Что понимается под оценкой. Виды стоимости объектов оценки
Регистрационный N 10040
В целях реализации положений Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3456), в соответствии с пунктом 5.2.5 Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2004 г. N 443 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 36, ст. 3670; 2005, N 22, ст. 2121; 2006, N 11, ст. 1182; N 16, ст. 1743, ст. 1744; N 18, ст. 2005; N 22, ст. 2333; N 32, ст. 3569, ст. 3578; 2007, N 22, ст. 2642), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный стандарт оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)".
Министр Г. Греф
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОЦЕНКИ
Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)
I. Общие положения
1. Настоящий федеральный стандарт оценки разработан с учетом международных стандартов оценки и определяет общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки, применяемые при осуществлении оценочной деятельности.
2. Настоящий федеральный стандарт оценки является обязательным к применению при осуществлении оценочной деятельности.
II. Общие понятия оценки
3. К объектам оценки относятся объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.
4. При определении цены объекта оценки определяется денежная сумма, предлагаемая, запрашиваемая или уплаченная за объект оценки участниками совершенной или планируемой сделки.
5. При определении стоимости объекта оценки определяется расчетная величина цены объекта оценки, определенная на дату оценки в соответствии с выбранным видом стоимости. Совершение сделки с объектом оценки не является необходимым условием для установления его стоимости.
6. Итоговая стоимость объекта оценки определяется путем расчета стоимости объекта оценки при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке.
7. Подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Методом оценки является последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
8. Датой оценки (датой проведения оценки, датой определения стоимости) является дата, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки.
Если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение оценки является обязательным, то с даты оценки до даты составления отчета об оценке должно пройти не более трех месяцев, за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации установлено иное.
9. При установлении затрат определяется денежное выражение величины ресурсов, требуемых для создания или производства объекта оценки, либо цена, уплаченная покупателем за объект оценки.
10. При определении наиболее эффективного использования объекта оценки определяется использование объекта оценки, при котором его стоимость будет наибольшей.
11. При проведении экспертизы отчета об оценке осуществляется совокупность мероприятий по проверке соблюдения оценщиком при проведении оценки объекта оценки требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и договора об оценке, а также достаточности и достоверности используемой информации, обоснованности сделанных оценщиком допущений, использования или отказа от использования подходов к оценке, согласования (обобщения) результатов расчетов стоимости объекта оценки при использовании различных подходов к оценке и методов оценки.
12. Срок экспозиции объекта оценки рассчитывается с даты представления на открытый рынок (публичная оферта) объекта оценки до даты совершения сделки с ним.
III. Подходы к оценке
13. Доходный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от использования объекта оценки.
14. Сравнительный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах. Объектом - аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.
15. Затратный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для воспроизводства либо замещения объекта оценки с зачетом износа и устареваний. Затратами на воспроизводство объекта оценки являются затраты, необходимые для создания точной копии объекта оценки с использованием применявшихся при создании объекта оценки материалов и технологий. Затратами на замещение объекта оценки являются затраты, необходимые для создания аналогичного объекта с использованием материалов и технологий, применяющихся на дату оценки.
IV. Требования к проведению оценки
16. Проведение оценки включает следующие этапы:
а) заключение договора на проведение оценки, включающего задание на оценку;
б) сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки;
в) применение подходов к оценке, включая выбор методов оценки и осуществление необходимых расчетов;
г) согласование (обобщение) результатов применения подходов к оценке и определение итоговой величины стоимости объекта оценки;
д) составление отчета об оценке.
17. Задание на оценку должно содержать следующую информацию:
а) объект оценки;
б) имущественные права на объект оценки;
в) цель оценки;
г) предполагаемое использование результатов оценки и связанные с этим ограничения;
д) вид стоимости;
е) дата оценки;
ж) срок проведения оценки;
з) допущения и ограничения, на которых должна основываться оценка.
18. Оценщик осуществляет сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки объекта оценки. Оценщик изучает количественные и качественные характеристики объекта оценки, собирает информацию, существенную для определения стоимости объекта оценки теми подходами и методами, которые на основании суждения оценщика должны быть применены при проведении оценки, в том числе:
а) информацию о политических, экономических, социальных и экологических и прочих факторах, оказывающих влияние на стоимость объекта оценки;
б) информацию о спросе и предложении на рынке, к которому относится объект оценки, включая информацию о факторах, влияющих на спрос и предложение, количественных и качественных характеристиках данных факторов;
в) информацию об объекте оценки, включая правоустанавливающие документы, сведения об обременениях, связанных с объектом оценки, информацию о физических свойствах объекта оценки, его технических и эксплуатационных характеристиках, износе и устареваниях, прошлых и ожидаемых доходах и затратах, данные бухгалтерского учета и отчетности, относящиеся к объекту оценки, а также иную информацию, существенную для определения стоимости объекта оценки.
19. Информация, используемая при проведении оценки, должна удовлетворять требованиям достаточности и достоверности.
Информация считается достаточной, если использование дополнительной информации не ведет к существенному изменению характеристик, использованных при проведении оценки объекта оценки, а также не ведет к существенному изменению итоговой величины стоимости объекта оценки.
Информация считается достоверной, если данная информация соответствует действительности и позволяет пользователю отчета об оценке делать правильные выводы о характеристиках, исследовавшихся оценщиком при проведении оценки и определении итоговой величины стоимости объекта оценки, и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Оценщик должен провести анализ достаточности и достоверности информации, используя доступные ему для этого средства и методы.
Если в качестве информации, существенной для определения стоимости объекта оценки, используется экспертное суждение оценщика или привлеченного оценщиком специалиста (эксперта), для характеристик, значение которых оценивается таким образом, должны быть описаны условия, при которых указанные характеристики могут достигать тех или иных значений.
Если при проведении оценки оценщиком привлекаются специалисты (эксперты), оценщик должен указать в отчете их квалификацию и степень их участия в проведении оценки, а также обосновать необходимость их привлечения.
Оценщик при проведении оценки не может использовать информацию о событиях, произошедших после даты оценки.
20. Оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода.
Оценщик вправе самостоятельно определять конкретные методы оценки в рамках применения каждого из подходов.
21. Доходный подход применяется, когда существует достоверная информация, позволяющая прогнозировать будущие доходы, которые объект оценки способен приносить, а также связанные с объектом оценки расходы. При применении доходного подхода оценщик определяет величину будущих доходов и расходов и моменты их получения.
Применяя доходный подход к оценке, оценщик должен:
а) установить период прогнозирования. Под периодом прогнозирования понимается период в будущем, на который от даты оценки производится прогнозирование количественных характеристик факторов, влияющих на величину будущих доходов;
б) исследовать способность объекта оценки приносить поток доходов в течение периода прогнозирования, а также сделать заключение о способности объекта приносить поток доходов в период после периода прогнозирования;
в) определить ставку дисконтирования, отражающую доходность вложений в сопоставимые с объектом оценки по уровню риска объекты инвестирования, используемую для приведения будущих потоков доходов к дате оценки;
г) осуществить процедуру приведения потока ожидаемых доходов в период прогнозирования, а также доходов после периода прогнозирования в стоимость на дату оценки.
22. Сравнительный подход применяется, когда существует достоверная и доступная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов. Применяя сравнительный подход к оценке, оценщик должен:
а) выбрать единицы сравнения и провести сравнительный анализ объекта оценки и каждого объекта-аналога по всем элементам сравнения. По каждому объекту-аналогу может быть выбрано несколько единиц сравнения. Выбор единиц сравнения должен быть обоснован оценщиком. Оценщик должен обосновать отказ от использования других единиц сравнения, принятых при проведении оценки и связанных с факторами спроса и предложения;
б) скорректировать значения единицы сравнения для объектов-аналогов по каждому элементу сравнения в зависимости от соотношения характеристик объекта оценки и объекта-аналога по данному элементу сравнения. При внесении корректировок оценщик должен ввести и обосновать шкалу корректировок и привести объяснение того, при каких условиях значения введенных корректировок будут иными. Шкала и процедура корректирования единицы сравнения не должны меняться от одного объекта-аналога к другому;
в) согласовать результаты корректирования значений единиц сравнения по выбранным объектам-аналогам. Оценщик должен обосновать схему согласования скорректированных значений единиц сравнения и скорректированных цен объектов-аналогов.
23. Затратный подход применяется, когда существует возможность заменить объект оценки другим объектом, который либо является точной копией объекта оценки, либо имеет аналогичные полезные свойства. Если объекту оценки свойственно уменьшение стоимости в связи с физическим состоянием, функциональным или экономическим устареванием, при применении затратного подхода необходимо учитывать износ и все виды устареваний.
24. Оценщик для получения итоговой стоимости объекта оценки осуществляет согласование (обобщение) результатов расчета стоимости объекта оценки при использовании различных подходов к оценке и методов оценки.
Если в рамках применения какого-либо подхода оценщиком использовано более одного метода оценки, результаты применения методов оценки должны быть согласованы с целью определения стоимости объекта оценки, установленной в результате применения подхода.
При согласовании результатов расчета стоимости объекта оценки должны учитываться вид стоимости, установленный в задании на оценку, а также суждения оценщика о качестве результатов, полученных в рамках примененных подходов.
Выбранный оценщиком способ согласования, а также все сделанные оценщиком при осуществлении согласования результатов суждения, допущения и использованная информация должны быть обоснованы. В случае применения для согласования процедуры взвешивания оценщик должен обосновать выбор использованных весов.
25. По итогам проведения оценки составляется отчет об оценке. Требования к содержанию и оформлению отчета об оценке устанавливаются Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3813; 2002, N 4, ст. 251; N 12, ст. 1093; N 46, ст. 4537; 2003, N 2, ст. 167; N 9, ст.805; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 2, ст. 172; N 31, ст. 3456; 2007, N 7, ст. 834; N 29, ст. 3482) и в федеральных стандартах оценки.
26. Итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев.
27. Итоговая величина стоимости должна быть выражена в валюте Российской Федерации (в рублях).
Проблема оценки и оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. В различные периоды жизни общества измерение качества обучения и воспитания школьников, а также выражение результатов этих измерений всегда вызывали живой интерес педагогов.
Если теоретический аспект проблемы более всего волнует ученых, то прикладной аспект, отражающий механизм оценки уровня обученности и достижений ученика в различных сферах учебной деятельности, все больше волнует учителей и руководителей образования.
В учебниках педагогики под оценкой понимается процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемые человеком; отметка же является результатом этого процесса. На основе оценивания появляется знаковое выражение этого процесса в виде отметки. Однако во что она превратиться в дальнейшем, что она принесет ученику – это уже не зависящая от оценивания деятельность. Отметка, которой приписывается невинная роль простого отражения и фиксатора результатов оценивания, на практике становится для ребенка источником радости или серьезных потрясений. Не замечать эту действительность – значит допустить серьезный психологический просчет в анализе оценочной деятельности учителя и всей системы обучения в школе.
Следующее понятие, тесно связанное с оценкой - проверка знаний . Под проверкой знаний учащихся понимается выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результата учебной деятельности с требованиями, заданными программой или стандартами. Следовательно, проверка – это сверка учебных достижений ученика с нормативом (эталоном, стандартом, требованиями). Она устанавливает уровень обученности школьника, качества его знаний. На основе анализа уровня знаний ученика, обнаруженного в результате проверки, учитель сравнивает его с 5-ти бальной шкалой. Результат сравнения выражается в форме словесных суждений или отметки (знакового выражения этого суждения).
Констатировав определенный уровень знаний учащихся, учитель имеет возможность корректировать дальнейший процесс обучения, оказывать помощь в виде советов, рекомендаций, консультаций, проявлять свое отношение к его стараниям и успехам. Оценкам подвергаются наличные знания школьника и проявленные ими умения и навыки. Объективность оценивания в традиционной школе рассматривается именно с этой позиции. Вместе с тем остаются в стороне старания и усилия ребенка. Они, как правило, не принимаются во внимание. Не учитывается и рациональность его учебной деятельности. Не принимается во внимание и мотив, который заставил его выучить учебный материал.
К сожалению, в традиционной школе на процесс оценивания не влияет и качество самого обучения (имеется в виду тот процесс, который выстроил учитель), в результате которого ученик должен был усвоить данный материал. Например: После контрольного диктанта или контрольной работы учитель обнаруживает, что большинство учащихся слабо справились с заданием, преобладают “2” и “3”. Он сообщает им результаты и указывает на типичные ошибки, Одновременно проанализировав процесс обучения, приходит к выводу, что были допущены методические просчеты. И вот учитель планирует исправление своих просчетов, однако отметки уже выставлены, они занесены в журнал и начинают влиять на жизнь и отношения детей. Это пример, когда учитель критически отнесся к своему педагогическому труду. На практике мы часто наблюдаем другое отношение учителя к данной ситуации. Всю вину за результаты контрольной работы учитель перекладывает на плечи ученика, обвиняя его в нерадивости и плохой подготовке дома. Вопросы же качества процесса обучения, выстроенного учителем, остаются в стороне и не становятся предметом анализа и причиной данной ситуации. Можно сделать вывод, что одной из причин плохой подготовленности ученика к уроку, отрицательных отметок на контрольных работах т прочих результатов обучения и воспитания является качество учебно-воспитательного процесса, организованного учителем.
В практике работы школ все чаще встречаются понятия, как “диагностика” и “ мониторинг”. Если первое понятие представляет собой процесс установления причины педагогического явления, то по второму – применительно к педагогике необходимо не только контролировать, но и реагировать на те ли иные отклонения от существующих норм в обучении и воспитании. В этой связи говорят о педагогическом мониторинге.
В современной педагогической литературе под этим понятием понимают:
- регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений, навыков учащихся в учебном процессе;
- наблюдение, измерение и формулировка на их основе выводов с целью моделирования, прогнозирования и принятия соответствующих решений.
Пожалуй, этот список можно было бы продолжить. Сущность данного понятия – если проверка и контроль знаний предполагают разовые мероприятия, то мониторинг выражает систематичность, последовательность и длительность действий проверяющих с целью не только измерения уровня знаний, но и установления причин отклонений, прогнозирования возможных степеней учебных достижений ученика (обучающегося, самообучающегося).
ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ УЧЕНИКА
Педагогическая наука выработала различные подходы в решении этой проблемы. Так, Е.Перовский, один из исследователей этой проблемы, сравнивает две крайние позиции: балльная система оценки знаний (цифровая система) и безоценочное обучение. Балльную систему считают предельно экономной и легкой в применении. Наряду с этим отмечают и недостатки этой системы: “абстрактность” и “ условность”. Хотя, по словам Е.Перовского, “… если сочетать цифровой балл с оценочным суждением учителя, то этих недостатков можно избежать”. Заслуживает внимания следующий вывод автора: “Чтобы оценочные баллы моги стать показателями уровня знаний учащихся, необходимо, чтобы один и тот же балл везде имел одно и то же значение, ставился бы за один и тот же уровень знаний. Очень справедливое замечание, но практически невыполнимое, ибо автор не учитывает тот фактор, что уровень знаний ученика определяет учитель, а он вправе ошибаться.
Несомненно, объективность оценки тесно связана с разработкой критериев, а для этого необходимо установить, какие качества оцениваемых работ учащихся подлежат оценке, затем определить, какую меру или степень каждого качества следует оценивать тем или иным баллом.
Этот вопрос был всегда в центре внимания органов управления образования, методических служб, руководства школ. Однако, соответствующие рекомендации по нормам оценки страдали существенным недостатком – они могли трактоваться учителями так, как это могло быть выгодно им. Следовательно, многое зависит от мастерства учителя, от его понимания функции оценки, роли её в дальнейшей жизни ученика, готовности оценивать не качества ученика, а качества его ответа (устного или письменного).
Не менее серьезной работой, в которой вновь прозвучала мысль о том, что традиционная система оценки имеет еще много резервов, и далеко не исчерпала своих возможностей, является работа В.М.Полонского “Оценка знаний школьников”. В ней очень убедительно доказывается, что “… бальная система оценки, несмотря на свои недостатки, до сих пор не нашла себе достойной замены”. Так, известный педагог В.Ф.Шаталов для контроля знаний ввел “лист открытого учета знаний”. Суть таких листов состоит в том, что каждая полученная на уроке или во внеурочное время отметка заносится на специальный бланк, который затем вывешивается для всеобщего обозрения. В отличие от отметок, выставленных в классном журнале и остающихся тайной для класса, отметка, выставленная таким образом, имеет несравненно больший воспитательный эффект. Лист открытого учета знаний превращается в “послужной список” каждого ученика. Методика Шаталова лишена ещё одного недостатка, когда плохая отметка ученика заслоняет перспективу получения высокого четвертного или годового балла. Перспектива получения высокого четвертного балла сохраняется в течение всего года. Теперь, все зависит от самого ученика, от его знаний и прилежания. Другой пример: Знания ученика можно сравнить по объему, полноте, уровню и указать больший или меньший уровень. В этом случае балл соотносится с числом решенных задач или выполненных упражнений. В зависимости от числа черных ответов, каждому ученику приписывается ранг, который он занимает в своем классе по результатам выполнения контрольной работы. Т.е. цифры здесь, как и в шкале наименований, относятся к конкретным вопросам, но показывают больший или меньший уровень знаний (ранговая шкала). В этом случае более высокий балл отражает более высокие знания. Интервалы между баллами не равны, но порядок можно планировать. Это могут быть оценки по одной теме, но показывающие различный уровень ее усвоения. При тщательном подборе вопросов и заданий равной трудности можно добиться, чтобы баллы, выставленные за ответы школьников, соответствовали уровню их знаний. При этом каждый последующий балл показывает некоторый прирост в знаниях. Следовательно, при одинаковых баллах их интерпретация зависит от школы, в которой проходит измерение.
Отдельные учителя практикуют прием комментирования оценки : “Прекрасный рассказ, ты очень ясно и образно выразил свои мысли”, “Твой вариант решения задачи оказался самым рациональным”, “К сожалению, ответ неполный, логичность изложения материала нарушена”, “Сегодня ты недостаточно изложил учебный материал, ты что-то не понял?”. Их эффективность очевидна, хотя на практике они находят еще ограниченное применение.
При выставлении отметок учитель не всегда может помнить, за какой материал он выставил тот или иной балл: за ответ на теоретический вопрос или за решение задачи. Многие учителя практикуют дифферинцированнные отметки – отдельно за теоретический материал и отдельно – за решение задачи. Для удобства различения вводится особая форма записи. Запись 5/4 означает, что ученик на одном уроке получил 5 за теоретический материал и 4 за практический. Кстати, такая практика оценивания используется при проверке сочинений.
В традиционной системе оценивания есть понятие комплексной оценки . Процедура выставления комплексной отметки состоит из следующих шагов: - выделяются все элементы ответа ученика; - устанавливается относительный вес каждого элемента ответа. Например, при оценке содержания сочинения выделяются правильность литературоведческого анализа, стиль, форма изложения и т.п. Первому компоненту приписывается вес равный 1, а второму -0,8. Для выведения комплексной отметки вес каждого элемента перемножают на поставленную учителем отметку, далее складывают сумму полученных весов и оценок, и делят их на число элементов ответа. На практике учителя выводят четвертные, годовые и аттестационные отметки как среднее арифметическое всех баллов. Однако, последние отметки часто имеют больший вес, чем предыдущие, т.к. отражают более высокий уровень усвоения темы. Ученик в конце года мог начать лучше заниматься и полностью усвоить программу; между тем средняя отметка этой тенденции не отражает. Для выведения итоговой отметки целесообразнее использовать комплексную отметку. Каждой четвертной оценке в таком случае приписывается разный вес. Итоговая оценка будет тогда более объективной, а у школьников для усиленных занятий появиться хороший стимул. Низкая отметка, полученная в первой четверти, не будет служить непреодолимым препятствием для получения высокого годового балла. Рассматривая резервы традиционной системы оценивания, следует отметить, что цифровая отметка – не единственная возможная форма. Большой интерес представляет подход Ш.А. Амонашвили. Один из тех учителей, который в начальной школе вышел на безотметочное обучение. Он теоретически разработал и практически применил содержательно-оценочную основу обучения. Он считает, что школьник постепенно овладевает знаниями, приобретает умения и вырабатывает навыки. Этот процесс состоит из ряда ступеней:
- осознание и принятие школьником задания;
- построение плана его решения; - контроль над процессом его решения;
- оценка результата в соответствии с эталоном;
- постановка задач дальнейшего совершенствования приобретенных знаний, умений и навыков.
Суть содержательной оценки как процесса соотношения хода или результата деятельности с намеченным в задании эталоном. Следующий вариант безотметочного обучения описал В.Ф. Костылевым в книге “Учить по-новому”. Здесь педагогическая оценка рассматривается как “…выражение достигнутого уровня знаний, умений и навыков к тому, которым ученик должен овладеть. Это результат анализа учителем хода самостоятельной работы учащихся с целью оказания им помощи, стимуляции их дальнейших усилий”. Принципиальной основой в этой методике становится самостоятельная работа ученика под руководством учителя. Учащиеся усваивают материал в процессе выполнения специальных заданий, направленных на усвоение теоретических знаний и практических умений и навыков. О результатах судят по количеству и качеству выполненных заданий. Следовательно, важнейшим условием и средством оценивания становится разработка соответствующих заданий (вопросов, упражнений, проблем, задач и т.д.). Но это не так просто – создание банка таких заданий по каждой теме учебного предмета – дело сложное. На первом этапе применения этой методики учителя, полностью не отказавшиеся от выставления отметок могут использовать тематическую оценку. В классный же журнал вносится цифрами количество заданий, выполненных учеником в школе и дома. Отметка по теме не выводится до тех пор, пока ученик не осилит установленного минимума заданий.
Считаю, что как только учителя начнут учить по-новому, так начнут меняться у учеников и цель, и установка. Они теперь свою цель будут видеть не в получении любым путем отметки, а в активизации своих усилий по усвоению учебного материала, так чтобы потом они могли решить столько заданий, сколько предусмотрено программой.
Выше было сказано, что наша пятибалльная оценочная система школы является разновидностью ранговой школы, и поэтому может рассматриваться в некотором приближенном примером рейтинговой системы, но очень не совершенной. Рейтинги учащихся можно получить путем набора очков (баллов) за те виды работ, которые следует выполнить за определенный срок или же с целью усвоения некоторого учебного материала. В конце оценочного периода все очки суммируются, и получается рейтинг ученика. После этого можно ранжировать учащихся по их рейтингу. При использовании рейтинговой системы четвертные оценки или годовые оценки выставляются не традиционным методом, когда возникают устойчивые группы “троечников”, “хорошистов”, “отличников”, а путем составления общего списка класса, в котором в начале списка идут наилучшие, в конце – неудачники. При этом у ученика возникает вполне оправданное ощущение, что ему нужно совсем не так уж много усилий, чтобы передвинуться с 16-го места на 14-е, и успех вполне возможен.
- Оценка не зависит от характера межличностных отношений учителя и ученика;
- Незнание не наказывается, а прогресс познания стимулируется;
- Ученик волен сам выбирать стратегию своей деятельности, т.к. оценки предлагаемых видов деятельности определены заранее.
Полученное число баллов достаточно легко можно перевести на принятую 5-ти балльную систему и выставить отметки в журнал.
В педагогической практике известны и другие способы замера уровня обученности учащихся. Так, в проверочных работах используются задания с разным диагностическим весом. Учащимся предлагались 3 вида заданий: выполнение первого задания оценивается отметкой “3”, выполнение второго – “4”, а выполнение третьего – “5”. При этом соответствующее задание даже на “3”, должно быть выполнено безукоризненно. Другой подход, достаточно используемый на практике, состоит в том, что контрольные задания одной и той же сложности предлагаются всем учащимся, но в зависимости от уровня обученности одни ученики успевают выполнить все задания, другие – большую или меньшую часть. Результаты соответственно оцениваются “5”, “4”, “3”.
Проверка и оценка результатов обучения с введением стандартов меняется. В стандарте предусмотрен только один уровень обученности – минимальный и обязательный для всех. Он должен быть усвоен, в противном случае ученик считается неуспевающим, а учитель, допустивший такое, - не выполняющим свои функции. Поэтому, результаты достижения стандартов оцениваются лишь двумя отметками: “5” или “1” (по нашей 5тибальной шкале), другого быть не должно. Стандарт нельзя усвоить на “3” или “4”, он или есть, или его нет. Здесь нельзя ориентироваться на прежние нормы, сложившиеся в многолетней практике нормированного оценивания, когда 70% усвоения учебного материала считались приемлемым показателем. Проверка и оценка выполнения требований стандарта осуществляется с целью выяснения: овладел или не овладел каждый ученик минимумом знаний, умений и навыков, который зафиксирован в стандарте. При этом мы имеем дело с критериально-ориентированным подходом.
В условиях такого подхода заранее планируется уровень усвоения каждого объекта контроля (темы, отдельного понятия, конкретного способа деятельности и т.д.), затем он сообщается учащимся и становится тем нормативом, ниже которого ни обучать, ни учиться нельзя. Возникает вопрос, каковы же критерии оценки знаний и умений школьников в условиях внедрения общеобразовательных стандартов? Другими словами, как оценивать знания школьников, за что ставить “5”, “4”. “3”. Здесь, конечно желательно использовать иной подход. Он должен быть построен на иных основаниях, и сопровождаться словесными комментариями. Например, “данный материал (тема, раздел) усвоен минимальном уровне” или “данный материал усвоен на уровне применения знаний в нестандартной ситуации” и т. д. Все это позволяет выйти на 3-х бальную систему оценивания знаний и умений учащихся. Она практически уже сложилась, но при ином содержании традиционных отметок: “3” - стандарт по теме усвоен учеником на достаточно хорошем уровне; “4” - ученик усвоил тему на более высоком уровне, чем это предусмотрено стандартом и “5” - ученик усвоил тему на уровне творческого применения знаний (предполагается решение задач повышенной сложности, выполнение творческих и исследовательских заданий и другие). Отметка “3” олицетворяет некий устрашающий фактор и в умах ассоциируется с серьезными проблемами в обучении. К тому же прошлая педагогическая практика родителей свидетельствует о том, что “3” можно получить, и, не прикладывая особых усилий. И вдруг их ребенок после длительных и упорных трудов по овладению минимумом учебного материала приносит “3”. Этот подход не стимулирует ученика и его родителей к получению полноценных знаний по основам наук, происходит снятие мотивирующего фактора в образовательном процессе. Если же минимальный уровень оценивать, например, отметкой “зачет”, а все остальные достижения ученика оценивать “4” и “5” то – в этом случае мы снимаем проблему “троечника”. Подобный подход проходит экспериментальную проверку в ряде школ г. Казани (география, математика, история и другие). Изучив стандарты и программу по предмету, учителя составляют образовательную программу и тематическое планирование. Далее выделяют обязательный учебный материал (стандарт по темам), дополнительный и обогащенный материал. Методика работы учителя основывается на технологии внутриклассной дифференциации. В учебном материале можно выделить несколько уровней: стандарт, дополнительный и обогащенный материал. 1 уровень – представлен обязательными знаниями и умениями по данной теме; 2 уровень – дополнительным материалом, который способствует формированию и удовлетворению познавательного интереса отдельных учащихся и 3 уровень учебного материала предназначен для формирования опыта творческой деятельности в рамках данного предмета.
Знание качества достигаемых результатов обучения – непременное условие успешной работы учителя, иначе его деятельность теряет смысл. Если учителю неизвестно, насколько плодотворна его деятельность, если он не знает, что сделано правильно и в чем допущены ошибки, то пропадает не только моральный стимул для труда, но и нельзя достичь поставленных целей.
В процессе своей деятельности учитель обязательно определяет и измеряет качество обучения, объясняет, применяет приемы управления за деятельностью учащихся и направляет ее.
Он слышит ответы учащихся, проверяет их письменные работы, наблюдает за конкретными действиями, за поведением учеников и на основании своих личных впечатлений от поступающей к нему информации выводит заключение о степени успешности их деятельности.
Практикой накоплены многие способы и приемы, повышающие возможности учителя и помогающие повышать достоверность его суждений, как о качестве обучения, так и о его результатах. Среди этих средств называют различные системы отметок или баллов, которые выставляются при текущем контроле или специальной проверке знаний, умений и навыков. Одновременно с появлением системы отметок по результатам проверки знаний учащихся появились и критические замечания. Психологи утверждают, что знания одних учащихся оцениваются по-разному разными преподавателями и расхождение в значении отметок для одного и того же класса оказывается весьма значительным.
ОЦЕНИВАНИЕ В ПРОГРАММЕ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
(1) Цель оценивания:
1) поддерживать развитие учащегося - предоставлять информацию о его развитии, вдохновлять его на целенаправленную учебу, направлять учащегося в процессе формирования самооценки, помогать ему при выборе дальнейшего образовательного пути;
направлять деятельность учителя в том, что касается поддержки учащегося в процессе учебы и индивидуального развития;
создавать основу для перевода учащегося в следующий класс и для принятия решения об окончании основной школы.
(2) Оценивание - это систематический сбор информации о развитии учащегося, анализ этой информации и предоставление обратной связи . Оценивание является основой дальнейшего планирования обучения. При оценивании используются различные методы и средства. Оценивание является неотъемлемой частью процесса обучения.
(3) Школа предоставляет учащимся и родителям письменную информацию в отношении поведения учащегося (в т. ч. прилежания) не реже двух раз в течение учебного года в порядке, предусмотренном школьной учебной программой.
(4) Учащийся имеет право получать информацию о порядке оценивания и о своих оценках. Учащийся имеет право знать, какие оценки лежат в основе итоговой оценки. Порядок оценивания, а также порядок информирования учащихся и родителей об оценивании и оценках, об оспаривании оценок, определяется в школьной учебной программе.
(5) Требования к поведению учащихся устанавливаются правилами внутреннего распорядка основной школы.
Формирующее оценивание
(1) Под формирующим оцениванием понимается осуществляемое в процессе обучения оценивание, в ходе которого анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, обеспечивается обратная связь относительно достижений и недостатков учащегося; учащегося направляют и вдохновляют на дальнейшую учебу, и помимо этого осуществляется планирование целей и путей продолжения учебы. Формирующее оценивание сосредоточивается прежде всего на развитии учащегося, то есть на сравнении его успехов с прежними достижениями. При осуществлении обратной связи своевременно и по возможности точно описываются сильные стороны и недостатки учащегося, а также даются предложения по дальнейшей деятельности, поддерживающей его развитие.
(2) В ходе урока или другой учебной деятельности осуществляется обратная связь между учителем, учащимся , его товарищами, как правило, в устной или письменной форме (или посредством самооценки ученика), относительно знаний и умений, касающихся учебного предмета и предметного цикла (в том числе общих компетенций, учебных и воспитательных целей школьной ступени и сквозных тем), а также относительно поведения и ценностных установок.
(3) Учащийся привлекается к процессу оценивания, чтобы развивать его умение ставить цели и на их основе оценивать свою учебу и поведение, а также повышать интерес к учебе.
(4) В ходе повседневной деятельности коллективом школы предоставляется учащемуся возможность обратной связи с целью способствовать формированию поведения, ценностных установок учащегося. Основная школа реагирует на случаи, которые вступают в противоречие с общепризнанными ценностями и добропорядочностью.
(5) В ходе развивающего собеседования анализируется развитие учащегося и то, как он справляется с учебой, исходя из его индивидуальных особенностей, а также исходя из того, что считает важным учащийся, родители или школа (например, поведение и эмоциональное состояние, ценностные установки, мотивация, интересы, знания и умения). Развивающее собеседование позволяет осуществлять обратную связь относительно формирования общих компетенций, достижения учебно-воспитательных целей, предусмотренных для школьной ступени, целей сквозных тем, целей и результатов обучения по предметам и предметным циклам. В ходе собеседования ставятся новые цели обучения. Важной составной частью собеседования является самооценка учащегося.
(6) В качестве одного из средств формирующего оценивания можно использовать учебное портфолио. Учебное портфолио в качестве дневника включает в себя как учебные работы, так и их анализ и обратную связь. Учебное портфолио можно составлять на базе учебных предметов и предметных циклов, сквозных тем или общих компетенций. Учебное портфолио можно использовать в качестве основы для развивающего собеседования.
ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ
1 Формирующее оценивание позволяет учителю: четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу; сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.
2 Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
3 Формирующее оценивание – имеет место в тех случаях, когда учащиеся анализируют свой процесс обучения в ходе работы над учебным материалом.
Перед началом работы
Чтобы выявить потребности учащихся
Оценить владение учащимися учебным материалом
Выявить интересы каждого учащегося
Наметить цели
В процессе работы
Поощрить самостоятельность и взаимодействие.
Осуществлять мониторинг прогресса
Проверить понимание
4. Формирующее оценивание для обучающихся может помочь учиться на ошибках; может помочь понять, что важно; может помочь понять, что у них получается; может помочь обнаружить, чего они не знают; может помочь обнаружить, что они не умеют делать.
5. Результатами применения формирующего оценивания является: обеспечение освоения стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях , максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату в случае, если результат выходит за рамки стандарта по уровню освоения содержания, формирование оценочной самостоятельности учащихся, формирование адекватной самооценки.
6 Субъекты оценивания Учащийся личные достижения прогресс приращение знаний, умений и навыков проблемы, которые нужно решать Педагог личные достижения задачи, которые были решены задачи, которые не были решены
7. Алгоритм создания системы формирующего оценивания Выявление планируемых результатов
Организация деятельности учителя по планированию и достижению субъективно значимых результатов
Сопровождение достижения учащимся результатов с помощью организованной обратной связи
Ресурсы Традиционные инструменты учителя Ресурсы для планирования образовательных результатов: к уровням достижения знаниевых образовательных результатов; к деятельности учащегося на произвольном содержании, задающем уровень сформированности того или иного аспекта той или иной ключевой компетентности. Инструменты обратной связи
9 Пять принципов грамотно организованного формирующего оценивания
Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.
Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.
Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.
Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.
Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.
10Проблемы, возникающие в ситуации обучения в духе 21 века:
Учащиеся и родители привыкли к контрольным работам - обсудите с ними критерии оценки и покажите, как вы отслеживаете их прогресс с их помощью
Учащиеся могут испытывать проблемы с выполнением стандартизированных тестов - помогите учащимся сформировать навыки критического мышления, например, навыки решения проблем - эти навыки могут быть использованы при выполнении заданий тестов
Отметки могут носить необъективный характер - используйте формирующее и итоговое оценивание в процессе выставления отметок - их комбинирование дает более точную картину знаний учащегося
Работа над оцениванием занимает больше времени - включите оценивание в учебный процесс - каждый вид деятельности может предоставить вам информацию для формирующего оценивания
Формирующее оценивание- оценивание для развития
Какими способами можно было бы вводить систему формирующего оценивания учебной деятельности ученика на уроке?
1)Разработать с учениками лист самооценки деятельности на уроке, в течение изучения
темы, в конце четверти, поместить его в конце тетради и заполнять по мере
необходимости.
2)Предлагать ученикам в течение урока, после урока, после выполнения какого-нибудь
задания оценить себя по предложенным учителем утверждениям (например, «плюсы» на полях в тетради).
3)Разработать систему ученического портфолио, где собираются лучшие работы ученика.
4)Провести мини-обзор в конце урока, курса, темы
5)Заполнение таблицы показателей правильности выполнения заданий
6) Заполнение листа индивидуальных достижений
7)Заполнение диагностических карт
8) Заполнение оценочных листов
9)Составление недельных отчётов:
1.Чему я научился за эту неделю?
2.Какие вопросы остались для меня неясными?
3.Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?
Мини-обзор (проводится в конце урока)
1.Что изучали? Назовите тему урока.
2.С какими заданиями ты справлялся без помощи учителя, одноклассника?
3. Определите наиболее важное в этом уроке.
4.Что вызвало трудности, осталось неясным?
5.Что хотелось бы узнать по теме дополнительно?
6.Что у меня получилось лучше всего?
7.Что мне необходимо усовершенствовать?
Лист самооценки (заполняется в конце курса, четверти, в конце изучения темы)
да нет
1.Регулярно выполнял (а) домашние задания
2.По необходимости консультировался (ась) с учителем
3.Улучшал (а) свои знания и исправлял (а) оценки
4.Регулярно вел (а)записи в тетради
5.Знаю, как работать со справочной литературой
6.Умею конспектировать тему
7.Умею самостоятельно находить материал по заданной теме
8.Делал (а) устное сообщение
9.Участвовал (а) в беседах по изучаемому материалу
10.Я задавал вопросы, если мне встречалось непонятное слово.
11.Я могу рассказать о том, что я сегодня узнал на уроке.
В 2017 году был принят новый закон – Федеральный закон от 3 июля 2016 № 238-ФЗ. Он освещает то, как будет проходить оценка квалификации. Обязательно или нет проведение независимой оценки квалификации? Как будет проходить процедура своего рода аттестации и какие последствия возможны при ее провале? Как проводить независимую оценку квалификации в 2018 году?Во всем этом поможет сориентироваться наш материал.
Понятие
Для оценки квалификации подчиненного предусмотрено создание специализированных центров. Именно они смогут подтверждать и выявлять несоответствие уровня его подготовки заявленным требованиям.
Что же понимается под независимой оценкой? Итак, независимая оценка профессиональных квалификаций – это особая процедура, в ходе которой навыки специалиста (соискателя) сравнивают с имеющимся стандартом, который урегулирован законодательно. Требования к работнику предъявляют согласно профессии, в которой он хочет подтвердить свою компетентность. Проводится такая оценка не работодателем и не внутри самого учреждения. Этим занимается специализированный центр оценки профессиональной квалификации .
Нововведения закона
Порядок независимой оценки квалификации сотрудников и претендентов на вакансию прописан в Федеральном законе от 3 июля 2016 № 238-ФЗ. Саму оценку проводят специальные организации, у которых есть на то разрешение – центры оценки квалификаций (ЦОКи). Делают они это в форме экзамена по правилам, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2016 № 1204.
Федеральный закон от 3 июля 2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» направлен на урегулирование того, как проводить квалификационную оценку навыков работников различных учреждений. Сразу заметим, что закон не распространяется на лиц, проходящих государственную службу.
Названный закон разъясняет:
- как именно должна проводиться оценка, каков порядок и критерии;
- на чем основано проведение оценки (речь идет не только о правовых, но и организационных моментах);
- кто выступает участниками такой оценки, какими они наделены свободами, и что входит в их непосредственные обязанности.
Именно закон о независимой оценке квалификации работников (далее также – НОК) устанавливает и форму проведения такой проверки знаний и навыков сотрудников. Так, законодатели обязали работников сдавать специализированные экзамены, на основании результатов которых и будет вынесено решение об их профессиональной пригодности. Регламент еще предстоит утвердить Правительству РФ.
Зачем нужна и по чьей инициативе проводится
ПРИМЕР
Допустим, предприятие имеет в своем штате одного или нескольких сотрудников, занимающихся управлением внедорожников. Оценку квалификации работников с такой специализацией нужно проводить обязательно. Для этой категории служащих разработан соответствующий приказ Минтранса № 287 от 28.09.2015. Он содержит разработанный и имеющий законную силу профессиональный стандарт для водителей внедорожников.
Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка разместил на своем официальном сайте список организаций, рекомендованных в качестве ЦОКов (ЦОК – центр оценки квалификации).
Добавим, что оценка квалификации работников может проводиться одним из следующих способов:
- непосредственно в самом центре;
- дистанционно.
Координирует весь процесс особый национальный совет при главе государства. В ведении этого органа находится система независимой оценки квалификации.
В 2018 году, как и раньше, экзамены будут проводить в центрах НОК. Все их процедурные вопросы – строго регламентированы.За работой всех центров следят надзорные органы. Если во время проверок выяснится, что имеют место какие-либо нарушения или подтасовка итогов, организация будет лишена права проводить независимую оценку квалификации персонала.
Информация об НОК в документах
Сотрудник или соискатель представляет в центр оценки квалификаций:
- письменное заявление с указанием квалификации, по которой он хочет пройти профэкзамен, и согласие на обработку персональных данных. Образец заявления утвержден приказом Минтруда России от 2 декабря 2016 № 706н. Заявление он подает лично, через законного представителя или в электронном виде через Интернет;
- копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
- иные документы, необходимые для экзамена в зависимости от квалификации и профстандарта.
Об этом говорится в пункте 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2016 № 1204.
Кто оплачивает прохождение экзамена
«Инвестор» полной стоимости экзамена определяется исходя из того, кто именно был инициатором его прохождения. Напомним, возможны два варианта:
- работодатель направил сотрудника для прохождения экзамена;
- сам работник изъявил желание пройти аттестацию.
Сам инициатор и оплачивает прохождение оценки уровня квалификации. На практике это правило действует и сейчас, но в законную силу вступит только со следующего года (ст. 187 ТК РФ).
В следующем отчетном периоде работодатели смогут списать расходы по прохождению экзамена в центре НОК своими сотрудниками. Такая возможность появится у тех, кто работает на следующих системах налогообложения:
- ОСНО;
- ЕСХН.
Но и тут есть исключения. Если экзамен проходит лишь соискатель на должность, а не действующий сотрудник, расходы в этой части учесть не получится. Закон распространяется исключительно на тех, кто уже официально трудоустроен в организации.
Глава 3 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СТОИМОСТНОЙ ОЦЕНКЕ
Данная глава знакомит читателя с категориально-понятийным аппаратом современной стоимостной оценки. Изучив данный материал, Вы узнаете, какие виды стоимости используются при оценке бизнеса, в чем их суть и отличительные черты, что понимается под доходами и денежными потоками, используемыми при оценке бизнеса, а также какие виды рисков и как учитываются при оценке стоимости предприятия.
3.1. Виды стоимости, используемые при оценке бизнеса
Предметом оценки бизнеса является стоимость. Данная категория, сохраняя общетеоретическое содержание, приобретает в процессе оценки специфические оценочные формы, которые называют видами стоимости. Виды стоимости, рассчитываемые оценщиком, можно классифицировать по различным критериям.
Первый критерий - степень рыночности.
По степени рыночности различают рыночную стоимость и частично рыночную стоимость, которая, в свою очередь, может быть представлена стоимостью объекта оценки с ограниченным рынком, нормативно рассчитанной стоимостью и другими видами специальной стоимости.
Под рыночной стоимостью в Международных Стандартах Оценки понимается расчетная величина, за которую предполагается переход имущества из рук в руки на дату оценки в результате коммерческой сделки между добровольным покупателем и добровольным продавцом после адекватного маркетинга; при этом предполагается, что каждая из сторон действовала компетентно, расчетливо и без принуждения.
Таким образом, рыночная стоимость - это наиболее вероятная цена при осуществлении сделки между типичным покупателем и продавцом. Определение отражает тот факт, что рыночная стоимость рассчитывается исходя из ситуации на рынке на конкретную дату, поэтому при изменении рыночных условий рыночная стоимость будет меняться. В определении также отражено то, что на покупателя и
Суть определения рыночной стоимости, приводимого в Российских стандартах оценки, совпадает с данным определением продавца не оказывается внешнего давления, и обе стороны достаточно информированы о сущности и характеристиках продаваемого имущества.
В некоторых случаях рыночная стоимость может выражаться отрицательной величиной. Например, это может быть в случае оценки устаревших объектов недвижимости, сумма затрат на снос которых превышает стоимость земельного участка, или в случае оценки экологически неблагополучных объектов. В российском оценочном законодательстве рыночная стоимость определяется в статье 3 Закона об оценочной деятельности и в статье 3 Стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности. Согласно Закону об оценке, под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, т. е. когда:
одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
объект оценки представлен на открытый рынок в форме публичной оферты;
цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
В практике оценки чаще всего стремятся определить именно рыночную стоимость. Однако некоторые объекты оценки не обладают достаточной рыночностью, в частности, не обращаются на открытом, массовом и конкурентном рынке, находятся под жестким контролем и регулируются государством, информация является закрытой и ограниченной. В этом случае рассчитывается частично рыночная стоимость. Частичной рыночной стоимостью является стоимость объекта оценки с ограниченным рынком, под которым понимается стоимость объекта оценки, продажа которого на открытом рынке невозможна или требует дополнительных затрат по сравнению с затратами, необходимыми для продажи свободно обращающихся на рынке товаров.
Вторым видом частично рыночной стоимости является нормативно рассчитанная стоимость.
Нормативно рассчитанная (нормативная) стоимость - это стоимость объекта собственности, рассчитываемая на основе методик и нормативов, утвержденных соответствующими органами. При этом применяются единые шкалы нормативов. Как правило, нормативно рассчитанная стоимость не совпадает с величиной рыночной стоимости, однако нормативы периодически обновляются и приводятся в соответствие с существующими условиями рынка. Согласно российским стандартам оценки, этот вид стоимости относится к специальной стоимости объекта.
Второй критерий - методология оценки.
В зависимости от методологии оценки, от учитываемых факторов стоимости, различают стоимость замещения объекта и стоимость воспроизводства объекта оценки.
Стоимость замещения - это сумма затрат на создание объекта, аналогичного объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа объекта оценки. При этом предполагается создание нового объекта, являющегося по своим функциональным характеристикам близким аналогом оцениваемого объекта.
Стоимость воспроизводства - это сумма затрат в рыночных ценах, существующих на дату оценки, необходимых для создания объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта оценки. В отличие от предыдущего вида стоимости, имеется в виду создание точной копии оцениваемого объекта, но по иным действующим ценам. Данная стоимость более точно характеризует современную стоимость объекта, однако ее определение часто оказывается невозможным по причине изменения технологии, материалов и т. п.
Третий критерий - состояние объекта после оценки.
В зависимости от предполагаемого состояния объекта после оценки , различают стоимость при существующем использовании и ликвидационную стоимость.
Стоимость объекта оценки при существующем использовании - это стоимость объекта, определяемая исходя из существующих условий и целей его использования. При этом предполагается, что объект останется действующим и будет функционировать в той же среде, в той же организационно-правовой форме, что и до оценки.
Ликвидационная стоимость - это стоимость объекта оценки в случае, когда он должен быть отчужден в срок, меньший обычного срока экспозиции аналогичных объектов. Данный вид стоимости определяется, например, при ликвидации объекта вследствие банкротства и открытой распродажи на аукционе.
Четвертый критерий - цели оценки.
В зависимости от конкретных целей и ситуаций, различают инвестиционную стоимость, стоимость для целей налогообложения, утилизационную стоимость, специальную стоимость.
Инвестиционная стоимость - это стоимость, определяемая исходя из доходности объекта для конкретного лица при заданных инвестиционных целях. В отличие от рыночной, инвестиционная стоимость более конкретна и связана с определенным проектом и его инвестором. К оценке инвестиционной стоимости обращаются при осуществлении реорганизационных мероприятий и обосновании инвестиционных проектов.
В отличие от рыночной стоимости, которая определяется мотивами поведения типичного покупателя и продавца, инвестиционная стоимость зависит от индивидуальных требований к инвестициям, предъявляемых конкретным инвестором.
Существует целый ряд причин, по которым инвестиционная стоимость может отличаться от рыночной. Основными причинами, несомненно, могут быть различия в оценке будущей прибыльности; различия в представлениях о степени риска; разная налоговая ситуация; сочетаемость с другими объектами, принадлежащими владельцу или контролируемыми им.
Стоимость для целей налогообложения - стоимость объекта оценки, равная рыночной стоимости объекта оценки , определяемая для исчисления налоговой базы и рассчитываемая в соответствии с положениями нормативных правовых актов (в том числе инвентаризационная стоимость ).
Утилизационная стоимость - стоимость объекта оценки, равная рыночной стоимости материалов, которые он в себя включает, с учетом затрат на утилизацию объектов оценки. Утилизируемые материальные активы - это активы, которые достигли предельного состояния вследствие полного износа или чрезвычайного события и потеряли свою первоначальную полезность. Тесно связана с утилизационной стоимостью скраповая стоимость , представляющая собой вторичную стоимость массы материалов, из которых состоит оцениваемый объект. Согласно российским стандартам, скраповая стоимость относится к специальной стоимости.
Специальная стоимость объекта оценки - стоимость, для определения которой в договоре об оценке или нормативном правовом акте оговариваются условия, не включенные в понятие рыночной или иной стоимости, указанной в стандартах оценки. Например, специальной стоимостью является страховая, таможенная и т.п.
При оценке стоимости предприятия можно использовать и такое понятие, как эффективная стоимость . Эффективная стоимость - стоимость активов, равная большей из двух величин - инвестиционной стоимости активов для данного владельца и стоимости их реализации.
Любой вид стоимости, рассчитанный оценщиком, является не историческим фактом, а оценкой ценностей конкретного объекта собственности в данный момент в соответствии с выбранной целью.
Экономическое понятие стоимости выражает реальный взгляд на выгоду, которую имеет собственник данного объекта или покупатель на момент оценки. Основой стоимости любого объекта собственности, в том числе бизнеса, является его полезность.
3.2. Доходы и денежные потоки как результаты деятельности предприятия
Любой оценщик постоянно оперирует экономическими понятиями, применяемыми в экономической теории, бухгалтерском учете, анализе хозяйственной деятельности и других экономических дисциплинах. Большинство таких понятий и терминов имеют единственное значение, но некоторые неоднозначны. Смысл каждого термина зависит от того, как его используют люди, что они при этом имеют в виду. Например, слово «прибыль» используется во многих различных значениях. Мы, безусловно, не будем ломать копья над самими определениями, однако дадим представление о наиболее важных и часто встречающихся в оценке понятиях в соответствии с их трактовкой в современном российском законодательстве и практике оценочной деятельности.
Стоимость предприятия, бизнеса зависит от многих факторов, в череде которых одно из первых мест занимают доходы и выгоды, получаемые собственниками. При оценке в качестве дохода используются такие показатели, как доход от обычных видов деятельности, или выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, услуг; валовая прибыль; прибыль до налогообложения; прибыль от обычной деятельности и чистая прибыль. Наиболее часто при оценке бизнеса используются различные показатели прибыли как выражение дохода. При этом прибыль понимается так: выручка минус издержки (чистая выручка). После того, как предприятие оплатило все свои издержки, остается прибыль или чистая выручка. Что же считается издержками. Зачастую издержки отождествляют с денежными расходами на ведение бизнеса. Если бизнесмен платит арендную плату за используемое помещение, то он будет учитывать эти платежи в качестве своих издержек. Собственники предприятия могут также использовать оборудование, которое они купили при помощи банковского займа. В этом случае они будут включать процентные платежи по займу в свои издержки. Таким образом, деловые издержки соответствуют показателю себестоимости, используемому в бухгалтерском учете. В соответствии с действующими правилами бухгалтерского учета в себестоимость не включаются альтернативные стоимости факторов производства и упущенный доход. В законодательстве существует юридическое определение прибыли предприятия, поскольку предприятия должны платить налоги на свои прибыли. Оно соответствует определению прибыли в терминах здравого смысла как выручка минус издержки. При этом из издержек исключаются дивиденды, выплачиваемые по акциям, но включаются проценты, выплачиваемые владельцам облигаций.
Все перечисленные виды дохода предприятия оценщик без труда может найти в формах бухгалтерской отчетности и после соответствующих корректировок (см. тема 4) использовать их в своих расчетах. Что же мы можем найти в бухгалтерской отчетности. Прежде всего, доходы организации (предприятия). В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)» (пункт 2). При этом не признаются доходами следующие поступления (пункт 3):
а) суммы налога на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж, экспортные пошлины и иные аналогичные обязательные платежи;
б) по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т. п.;
в) в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг;
г) задаток;
д) в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;
е) в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.
Доходы предприятия разделяются на:
а) доходы от обычных видов деятельности (выручку);
б) операционные доходы;
в) внереализационные доходы;
г) чрезвычайные доходы.
Для каждого из видов доходов Положением определены условия их признания, которые следует учитывать при оценке.
Согласно Положению о доходах к операционным доходам относятся (пункт 7):
а) поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
б) поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности;
в) поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);
г) прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);
д) поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;
е) проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств, находящиеся на счете организации в этом банке.
Внереализационными доходами, согласно Положению о доходах, являются:
а) штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
б) активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;
в) поступления в возмещение причин организации убытков;
г) прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
д) суммы кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
е) курсовые разницы;
ж) сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов);
з) прочие внереализационные доходы.
Аналогично Положением о расходах определяются операционные и внереализационные расходы.
Показатель чистой прибыли обычно используется, например, для оценки компаний, в активах которых преобладает быстро изнашивающееся оборудование; прибыль до налогообложения - для оценки компаний, имеющих налоговые льготы. Но наиболее часто используется другой показатель, характеризующий доходы, генерируемые оцениваемым бизнесом. Это - денежный поток.
Понятие «денежный поток» эквивалентно понятию «денежный доход», и определить его можно только за какой-то период времени: 800 долл. в месяц; 12 тыс. долл. в год и т.п. При этом важно отличать денежный поток от самих денег, т.к. сами деньги - это запас, т.е. некоторое количество, существующее в данный момент. Размер этого запаса колеблется изо дня в день, поэтому мы можем измерить его лишь на определенный момент времени, тогда как размер потока можно измерить только за период времени. Для расчета денежного дохода все входящие потоки учитываются со знаком плюс, а исходящие - со знаком минус. Поскольку бизнес представляет интерес для его владельца (собственника) именно как возможность получения денежного дохода, постольку понятие «денежный поток» является одним из важнейших понятий стоимостной оценки.
В бизнесе существуют различные источники денежного дохода и, следовательно, при оценке рассчитываются различные виды денежных потоков, кроме этого при определении денежных потоков могут быть использованы либо реальные, либо номинальные цены, что также ведет к многообразию данного показателя. В современной оценочной практике различают капитальный денежный поток, акционерный денежный поток или денежный поток для собственного капитала, свободный денежный поток или денежный поток для всего инвестируемого капитала. При этом все виды денежного потока могут быть рассчитаны как в номинальных, так и в реальных ценах.
Основные виды денежных потоков:
CCF ( Capital Cash Flows ) - Денежный поток для всего капитала компании. Данный денежный поток доступен акционерам и кредиторам компании;
E С F (Equity Cash Flows ) - денежный поток для собственного капитала компании, данный денежный поток доступен для акционеров (собственников) компании;
FCF (Free Cash Flows ) - «очищенный» денежный поток, как и CCF , является денежным потоком доступным акционерам и кредиторам компании, но не включает налоговые преимущества.
Рассмотрим особенности каждой из трех моделей в разрезе составляющих денежного потока, и остановимся на основных существенных моментах, определяющих корректность расчета величины стоимости компании.
Расчет величины денежного потока .
CCF = EBIT + Depreciation - Capital Expenditures - Working Capital Increase - Actual Taxes ,
где
EBIT (Earnings before Interest and Taxes ) - прибыль компании до вычета процентов и налогов;
Depreciation - амортизация основных средств и нематериальных активов (неденежные расходы компании, возвращающиеся к ней в составе выручки);
Capital Expenditures - капвложения компании в создание инвестиционных активов;
Working Capital Increase - увеличение собственного оборотного капитала компании (части оборотных средств, которая должна финансироваться за счет собственных и долгосрочных заемных средств);
Actual Taxes - рассчитывается как Actual Taxes = (Tax Rate ) * (EBIT - Interest ), и представляет собой фактически уплаченные компанией налоги (имеется в виду налог на прибыль).
При расчете фактически уплаченных налогов учитывается величина «налогового щита» (той части расходов, которые выведены изпод налогообложения - проценты по заемным средствам).
Interest - сумма уплаченных процентов по заемным средствам.
Рассмотрим следующий вид денежного потока ECF .
EСF = EBIT + Depreciation - Capital Expenditures - Working Capital Increase - Interest - Debt Payments + Debt Issues - Actual Taxes .
Все элементы данного вида денежного потока практически идентичны по наполнению элементам, обозначенным ранее, за исключением: Debt Payments - погашение кредитов/займов, Debt Issues - величина новых кредитов/займов.
FCF (Free Cash Flow - свободный денежный поток) - близок к CCF , но в отличие от СС F не включает налоговые преимущества.
F С F = EBIT + Depreciation - Capital Expenditures - Working Capital Increase - Hypothetical Taxes [ Tax Rate * EBIT ], где Hypothetical Taxes , рассчитывается как Hypothetical Taxes = = Tax Rate * EBIT , и представляет собой налоги, которые компания бы заплатила, если бы не использовала эффект налогового щита.
Очевидно, что в отличие от сложившейся российской практики оценки «исторические» денежные потоки имеют отличия: в частности представлены три вида денежных потоков, вместо двух, а также присутствует несколько иное «элементное» наполнение. В частности данный момент затрагивает величины Actual и Hypothetial Taxes .
Рассмотрим на практическом примере алгоритм расчета денежных потоков:
Исходная информация по компании АО «СДС»
Выручка (Sales), $ $2 500 000
Unlevered Beta 1,00
Rf (Riskfree Rate) 12,00%
Rm - Rf (Risk Premium) 8,00%
Доля Долга (Debt Ratio), % 40,00%
Амортизация (Depreciation ), $ $500
Изменения Собственного оборотного капитала
(Change in Working Capital) $0
Капитальные вложения
(Capital Expenditures), $ $500
Доля EBIT (%) 20,00%
Налоговая ставка
(Tax Rate ) 30,00%
Величина выплачиваемых % $90 517
Величина денежного потока
Выручка (Sales) |
CFFCF $2 500 000 |
ECF $2 500 000 |
FCF $2 500 000 |
Доля EBIT |
20,00% |
20,00% |
20,00% |
EBIT |
$500 000 |
$500 000 |
$500 000 |
AMO (Depreciation) |
$500 |
$500 |
$500 |
Капитальные вложения (Capital Expenditures) |
($500) |
($500) |
($500) |
Изменения СоК (Change in Working Capital) |
|||
Денежный поток от операционной деятельности |
$500 000 |
$500 000 |
$500 000 |
Налоги (Taxes) |
$122 845 |
$122 845 Actual Taxes = =TR * (EBIT - Interest) |
$150 000 Hypothetial Taxes = TR * (EBIT) |
Interest |
$90 517 |
$90 517 |
$90 517 |
$90 517 Debt Cash Flow |
|||
Величина денежного потока |
$377 155 |
$286 638 |
$350 000 |
Денежные доходы, ожидания, да и другие важные понятия, используемые в стоимостной оценке, включая стоимость бизнеса - все имеют временные характеристики. Величины, применяемые при оценке бизнеса, определяются либо на конкретную дату, либо за определенный период времени. Понятие времени интерпретируется в оценке как сегодняшний или текущий, а также будущий, ожидаемый, перспективный, прошлый или ретроспективный. Оценщик определяет сегодняшнюю ценность или текущую стоимость объектов собственности с учетом того, что сегодняшние ресурсы, доходы, текущее владение бизнесом ценнее будущего. Это не очень трудно понять. Владение бизнесом в настоящий момент расширяет спектр доступных возможностей, позволяет предпринимать действия, которые приводят с течением времени к росту дохода. В результате у нас в
некоторый будущий момент времени окажется больше доходов, чем мы могли бы иметь в ином случае. Причина заключается в производительности капитала и в положительной норме временного предпочтения. Получив в свое распоряжение ресурсы сегодня и создав из них капитал или купив уже действующее предприятие, бизнесмен может увеличить свои будущие доходы. Кроме этого, люди, как правило, придают большую субъективную ценность реализации своих возможностей в ближайшем будущем, по сравнению с более отдаленной перспективой. Из этого следует, что для определения сегодняшней ценности благ, которые ожидают получить через год, необходимо дисконтировать их ценность в соответствии со ставкой процента. Процесс дисконтирования, позволяющий определить сегодняшнюю ценность будущих благ, играет важную роль в принятии экономических решений. Освоение этого процесса поможет вам лучше понять ход рассуждений в следующих главах и познакомит вас с процедурами, широко применяемыми в деловом и финансовом мире, включая стоимостную оценку.
В любой экономической системе решения людей в первую очередь зависят от тех прав собственности, которые установлены и являются общепризнанными в данном обществе. Термин «права собственности» - в том смысле, в котором мы употребляем его здесь и будем употреблять в последующих главах, - имеет гораздо более широкое значение, чем то, с которым он, как правило, ассоциируется. Права собственности - это права контролировать использование ресурсов, предприятия, бизнеса и распределять возникающие при этом затраты и выгоды. Для оценщика права собственности в совокупности с характеристиками объекта оценки являются важными факторами, влияющими на величину рассчитываемой стоимости. (Трактовка прав собственности в российском законодательстве.)
Права собственности формируют ожидания. Ожидания руководят действиями. Люди ведут себя именно так, а не иначе из-за ожиданий, порождаемых действующими правами собственности. Акционеры покупают и держат акции, поскольку в соответствии с законным правом они предполагают участвовать в доходах и управлении фирмой пропорционально числу приобретенных ими акций. Предприятия, бизнес покупают потому, что предполагают получить доход за счет расширения деловых возможностей. При этом все заглядывают вперед, пытаясь предсказать изменения в спросе и предложении. То же проделывает и оценщик, составляя прогнозы. И чем более точны и обоснованны эти прогнозы, тем вернее произведенная оценка.
При этом не следует забывать, что в условиях рыночной экономики прибыль является результатом неопределенности, которая проявляется в ее не гарантированности, редкости информации как блага и конкуренции. Прибыль и убытки возникают вследствие неопределенности и не могут существовать без нее. Там, где достоверно известно все, что необходимо знать для получения прибыли, конкуренция за прибыль ее же и устранит - либо уменьшив выручку, либо увеличив издержки. Все эти факторы определенным образом учитываются при оценке предприятия (бизнеса).
3.3. Риски и способы их учета в оценке стоимости бизнеса
Характерной чертой бизнеса в условиях рыночной экономики является наличие риска на всех стадиях жизненного цикла предприятия.
Бизнес-риск - это опасность возникновения непредвиденных потерь, неполучения или недополучения ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств в связи со случайным изменением условий экономической деятельности предприятия, неблагоприятными обстоятельствами. Такой риск измеряется частотой и вероятностью возникновения потерь.
Предпринимательские, финансовые и инвестиционные риски - обязательные атрибуты рыночной экономики, оказывающие существенное влияние на стоимость бизнеса. При проведении оценочных работ анализу рисков уделяется особое внимание. На этапе сбора и обработки информации оценщик выявляет те виды рисков, которые оказывают наиболее заметные влияния на величину стоимости бизнеса и выбирает способ их учета в расчетах. Для этого прежде всего проводится систематизация рисков.
В целях оценки бизнеса риски подразделяются на внешние и внутренние.
К внешним рискам относятся: природно-естественные риски, связанные со стихийными бедствиями и экологией; общеэкономические риски, связанные с изменением макроэкономической ситуации, с неблагоприятной конъюнктурой рынка, с изменением конкурентной среды, с отраслевыми особенностями; политические, связанные с национализацией и экспроприацией, с военными действиями, гражданскими беспорядками; разрывом контракта и договора; финансовые риски, связанные с изменением покупательской способности денег (инфляционные и дефляционные риски), с изменением курса национальной валюты, с дисбалансом ликвидности, с изменением общерыночной ставки процента.
К внутренним рискам относятся: производственные, связанные с понижением производительности труда, потерей рабочего времени, перерасходом или отсутствием необходимых материалов; технические и технологические, связанные с внедрением новых технологий, с инновациями, с внедрением результатов НИОКР; коммерческие, связанные с реализацией продукции; транспортные, связанные с платежеспособностью покупателя и т.п.; инвестиционные, включая риск упущенной выгоды, процентный, кредитный, риск банкротства и т.п.
В целях оценки целесообразно выделить систематические и несистематические риски. К систематическим рискам относятся такие риски, которые возникают из внешних событий, влияющих на рыночную экономику и не могут быть устранены диверсификацией в рамках национальной экономики. К несистематическим рискам относятся такие, которые могут быть уменьшены или устранены путем диверсификации инвестиций.
Оценщику важно дать количественную оценку выявленным рискам. В абсолютном выражении риск может определяться величиной возможных потерь в материально-вещественном или стоимостном измерении. В относительном выражении риск определяется как величина возможных потерь, отнесенная к некоторой базе, в виде которой наиболее удобно принимать либо имущественное состояние предпринимателя, либо общие затраты ресурсов на данный вид предпринимательской деятельности, либо ожидаемый доход (прибыль) от предпринимательства. Возможные потери оценщик определяет при прогнозировании на основе анализа ретроспективных данных и экстраполяции полученных результатов, а также используя другие приемы технического анализа. Рассчитав отношение возможных потерь и расчетного показателя затрат или прибыли, можно получить количественную оценку риска в относительном выражении, в процентах.
При измерении рисков следует учитывать случайный характер возможных потерь. Возникнут потери или нет, какова будет их конкретная величина, зависит от того, как сложатся события в ходе выполнения бизнес-операций. Эти условия носят во многом неопределенный характер, и предвидеть их заранее не представляется возможным.
Поскольку предпринимательские потери имеют случайный характер, поскольку они характеризуются также вероятностью того, что достигнут прогнозной величины.
Определяя вероятные потери в процессе их прогнозирования, надо иметь в виду одно важное обстоятельство. Случайное развитие событий, оказывающее влияние на ход и результаты предпринимательства, способно приводить не только к потерям в виде снижения результатов, за счет увеличения затрат одного вида ресурсов, но к положительному эффекту за счет снижения затрат другого вида. Так что, если случайное событие оказывает двойное воздействие на конечные результаты предпринимательства, имеет и неблагоприятные, и благоприятные последствия, при оценке надо в равной степени учитывать и те, и другие.
При оценке бизнеса необходимо выяснить виды и причины случайных потерь, которые могут возникнуть с большей вероятностью, кроме того следует выделить потери, которые способны привести к критическому и катастрофическому риску. С этой целью оценщик на этаже сбора информации изучает, анализирует предшествующий опыт данного и аналогичного бизнеса, изучает статистику потерь. На основе такого изучения строится таблица или график частоты возникновения данного уровня потерь. Если общее число случаев представленных в таблице достаточно велико, то по частоте появления события можно судить об ожидаемой вероятности его повторения в будущем. Кроме того, можно прибегнуть к помощи экспертов-консультантов.
Получив представление о наиболее вероятных рисках, их качественных и количественных характеристиках, оценщик выбирает способ их учета при расчете стоимости бизнеса.
Самый распространенный способ учета рисков при оценке бизнеса заключается в использовании коэффициента капитализации или ставки дисконтирования. Определенный уровень риска закладывается при составлении прогнозов доходов, расходов, денежных потоков, при этом многовероятность прогнозов позволяет учесть несколько вариантов от самых оптимальных до наиболее пессимистических. Анализ и количественное определение рисков носит, в каком-то смысле, субъективный характер: оценщики, уверенные в будущем росте компании, определяют ее текущую стоимость выше по сравнению с аналитиком, составляющим пессимистический прогноз. Различия в оценках рисков ведут к множеству заключений о стоимости предприятия. Текущая стоимость компании, деятельность которой связана с высоким риском, ниже чем текущая стоимость аналогичной компании, но функционирующей в условиях меньшего риска.
Чем выше инвестор оценивает уровень риска, тем большую ставку дохода он ожидает. Оценивая бизнес, оценщик должен учитывать организационно-правовую форму его организации. При оценке закрытых компаний наряду с анализом систематического риска особое внимание следует уделить факторам систематического риска, в т.ч. отраслевым и рискам инвестирования в конкретную компанию.
Для расчета ставки дисконтирования можно воспользоваться либо моделью САРМ, либо WACC , либо кумулятивной моделью, либо другими моделями. Общая логика расчета такова: доходность по наименее рискованным доступным инвестициям увеличивается пропорционально предпринимательским рискам, связанным с оцениваемым бизнесом.
Макроэкономические риски учитываются в соответствии с методиками, разработанными всемирно известными рейтинговыми компаниями, либо с помощью индексов экономико-математических и статистических инструментов. Так, например, инфляционный риск учитывается путем использования индекса цен при расчете рыночной стоимости имущества предприятия. Индекс цен является измерителем соотношения цен за разные периоды.
Индекс цен, рассчитанный по потребительской корзине, может использоваться как показатель уровня цен в текущем году.
В ходе оценки бизнеса используются номинальные и реальные величины. Номинальная величина рассчитывается в ценах текущего года без корректировки на уровень инфляции. Реальная величина рассчитывается в ценах базового года и «отличается» от инфляционного повышением цен. Для того чтобы пересчитать номинальную величину в реальную, надо разделить номинальную величину на индекс цен.
Ставка дисконтирования также может определяться и как номинальная, и как реальная величина. В этом случае, когда темп инфляционного роста цен в стране превышает 15%, рекомендуется использовать формулу Фишера:
где R r - реальная ставка дохода (дисконтирования),
R n - номинальная ставка дохода (дисконтирования),
i - индекс инфляции.
Инфляционная корректировка финансовой инфляции в процессе оценки, как правило, проводится по колебаниям курса наиболее стабильной валюты. При составлении прогноза объемов продаж оценщик может проводить расчеты в рублях, учитывая прогнозируемые инфляционные ожидания, или пересчитать прогнозируемые величины по курсу доллара, инфляционные ожидания по которому ниже. Следует обязательно учитывать инфляционные ожидания по любому виду валюты.
Одним из наиболее сложных для учета в процессе оценки является страновой риск. Сложность определения величины данного риска объясняется его комплексным характером. Уровень странового риска можно определить на основе:
статистических данных;
составления прогноза на базе выявленных тенденций;
комбинированных методов.
Так, например, по методике EUROMONEY расчет величины странового риска осуществляется по 9 позициям:
экономические данные (25%);
политический риск (25%);
долговые показатели (10%);
невыплачиваемые или
реструктурированные во времени долги
(10%);
доступ к рынкам капитала (5%);
дисконт по форфейтингу;
доступ к краткосрочным финансам (5%);
доступ к банковским финансам (5%).
По методике Delote and Tuch оценку странового риска проводят по 8 позициям.
Определение уровня риска |
Низкий Высокий |
||||||||||
Вид риска |
|||||||||||
1. Политика экспроприации |
|||||||||||
2. Стоимость финансирования |
|||||||||||
3. Вероятность радикальных изменений в составе правительства и проводимой им политике |
|||||||||||
4. Темпы роста ВВП |
|||||||||||
5. Динамика внешнего долга |
|||||||||||
6. Государственное вмешательство в управление предприятием |
|||||||||||
7. Обстановка в области предпринимательства в целом |
|||||||||||
8. Уровень инфляции |
|||||||||||
Количество наблюдений |
|||||||||||
Всего взвешенных |
|||||||||||
Сумма |
|||||||||||
Параметры |
|||||||||||
Фактор странового риска |
Страновой риск, как правило, учитывается при выполнении работ для инвестора - не резидента, или когда при оценке используются индикаторы зарубежных рынков.
В целом, всесторонний анализ, определяющий учет рисков, сопровождающих оцениваемый бизнес, позволяет оценщику провести обоснованную оценку стоимости объекта.