0,57; k з н = 0,91.
3. t с = 7 мин; t з = 2 мин; k D н = 0,6; k з н = 0,85.
4. t с = 8 мин; t з = 5 мин; k D н = 0,54; k з н = 0,88.
5. t с = 7 мин; t з = 3 мин; k D н = 0,54; k з н = 0,92.
6. t с = 5 мин; t з = 4 мин; k D н = 0,53; k з н = 0,95.
7. t с = 9 мин; t з = 4 мин; k D н = 0,56; k з н = 0,93.
8. t с = 8 мин; t з = 6 мин; k D н = 0,55; k з н = 0,94.
9. t с = 7 мин; t з = 4 мин; k D н = 0,61; k з н = 0,86.
10.t с = 5 мин; t з = 2 мин; k D н = 0,57; k з н = 0,89.
Задача 2. Определить норму обслуживания и коэффициент занятости основными функциями для одного рабочего и звена из двух человек, используя таблицы оптимальных норм обслуживания при следующих исходных данных: необходимый коэффициент использования станка по машинному времени; коэффициент занятости рабочего на одном станке. Сравнить полученные нормы при обслуживании станков одним рабочим и звеном из двух рабочих. Определить прирост производительности труда при переходе от индивидуальной к коллективной форме организации труда.
Исходные данные для различных вариантов задач:
1. K 1 = 0,12; = 0,64.
2. K 1 = 0,18; = 0,66.
3. K 1 = 0,16; = 0,64.
4. K 1 = 0,14; = 0,62.
5. K 1 = 0,12; = 0,64.
6. K 1 = 0,14; = 0,66.
7. K 1 = 0,18; = 0,66.
8. K 1 = 0,18; = 0,84.
9. K 1 = 0,2; = 0,66.
10. K 1 = 0,30; = 0,60.
Тема 6. Расчёт заработной платы различных категорий работников. Планирование фонда оплаты труда
Оплата труда рабочих включает следующие элементы: тарифную систему, формы и системы заработной платы, доплаты и надбавки, тарифные ставки. В зависимости от измерителя затрат труда (рабочее время или количество изготовляемой продукции) различают повременную и единую формы оплаты труда, которые имеют свои системы. Заработная плата рассчитывается по формулам, приведенным в таблице 6.
Задача. Определить тарифную заработную плату за отработанное время, сдельную заработную плату за выполненный объем работ за месяц, размеры доплат за условия труда и профессиональное мастерство.
Таблица 6
Формулы для расчета показателей, характеризующих
организацию заработной платы рабочих
Показатель | Расчетная формула | Условные обозначения |
Тарифный коэффициент разряда | К i = С ч i /С ч1 С ч i = С ч1 · К i | С ч i – часовая тарифная ставка, соответствующая i -му разряду работы (рабочего), руб.; С ч1 –часовая тарифная ставка первого разряда, руб. (коп.) |
Сдельная расценка на j-ю единицу работы | | – норма выработки на j -й работе (операции); Н вр. j – норма времени на j -й работе (операции) |
Средняя расценка при многостаночном обслуживании | | – норма обслуживания станков одним рабочим |
Сдельная заработная плата рабочего | – фактический объем производства на j -й работе | |
Тарифная заработная плата за отработанное время | – фонд времени, отработанный рабочим |
Станочник-сдельщик VII разряда, занятый изготовлением особо сложной продукции на уникальном оборудовании (операция токарная), отработал за месяц 150 ч, в том числе на работах с тяжелыми условиями труда 30 ч, размер доплаты 8 %). Рабочему определена также доплата за профессиональное мастерство в размере 16 %. Исходные данные для расчета приведены в таблицах 7- 8.
Таблица 7
Единая тарифная сетка для оплаты труда рабочих предприятий машиностроения
Часовая тарифная ставка 1-го разряда составляет 60 рублей.
Таблица 8
Исходные данные для расчета сдельной заработной платы
Тема 7. Планирование и анализ использования рабочего времени и трудовых ресурсов
При планировании использования рабочего времени и трудовых ресурсов определяются баланс рабочего времени одного рабочего; численность основных и вспомогательных рабочих, специалистов, служащих и других категорий работников. Численность работников определяется укрупнённым и дифференцированным методами.
Анализируются численность, структура, профессионально-квалификационный состав и движение кадров; использование рабочего времени.
Задача 1. В базисном году на предприятии распределение рабочих по длительности очередных и дополнительных отпусков характеризовалось следующими данными: право на 15-дневный отпуск имело 40 % рабочих, на 18-дневный – 40 и на 24-дневный – 20 %.
Определить среднюю продолжительность отпуска одного рабочего в год.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Средняя продолжительность отпуска () определяется как:
где Т i – продолжительность очередного отпуска в рабочих днях по i -й группе рабочих, имеющих право на тот или иной отпуск; q i – удельный вес i- йгруппы рабочих в общей численности рабочих.
Задача 2. По данным таблицы 9 определить среднюю продолжительность очередного и дополнительного отпусков.
Таблица 9
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Средняя продолжительность очередного и дополнительного отпусков определяется делением всего количества человеко-дней очередных и дополнительных отпусков на численность рабочих.
Задача 3. Определить номинальный и эффективный фонды рабочего времени в днях, если календарный фонд в плановом году составит 366 дн., количество выходных дней – 52, суббот – 51, праздничных дней, не совпадающих с выходными, – 2. Средняя продолжительность очередных и дополнительных отпусков в расчете на одного рабочего составляет в условиях пятидневной работы 17,2 дн., средняя продолжительность отпусков по учебе – 2,1 дн.; невыходы в связи с выполнением государственных обязанностей – 0,2, по болезни – 5,6, в связи с родами и беременностью – 3,3 дн.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Номинальный фонд рабочего времени в плановом периоде определяется как разность между календарным фондом рабочего времени и количеством праздничных, выходных и субботних дней.
Эффективный фонд рабочего времени в плановом периоде равен разности между номинальным фондом рабочего времени и невыходами в плановом периоде, которые включают невыходы (в днях) в связи с очередными и дополнительными отпусками, отпусками по учебе, разрешенными законом, в связи с выполнением гособязанностей, болезнью, родами.
Задача 4. В условиях пятидневной рабочей недели для одной группы рабочих в количестве 1500 человек средняя продолжительность рабочего дня (T с1 ) составила 8,2 ч, а для другой – в количестве 500 чел. (Т с2 ) – 7,2 ч (при работе в особо вредных условиях).
Численность кормящих матерей (Ч к ) и подростков (Ч п ), которым установлен сокращенный на 1 ч рабочий день, составляет соответственно 50 и 20 чел. Общее число рабочих часов в год в расчете на одного рабочего, на которое сокращена продолжительность рабочего дня (Т чс ), равно 245 ч. Эффективный фонд рабочего времени (Ф э ) составил 242,5 дня.
Определить номинальную продолжительность, среднюю продолжительность рабочего дня и полезный фонд рабочего времени (в ч).
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. Номинальная продолжительность рабочего дня (Т сн , ч) определяется по формуле:
где Ч Р1 , Ч Р2 – численность соответствующих групп рабочих.
2. Средняя продолжительность рабочего дня (Т с ) рассчитывается по формуле:
3. Полезный фонд рабочего времени в расчете на одного рабочего (Ф ч , ч) определяется по формуле:
Ф ч = Ф э. Т с .
Задача 5. На участке списочная численность работников составляла: с 1-го по 5-е число – 60 чел.; с 8-го по 12-е – 61; с 15-го по 16-е – 62; с 17-го по 19-е – 63; с 22-го по 26-е – 64; с 29-го по 30-е – 62 человека; 6, 7, 13, 14, 20, 21, 27, 28-е числа месяца – выходные.
Определить среднесписочную численность работников.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Среднесписочная численность работников определяется делением суммы списочной численности по всем календарным дням месяца на число календарных дней.
Списочное число работников в выходные дни равно списочному числу предыдущего рабочего дня.
Задача 6. Явочная численность рабочих за месяц равна 2100 человек. Номинальный фонд рабочего времени равен 274 дн., а эффективный – 245 дн. Определить среднесписочную численность рабочих.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Среднесписочная численность определяется по формуле:
Ч с = Ч я. К 2 ,
где К 2 – коэффициент перехода от явочной численности к списочной.
Задача 7. В базисном периоде фактическая численность составила 2500 человек. Планируется рост объема продукции (К Q ) в размере 105 % при неизменном уровне средней выработки.
Определить плановую численность промышленно-производственного персонала (ППП).
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Плановая численность ППП (Ч пл1 ) определяется по формуле:
Ч пл1 = Ч б. К Q .
Задача 8. Фактическая численность ППП в базисном периоде (Ч б ) составила 2800 человек. Планируется рост объема продукции (К Q ) на 105 %, а производительности труда (К в ) – на 106 %.
Определить плановую численность ППП.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Плановая численность ППП (Ч пл ) определяется по формуле:
Задача 9. На участке планируется выпуск изделий (Q ) в количестве 100 тыс. шт. Норма выработки в единицу времени (Н в ) – 2 шт. Годовой эффективный фонд рабочего времени (Ф пл ) – 1929 ч, коэффициент выполнения норм выработки (К вн ) – 1,1.
Определить плановую численность основных рабочих.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Плановая численность основных рабочих (Ч ор ) определяется по формуле:
Задача 10. Среднесписочная численность рабочих составляет: в I кв. – 5500 человек, во II кв. – 5610, в III кв. – 5720, в IV кв. – 5920 человек. Численность рабочих на начало планируемого периода – 5100 человек. Выбыло рабочих по уважительным причинам: в I кв. – 1,5 %, во II кв. – 0,8, в III кв. – 1,8, в IV кв. – 1,1 %среднегодовой численности рабочих.
Определить дополнительную потребность рабочих: 1) поквартально и за год; 2) на покрытие убыли.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Определяется численность рабочих на конец I, II, III, IV кварталов (Ч рк i ) по формуле:
Ч рк i = Ч ci . 2 - Ч рн i ,
где Ч ci – среднесписочная численность рабочих в i -м квартале; Ч рн i – численность рабочих на начало i -го квартала.
Дополнительная потребность рабочих (Ч доп1 ) определяется по формуле:
Ч доп1 = Ч рк - Ч рн .
Дополнительная потребность рабочих на покрытие убыли (Ч доп2 ) определяется по формуле:
Ч доп2 =
где Ч ск – среднеквартальная численность рабочих; – коэффициент, характеризующий численность выбывших по уважительным причинам в i -м квартале.
а) основной:
1.Адамчук, В.В. Экономика и социология труда: учебник / В.В.Адамчук, О.В.Ромашов, М.Е.Сорокина. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 407 с.
4. Бухалков, М.И. Организация и нормирование труда: учебник для вузов / под ред. проф. М.В. Мельник. – М.: ИНФРА –М, 2008. – 416 с.
5. Генкин, Б. М. Организация, нормирование и оплата труда / Б.М. Генкин. – М.: Норма, 2008. – 431 с.
6. Головачев, А.С. Организация, нормирование и оплата труда: учеб. пособие / А.С. Головачев, Н.С. Березина, Н.Ч. Бокун и др.; под общ. Ред. А.С. Головачева. – 3-е издание – М.: Новое знание, 2007. – 603 с.
7. Кибанов, А.Я. Экономика и социология труда: учебник / под ред. д.э.н., проф. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 584 с.
8. Мысютина, Л.В. Организация, нормирование и оплата труда: методические рекомендации к выполнению практических заданий для студентов IV курса специальности «Экономика и управление на предприятии (в машиностроении)». – Брянск: БГТУ, 2008. - 71 с.
9. Мысютина, Л.В. Организация,нормирование и оплата труда[Текст] + [Электронный ресурс]: тестовые задания к семинарским занятиям и к экзаменам для студентов 4 курса дневной формы обучения по специальности 08.05.02 «экономика управление на предприятии (в машиностроении)».- Брянск: БГТУ, 2012.- 96с.
10. Мысютина, Л. В. Организация, нормирование и оплата труда: учеб. пособие / Л. В. Мысютина. – Брянск, БГТУ, 2005. – 230 с.
11.Мысютина, Л.В. Экономика и социология труда: учеб.пособие/ Л.В. Мысютина. - Брянск: БГТУ, 2009.- 295с.
12.Экономика и социология труда:Учебник/ под ред. А.Я. Кибанова.- М.: ИНФРА- М, 2009.- 584с.
б) дополнитильной:
1.Трудовой кодекс РФ. –М.: Эксмо, 2009. – 272 с.
2.Волгин, Н. А. Оплата труда: производство, социальная сфера: анализ, проблемы, решения / Н.А.Волгин. – М.: Экзамен, 2004. – 222 с.
3.Генкин, Б.Н. Экономика и социология труда: учебник / Б.Н.Генкин. – М.: Норма-Инфра-М, 2007. – 447 с.
4.Завельский, М.Г. Экономика и социология труда: курс лекций / М.Г.Завельский. – М.: Палеотип-Логос, 2001. – 203 с.
5.Мастенбрук, У. Управление конфликтной ситуацией и развитие организации/У.Мастенбрук. – М.: Инфра-М, 2005. – 270 с.
6.Микушина, М.Н. Трудовой договор. Понятие, Содержание. Заключение. Изменение. Прекращение. Примерная форма: Закон для всех / М.Н.Микушина. – Новосибирск: Мысль, 2002. – 371 с.
7.Мысютина, Л.В. Понятие, показатели, индикаторы и социальные стандарты уровня жизни населения: материалы 58-й науч. конф. проф.-преп. состава / под ред. С.П.Сазонова / Л.В.Мысютина. – Брянск: БГТУ, 2008. – 576 с.
8.Мысютина, Л.В. Проблемы управления оплатой труда на промышленных предприятиях в условиях рыночной экономики // Экономические и организационные проблемы управления в современных условиях: сб. науч. трудов / под ред. В.М.Панченко, И.В.Говорова / Л.В.Мысютина. – Брянск: БГТУ, 2006. – 224 с.
9.Орловский, Ю. Трудовое право России: учебник/ Ю.Орловский, А.Нуртдинова. – М.: Инфра-М, Контакт, 2003. – 432 с.
Иванова Наталья Алексеевна, Жулина Елена Геннадьевна
Экономика и социология труда. Шпаргалка
Иванова Наталья Алексеевна – ст. преподаватель кафедры «Финансы и кредит»
Жулина Елена Геннадьевна – ст. преподаватель кафедры «Финансы и кредит»
1. Предмет социологии труда
Труд является основой жизнедеятельности общества и каждого его члена, предприятия, организации: Труд – это многоаспектное явление. Традиционно понятие «труд» определяется как целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей.
Труд – это не только экономическая, но и социальная категория, поскольку в процессе труда работники и их группы вступают в определенные социальные отношения, взаимодействуя друг с другом. В процессе такого взаимодействия происходит изменение состояний этих социальных групп и отдельных работников.
Предметы и средства труда не функционируют как таковые, если они не включены в процесс живого труда, который есть единство отношений людей к природе и отношений между участниками процесса, то есть социальных отношений. Поэтому процесс труда это не просто механическое соединение трех его основных компонентов, а органическое единство, решающими факторами которого является сам человек и его трудовая деятельность.
Социальные отношения – это отношения между членами социальных общностей и данными общностями по поводу их общественного положения, образа и уклада жизни, в, конечном счете, по поводу условий формирования и развития личности, и самых разных социальных общностей.
Социальные отношения обусловлены трудовыми отношениями, поскольку работники включаются в трудовую деятельность независимо от того, с кем будут работать рядом. Однако позже работник по-своему проявляет себя во взаимоотношениях с другими членами трудового коллектива. Таким образом, и формируются социальные отношения в трудовой среде.
Социальные и трудовые отношения существую в неразрывной связи и взаимодействии, взаимообогащают и взаимодополняют друг друга. Социально-трудовые отношения дают возможность определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы. Ни одна группа работников, ни один член трудовой организации не может функционировать вне социально-трудовых отношений, вне взаимных обязанностей относительно друг друга, вне взаимодействий.
В процессе труда реализуются цели субъектов трудовых отношений. Наемный работник включается в процесс труда с целью получить доход в виде заработной платы за выполнение конкретных видов работ. Для многих работников труд является средством самовыражения и самореализации своего трудового и человеческого потенциала, средством достижения определенного социального статуса в трудовом коллективе и в обществе.
Собственники средств производства (работодатели) организуя и осуществляя трудовой процесс, реализуют свой предпринимательский потенциал с целью получения дохода в виде прибыли. Поэтому камнем преткновения является доход от трудовой деятельности, доля этого дохода, приходящаяся каждому субъекту социально-трудовых отношений. Этим определяется противоречивый характер общественного труда.
Социология труда – это исследование функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда. Социология труда представляет собой поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду.
Поэтому предметом социологии труда является структура и механизм социально-трудовых отношений, социальных процессов и явлений в сфере труда. Социология труда изучает проблемы регулирования социальных процессов, мотивации трудовой деятельности, трудовой адаптации работников, стимулирования труда, социального контроля в сфере труда, сплочения трудового коллектива, руководства трудовым коллективом и демократизации трудовых отношений, трудовых перемещений, планирования и социального регулирования в сфере труда.
2. Предмет экономики труда
Предметом экономики труда является система социально-экономических отношений, складывающихся в процессе трудовой деятельности, между работодателем, наемным работником и государством по поводу организации труда.
Принципы рыночной экономики активно внедряются в область привлечения и использования рабочей силы, социально-трудовых отношений, организации и оплаты труда, а также формирования и использования доходов работников и повышения уровня жизни населения. Экономика труда изучает социально-экономические проблемы труда, проблемы обеспечения эффективности и производительности труда на основе его научной организации. Важнейшим аспектом является также и изучение отношения человека к труду, формирование удовлетворенности трудом в системе социально-трудовых отношений, складывающихся на различных уровнях экономики.
Трудовая деятельность человека характеризуется множеством качественных параметров. Организуя процесс труда, необходимо учитывать не только экономические интересы субъектов трудовых отношений, но и психофизиологические, биологические, моральные и социальные факторы и особенности человека труда. В конечном счете, все это обусловливает необходимость разработки и формирования научных основ организации как индивидуального, так и общественного труда, выработку общих правил, норм и стандартов трудовой деятельности.
В настоящее время экономика труда изучает проблемы формирования и эффективного использования трудового потенциала общества на основе рационального применения экономических законов развития производства, распределения, обмена и потребления.
Основными проблемами изучения экономики труда являются:
1) исследование научных основ организации труда;
2) анализ формирования и использования человеческого капитала и трудовых ресурсов в организации и в обществе в целом, воспроизводства рабочей силы;
3) исследование сущности и содержания рынка труда, проблем занятости и безработицы;
4) раскрытие основных теорий мотивации труда, сущности потребностей, интересов мотивов и стимулов для обеспечения высокой трудовой активности работников;
5) рассмотрение организации оплаты труда, ее форм и систем, дифференциации заработной платы, обусловленной как качественными особенностями рабочей силы, так и различиями в условиях труда;
6) определение сущности понятий эффективность и производительность труда, факторов их динамики и резервов роста; рассмотрение показателей и методов измерения производительности труда;
7) раскрытие сущности и содержания организации труда на предприятии, анализ основных составляющих ее элементов: разделения и кооперации труда, организации и обслуживания рабочих мест, условий труда и режимов труда отдыха, дисциплины труда, нормирования труда;
8) определение основных групп трудовых показателей на предприятии;
9) исследование сущности, типов и содержания социально-трудовых отношений и их регулирования со стороны государства.
Экономика труда включает теоретико-практические вопросы трудовых отношений, рассматриваемые с точки зрения природы их возникновения, стоимостной оценки и влияния на результаты деятельности. Управление трудовыми отношениями в обществе направлено на регулирование цены труда посредством установления трудового законодательства, влияния на занятость, обеспечение отношений социального партнерства, нормализацию условий труда, повышение производительности труда.
Таким образом, экономка труда как наука изучает социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления рабочей силы, обеспечения условий для производительного труда и его охраны.
3. Связь социологии труда с науками о труде
Система наук о труде включает множество самых разнообразных и относительно самостоятельных дисциплин.
Социология труда изучает «поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду», взаимоотношения социальных групп в процессе труда, делает акцент на демографические различия людей, на различия в их образовании и квалификации, на особенности воспитания и политических взглядов, вероисповедания и общественного положения.
Многообразие наук о труде обусловлено спецификой тех трудовых проблем, которые являются объектом исследования каждой из них.
Предметом экономики труда является система социально-экономических отношений, складывающихся в процессе трудовой деятельности, между работодателем, наемным работником и государством по поводу организации труда. Экономика труда изучает социально-экономические проблемы труда, проблемы обеспечения эффективности и производительности труда на основе его научной организации.
7-е изд., доп. - М.: Норма, 2007. - 448 с.
Учебник подготовлен в соответствии с примерной
программой дисциплины "Экономика и социология труда", утвержденной Министерством
образования РФ.
Автор исходит из понятий, которые являются основополагающими как для экономики,
так и для социологии труда: качество жизни, потребности и потенциал человека,
эффективность, мотивы, условия труда, справедливость, распределение доходов.
В учебнике использованы результаты работ, проведенных автором при финансовой поддержке Фонда Сороса, Российского фонда фундаментальных исследований, Министерства образования РФ.
Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических вузов и факультетов, специалистов по управлению предприятиями.
Формат: pdf / zip
Размер: 4,43 Мб
/ Download файл
Содержание
Предисловие к седьмому
изданию 10
Предисловие к первому изданию 11
Глава 1. Предмет и методология курса
1.1. Исходные понятия: потребность, благо, ресурсы, эффективность, норма,
собственность, труд, качество жизни, социально-экономическая система, доход,
капитал 13
1.2. Труд как процесс и как экономический ресурс 20
1.2.1. Сущность трудового процесса 20
1.2.2. Труд в системе экономических ресурсов 24
1.3. Общая характеристика деятельности по управлению человеческими ресурсами
социально-экономических систем 27
1.4. Структура наук о труде и персонале. Их взаимосвязи с другими науками 30
1.5. Методология комплексного исследования экономических и социальных проблем
труда 38
Основные понятия 42
Контрольные вопросы и темы исследований 42
Глава 2. Модель человека. Качество жизни
2.1. Структура модели человека в социально-экономических системах 43
2.2. Понятие качества жизни 45
2.3. Цели, ценности и природа человека 47
2.3.1. О смысле и целях жизни 47
2.3.2. Система ценностей и природа человека 52
2.4. Динамика процессов развития цивилизации 58
2.5. Эволюция представлений о показателях качества жизни 66
2.6. Повышение качества жизни как национальная идея и цель деятельности органов
управления государством 71
Основные понятия 74
Контрольные вопросы и темы исследований 74
Глава 3. Потребности человека
3.1. История проблемы, или Почему А. Маслоу не строил пирамиду потребностей
75
3.2. Модель структуры потребностей 79
3.2.1. Требования к модели 79
3.2.2. Потребности существования 79
3.2.3. Потребности достижения целей жизни 82
3.3. Динамика потребностей 86
3.3.1. Психологический аспект 86
3.3.2. Синергетический аспект 87
3.3.3. Маржиналистский аспект 88
3.4. Принципы общей теории потребностей 90
Основные понятия 92
Контрольные вопросы и темы исследований 92
Глава 4. Потенциал человека
4.1. Понятия: рабочая сила, человеческий капитал, трудовой потенциал 93
4.2. Компоненты трудового потенциала 94
4.2.1. Здоровье 94
4.2.2. Нравственность 101
4.2.3. Творческий потенциал 109
4.2.4. Активность 112
4.2.5. Организованность и ассертивность 115
4.2.6. Образование 116
4.2.7. Профессионализм 117
4.2.8. Ресурсы рабочего времени 118
4.3. Предпосылки реализации потенциала человека 120
4.4. Качество населения страны и персонала предприятия 122
Основные понятия 126
Контрольные вопросы и темы исследований 126
Глава 5. Мотивы деятельности человека
5.1. Виды мотивов 127
5.2. Матрица «цели-средства» 131
5.3. Структура систем мотивации 133
5.4. О теориях мотивации и стилях управления 136
5.5. Принципиальная схема мотивации эффективной производственной деятельности
140
Основные понятия 142
Контрольные вопросы и темы исследований 142
Глава 6. Эффективность экономической деятельности
6.1. Структура экономических ресурсов 143
6.2. Компоненты деятельности человека 144
6.3. Сущность и показатели эффективности труда 150
6.3.1. Основные аспекты понятия «эффективность» 150
6.3.2. Продуктивность и рентабельность труда 151
6.4. Теорема о рентабельности компонент труда и ее следствия 158
6.5. Творчество - основной источник прибыли в экономике XXI века 162
6.6. Эффективность инвестиций в человеческий капитал 170
Основные понятия 173
Контрольные вопросы и темы исследований 174
Глава 7. Основные понятия организации труда
7.1. Виды и границы разделения труда 175
7.2. Производственный, технологический и трудовой процессы 177
7.3. Условия труда 181
7.4. Рабочее место. Структура производственной операции 183
7.5. Классификация затрат рабочего времени 187
7.6. Система норм и нормативов труда 192
7.7. Структура задач оптимизации трудовых процессов и норм труда 203
7.8. Методы нормирования труда. Коэффициент выполнения норм 207
Основные понятия 210
Контрольные вопросы и темы исследований 211
Глава 8. Исследование трудовых процессов и затрат рабочего времени
8.1. Общая характеристика методов исследования трудовых процессов и затрат
рабочего времени 212
8.2. Хронометраж 215
8.3. Фотография рабочего времени 221
8.4. Анализ структуры рабочего времени методом моментных наблюдений 225
Основные понятия 230
Контрольные вопросы и темы исследований 231
Глава 9. Нормативные материалы для организации и нормирования труда
9.1. Структура нормативов 232
9.2. Требования к нормативам и основные этапы их разработки 237
9.3. Методы установления нормативных зависимостей 240
9.4. Дифференцированные и укрупненные нормативы 245
Основные понятия 252
Контрольные вопросы и темы исследований 253
Глава 10. Оптимизация численности и структуры персонала
10.1. Структура норм времени и последовательность установления норм труда
254
10.2. Принципиальные схемы определения численности персонала 259
10.3. Анализ форм взаимодействия элементов производства при расчетах норм
численности 260
10.4. Структура задач оптимизации норм обслуживания и численности 262
10.5. Общая задача оптимизации разделения труда и численности персонала 265
10.6. Методы оптимизации разделения труда и численности персонала в
производственных системах 270
10.6.1. Циклические процессы 271
10.6.2. Нециклические процессы 276
10.6.3. Многофазные системы (методика оптимизации разделения труда по
обслуживанию оборудования) 280
Основные понятия 282
Контрольные вопросы и темы исследований 282
Глава 11. Распределение доходов и оплата труда
11.1. Принципы формирования доходов в рыночной экономике 284
11.2. Статистический анализ распределения личных доходов 290
11.3. Структура дохода сотрудника предприятия 297
11.4. Формы и системы заработной платы 306
11.5. Расчет фондов заработной платы 309
11.5.1. Структура фондов заработной платы 309
11.5.2. Методы расчета нормативных фондов оплаты труда 311
11.5.3. Расчет фондов поощрения 316
11.6. Оптимизация структуры дохода сотрудников предприятия 318
11.7. О сущности заработной платы, или Чем торгуют на рынках труда 321
11.8. Модели формирования доходов социальных групп предприятия 328
11.8.1. Социальные группы предприятия по источникам и видам доходов 328
11.8.2. Взаимосвязи рыночных и организационных факторов установления ставок
оплаты труда на предприятии 330
11.8.3. Возможности оптимизации распределения дохода предприятия 334
11.9. Модели мотивации эффективной работы предприятия и его подразделений 338
Основные понятия 341
Контрольные вопросы и темы исследований 342
Глава 12. Социально-трудовые отношения
12.1. Общая характеристика социально-трудовых отношений 343
12.2. Проблема отчуждения 347
12.3. Теоретические основы и предпосылки социального партнерства 350
12.3.1. Принципы и опыт организации социального партнерства 350
12.3.2. Возможности согласования интересов социальных групп на предприятиях
России 356
12.4. Справедливость 359
12.5. Синергетический анализ моделей взаимодействия людей в производственных
системах 364
12.6. Профессиональная этика 367
12.6.1. Эффективность морали 367
12.6.2. Общее и частное в профессиональной этике 371
12.7. Проблемы девиантного поведения на предприятиях 375
Основные понятия 380
Контрольные вопросы и темы исследований 380
Глава 13. Системы управления человеческими ресурсами
13.1. Структура систем управления человеческими ресурсами 381
13.2. Рынок труда и управление занятостью 385
13.2.1. Основные характеристики рынка труда 385
13.2.2. Безработица 388
13.2.3. Управление занятостью 394
13.3. Управление продуктивностью и оплатой труда 398
13.3.1. Взаимосвязи проблем продуктивности, оплаты труда и технического уровня
производства 398
13.3.2. Почему уровни продуктивности и оплаты труда в России существенно ниже,
чем в развитых странах 404
13.3.3. Институциональные предпосылки повышения продуктивности и оплаты труда в
результате освоения новых технологий 407
13.3.4. Управление динамикой продуктивности и заработной платы на предприятии
412
13.4. Принципы совершенствования управления человеческими ресурсами предприятий
416
13.4.1. Виды организационных преобразований 416
13.4.2. Сущность преобразований в управлении человеческими ресурсами предприятий
419
Основные понятия 424
Контрольные вопросы и темы исследований 425
Литература 426
Приложение. Краткая характеристика научных результатов автора, использованных в
учебнике 435
Information about the author 442
Summary 442
Contents 443