Коммерческие организации как субъекты предпринимательского права. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций
Современное гражданское законодательство России (ст. 132 ГК РФ) определяет понятие "предприятие" как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. При этом названная статья рассматривает предприятие в качестве объекта гражданских прав. Такая законодательная позиция существенно изменила правовой статус предприятия, что в целом нашло одобрение (даже восхищение) у представителей цивилистической науки. Иногда вопрос о предприятии как имущественном комплексе даже не комментируется по принципу: зачем что-либо обсуждать, если и так все понятно. Предприятие - объект гражданских прав, и этим многое сказано.
Действительно, термин "предприятие " имел длительное время иное значение. В советский период законодатель под словом "предприятие " усматривал фигуру субъекта права, в том числе гражданского. В начале 90-х годов определение предприятия было сформулировано в Законе РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Согласно п. 1 ст. 4 предприятие -самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном настоящим Законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Вместе с тем понятие "предприятие" и связанные с ним проблемы продолжают вызывать научные споры среди ученых-юристов (и не только). Не случайно данному правовому институту западные цивилисты уделяли повышенное внимание раньше и продолжают делать это сейчас. По мнению некоторых исследователей, наступила эра предприятия, которая затрагивает все сферы действующей правовой системы. Появление предприятия в правовом регулировании сравнивают с приходом в конце XVIII в. к политической власти третьего сословия.
Более того, современное законодательство промышленно развитых стран чаще всего использует для обозначения коллективного образования термин "предприятие ", а не понятие "юридическое лицо". На это обстоятельство указывают и сторонники хозяйственного (предпринимательского) права, и их научные оппоненты. Так, во Франции действует Закон N 85-98 о восстановлении предприятий и ликвидации их имущества в судебном порядке, Закон N 8599 о конкурсных управляющих, ликвидаторах и экспертах по определению состояния предприятий. Закон об ипотеке предприятия был принят в Швеции. Закон об акционерных обществах ФРГ 1965 г. посвятил специальную книгу регламентации отношений между связанными предприятиями. Термин "предприятие " стал фигурировать в текстах международных соглашений и конвенций.
Поэтому вряд ли можно огульно утверждать, что понятие "предприятие " используется в законодательстве иностранных государств ошибочно, что более правильно было бы употреблять термин "юридическое лицо". Ведь нельзя критерием истины считать правовую модель предприятия, сформулированную в ГК РФ (при всем уважительном отношении к этому продукту цивилистической мысли).
В теоретическом плане феномен предприятия вызывает целый ряд принципиальных вопросов. Обратимся к ним и рассмотрим подробно.
Прежде всего отметим, что термин "предприятие" имеет экономическое происхождение. Еще К. Маркс, критикуя П. Прудона по вопросу понимания фабрик и машин, писал:
"Машина - это только производительная сила. Современная же фабрика, основанная на употреблении машин, есть общественное отношение производства, экономическая категория".
Однако именно здесь заканчивается единство мнений среди ученых-экономистов и обнаруживается палитра различных точек зрения. Так, для некоторых исследователей предприятие - это первичная ячейка хозяйственной системы, для других - коллектив рабочих и служащих, для третьих - экономическое единство, в котором объединяются и координируются человеческие и материальные факторы хозяйственной деятельности. При разночтении мнений наиболее распространена (по крайней мере в западной экономической литературе) точка зрения на предприятие как место соединения различных факторов: природных ресурсов, труда и капитала. Отечественные ученые-экономисты слабо реагируют на экономическое происхождение предприятия.
Экономическая природа предприятия проявляется, в частности, в том, что предприятие представляет собой имущественный комплекс (совокупность имуществ). Указанная принадлежность позволила ряду ученых-правоведов отнести предприятие к категории вещей.
Такой вывод корреспондирует с правилом ст. 128 ГК РФ, в соответствии с которым к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права. Надо согласиться с мнением о том, что предприятие - объект, который "выпадает " из классификации недвижимых и движимых вещей, поскольку оно вещью, даже сложной, не является. Следовательно, предприятие есть особый объект гражданских прав, а потому было бы целесообразно дополнить ст. 128 ГК РФ нормой о предприятии.
По смыслу правила ст. 132 Кодекса предприятие - не просто имущественный комплекс. Это комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В этом качестве (когда участие субъекта-собственника в гражданском обороте позволяет извлекать стабильный и определенно прогнозируемый доход) имущественный комплекс становится предприятием. Отсюда можно сделать два принципиально важных вывода. Во-первых, понятия "имущественный комплекс" и "предприятие" соотносятся как род и вид. Сказанное означает, что сфера применения понятия имущественного комплекса не должна ограничиваться коммерческими организациями, основная цель создания которых - извлечение прибыли. Данное понятие применятся и в отношении некоммерческих организаций с той лишь разницей, что имущественный комплекс не используется по общему правилу для предпринимательской деятельности. С другой стороны, некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы (п. 3 ст. 50 ГК РФ). В этом случае следовало бы называть имущественный комплекс некоммерческой организации (скажем, учреждения) предприятием. Именно такой подход обнаруживается в Законе об образовании (ст. 47). В своей предпринимательской деятельности образовательное учреждение приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства в области предпринимательской деятельности, в том числе налогового.
Во-вторых, правы те ученые, которые рассматривают имущественный комплекс в качестве самостоятельного объекта гражданских прав. Нет никаких оснований к тому, чтобы не признавать существования имущественных комплексов иных (кроме предприятий) юридических лиц и тем самым искусственно сдерживать участие их в обороте.
В то же время принадлежность предприятия к объекту гражданских прав, т.е. имущественному комплексу без человеческого фактора и других составляющих компонентов, характеризует рассматриваемую категорию односторонне. Показательна типичная ситуация, возникающая при осуществлении процедур несостоятельности (банкротства), когда на первом месте - имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности. Что же касается трудового коллектива как составной части предприятия, то он практически не принимается во внимание. В Законе о банкротстве 2002 г. нет ни одной статьи, где бы получили отражение права и обязанности трудового коллектива должника на стадии несостоятельности (банкротства).
Односторонний подход имел место и в ходе тотальной приватизации государственного и муниципального имущества. Основной акцент при этом был сделан на вопрос смены формы собственности в предельно сжатые сроки. Интересы трудового коллектива были преданы забвению.
Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью, а потому на него распространяются общие положения ГК РФ, а также иных федеральных законов о правовом режиме недвижимого имущества. Правда, Кодекс не подчиняет его (предприятие) автоматически всем правилам о недвижимости, а устанавливает для сделок с предприятиями особый, более формализованный и строгий режим.
В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором. Иначе говоря, состав предприятия включает не только имущество (основные и оборотные средства), но и нематериальные блага. Возникает парадоксальная ситуация: средства индивидуализации, такие, как фирменное наименование, товарные знаки и др., в силу ст. 138 ГК РФ относятся либо к юридическому лицу, либо к продукции, выполняемой работе или оказанной услуге. В ст. 54 ГК РФ говорится об обязанности юридического лица - коммерческой организации иметь фирменное наименование. Таким образом, право на фирменное наименование одновременно принадлежит и предприятию - объекту гражданских прав, и юридическому лицу - коммерческой организации.
К числу существенных противоречий между отдельными статьями ГК РФ можно отнести и правило ст. 132 ГК РФ о том, что предприятие как имущественный комплекс включает в себя права требования и долги. Непонятно, если предприятие есть объект гражданского права, то почему он может иметь имущественные и связанные с ним личные права. Известно, что такими правами с точки зрения ГК РФ обладают только юридические лица. В противном случае следует предположить о существовании у предприятия органов, реализующих эти требования.
То же самое можно сказать и в отношении нормы ст. 132 Кодекса о том, что имущественный комплекс предназначен для осуществления предпринимательской деятельности. Здесь справедливо замечание А.Е. Пилецкого и других авторов, согласно которому объект права (в нашем случае - предприятие) не может осуществлять какую-либо деятельность, поскольку для этого необходимо наличие правосубъектности.
В связи с приведенной точкой зрения В.В. Витрянский высказал следующие соображения. Когда законодатель упоминает в составе имущества предприятия как единого имущественного комплекса права требования и долги, он имеет в виду, конечно же, права требования и долги по обязательствам собственника предприятия, связанным с деятельностью этого имущественного комплекса. Само по себе предприятие, не будучи юридическим лицом, в принципе не может иметь прав и обязанностей.
Что имеет в виду законодатель, известно лишь ему, а не уважаемому профессору Витрянскому. Однако содержание ст. 132 ГК РФ позволяет обнаружить противоречия, причем весьма принципиального характера.
В современных курсах договорного права часто приводят слова средневекового судьи Брайна из судебного решения, вынесенного им в 1478 г.:
"...намерение лица не может быть предметом судебного разбирательства, так как сам дьявол не знает намерение человека".
На практике и в теории возник вопрос о включении в состав предприятия как имущественного комплекса, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности, имущества, имеющего иное назначение (социально-бытовое, культурное и т.п.). Например, в устав акционерного общества вносят в качестве вклада объект социально-культурного назначения. Спрашивается: данный объект подлежит учету в составе имущественного комплекса предприятия или надо вести какой-либо иной обособленный учет? В действующем законодательстве нет четкого, однозначного ответа на этот вопрос.
В силу п. 32 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы обслуживающих налогоплательщика производств и хозяйств, включая расходы на содержание объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы. И наконец, в п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н) дан приблизительный перечень основных средств организаций, в котором не нашлось места объектам непроизводственного характера.
Сложности практического порядка можно обнаружить при желании, например, сторон договора купли-продажи предприятия включить в состав имущественного комплекса такие нематериальные блага, как репутация предприятия, его деловые связи или положение на рынке, которые в странах с развитой рыночной экономикой называются goodwill. Как верно уже отмечалось в литературе, указанное желание блокируется правилом ст. 561 ГК РФ, в соответствии с которым:
"состав и стоимость продаваемого предприятия определяются на основе полной инвентаризации предприятия, проводимой в соответствии с установленными правилами такой инвентаризации".
Действующие правила инвентаризации не содержат положений, позволяющих оценить стоимость такого рода нематериальных элементов.
Закон о несостоятельности 1998 г. предусматривал продажу предприятия (бизнеса) должника. Статья 86 Закона не раскрывала понятие "бизнес ", его соотношение с категорией "предприятие". На наш взгляд, вряд ли можно ставить знак равенства между ними. Бизнес -это и организация предпринимательской деятельности на предприятии, и фактические отношения предприятия со своими контрагентами. Включение в состав имущественного комплекса предприятия этих (специфических) элементов - не простое и не бесспорное дело. Поэтому мы согласны с мнением О.Е. Романова о том, что в предприятие могут включаться только имущественные элементы; явления, именуемые клиентелой, шансами и репутацией предприятия, носят фактический, а не правовой характер и потому остаются вне имущественного комплекса -предприятия.
Итак, предприятие рассматривается в первую очередь как объект права, представляющий собой имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. С учетом этого (легального) определения понятие "предприятие" прямо не связано с той или иной организационно-правовой формой коммерческой или некоммерческой организации. Отсюда можно сделать, на наш взгляд, интересный вывод: любое образование (со статусом юридического лица либо без него), осуществляющее предпринимательскую деятельность, является предприятием. Скажем, например, филиал, представительство, индивидуальный предприниматель, крестьянское (фермерское) хозяйство - имущественный комплекс, именуемый предприятием.
Под режим предприятия подпадают и имущественные комплексы финансово-промышленных групп (ФПГ) и холдингов. Поскольку ФПГ и холдинги представляют собой совокупность юридических лиц, постольку они обладают имуществом. Не случайно Постановлением Правительства РФ от 9 января 1997 г. N 24 утвержден Порядок ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы. Так, в п. 4 названного Порядка читаем:
"Сводные (консолидированные) бухгалтерская и статистическая отчетности отражают имущественное и финансовое положение финансово-промышленной группы, а также результаты ее инвестиционной деятельности".
Будучи объектом гражданских прав, предприятие служит предметом (объектом), по поводу которого возникают различного рода общественные отношения. Эти отношения регулируются не только нормами гражданского права, но и других отраслей права. Необходимо согласование нормативного массива, устранение внутренних (в рамках одного закона) и пограничных (межотраслевых) разночтений в сфере правового регулирования отношений, связанных с правовым режимом предприятия.
Проблемы предприятия как объекта права и субъекта предпринимательской деятельности остро обсуждаются в юридической литературе. При этом выдвигаются различные научные концепции и взгляды, в том числе по вопросу юридического признания предприятия субъектом права. Зарубежные исследователи отмечают, что указанные концепции отражают "социальный заказ" со стороны производственных обществ и компаний, с одной стороны, и банков - с другой. Считается, что производственные фирмы (компании) стремятся ограничить свою ответственность по обязательствами только активами предприятия, а потому их интересам отвечает признание предприятия в качестве юридического лица. В свою очередь, интересам коммерческих банков отвечает трактовка предприятия как имущественного (производственно-хозяйственного) комплекса, включающего все элементы, т.е. объекта права.
И последнее замечание теоретического плана. Соотношение понятий "предприятие", "юридическое лицо", "организация" представляет собой сложный вопрос, нуждающийся в специальном исследовании. Мы же ограничимся констатацией следующих положений. Если предприятие есть прежде всего объект гражданских прав, то организация обладает совокупностью признаков, необходимых и достаточных для признания за ней качества субъекта права. В литературе называются такие признаки организации, как :
- внутреннее организационное единство;
- самостоятельное участие организации в правоотношениях;
- наличие определенного комплекса имущества и (или) совершение организацией определенных имущественных операций (имущественная обособленность);
- самостоятельная ответственность организации за нарушение законодательства.
И хотя эти признаки характеризуют организацию как субъект налогового права, они (признаки) могут быть использованы и в отношении иных организаций. Так, понятие "организация" охватывает, на наш взгляд, такие коллективные образования как финансово-промышленные группы, холдинги, концерны, консорциумы, филиалы и представительства юридических лиц. Иначе говоря, понятие организации значительно шире понятия юридического лица, на что справедливо обращают внимание представители различных отраслевых наук.
В области исследований налогового права значительный вклад в разработку идеи и концепции организации как субъекта налогового права внес проф. Д.В. Винницкий. Справедливо утверждая, что категория "юридическое лицо" не в состоянии охватить всех коллективных субъектов налогового права, он предлагает весь комплекс коллективных субъектов налогового права, не обладающих властными полномочиями в сфере налогообложения, дифференцировать на три вида организации :
- сложные;
- простые;
- с ограниченными налоговыми правами.
При такой классификации в число простых организаций будут включены все не обладающие налоговым иммунитетом в Российской Федерации и не имеющие территориально обособленных подразделений юридические лица (российские и иностранные) и иные корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью. К сложным организациям отнесены указанные выше юридические лица и иные корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью (в том числе если они имеют в своем составе территориально обособленные подразделения). И под организациями с ограниченными налоговыми правами понимаются территориально обособленные подразделения.
С учетом сказанного можно утверждать, что юридическое лицо - это определенное свойство организации. Поэтому корректно говорить о видах организаций, обладающих статусом юридического лица и не обладающих таким статусом. Это основная классификация организации.
Коммерческая организация - юридическое лицо , преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, в отличие от некоммерческой организации, которая не имеет целью извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками
Основные признаки коммерческой организации
Цель деятельности - получение прибыли;
Чётко определённая в законе организационно-правовая форма;
Распределение прибыли между участниками юридического лица.
Также коммерческие организации обладают всеми признаками, присущими юридическому лицу:
Обладают обособленным имуществом на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, иного вещного права; имущество может быть арендованным;
Отвечают по своим обязательствам принадлежащим им имуществом;
Приобретают и осуществляют от своего имени имущественные и неимущественные права; несут обязанности;
Могут быть истцом и ответчиком в суде.
Коммерческие организации делятся на три крупные категории: организации, объединяющие отдельных граждан (физических лиц); организации, объединяющие капиталы и государственные унитарные предприятия (рис. 3.4). К первым относятся хозяйственные товарищества и производственные кооперативы. Гражданский кодекс четко разделяет товарищества – объединения лиц, требующие непосредственного участия учредителей в их деятельности, общества – объединения капитала, не требующие такого участия, но предполагающие создание специальных органов управления. Хозяйственные товарищества могут существовать в двух формах: полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное).
В полном товариществе (ПТ) все его участники (полные товарищи) занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут полную материальную ответственность по его обязательствам. Каждый участник может действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлен иной порядок. Прибыль полного товарищества распределяется между участниками , как правило, пропорционально их долям в складочном капитале. По обязательствам полного товарищества его участники несут солидарную ответственность своим имуществом.
Товариществом на вере , или коммандитным товариществом (ТВ или КТ), признается такое товарищество, в котором наряду с полными товарищами имеются и участники-вкладчики (коммандиты ), которые не принимают участия в предпринимательской деятельности товарищества и несут ограниченную материальную ответственность в пределах сумм внесенных ими вкладов. По существу ТВ (КТ) является усложненной разновидностью ПТ.
В полном товариществе и товариществе на вере доли имущества не могут быть свободно переуступлены, все полноправные члены несут безусловную и солидарную ответственность по пассиву организации (отвечают всем своим имуществом).
Хозяйственные товарищества (ХТ), как и хозяйственные общества (ХО), представляют собой коммерческие организации с разделенными на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Различия между ХТ и ХО проявляются, применительно к их более конкретным формам, в способах их образования и функционирования, в характеристиках их субъектов по степени материальной ответственности этих субъектов и т. д. В самом общем виде все эти различия можно трактовать в контексте соотношения партнерства корпораций.
Производственный кооператив (ПрК) представляет собой добровольное объединение граждан на основе членства длясовместной производственной или иной хозяйственной деятельности , основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Особенностями ПрК являются приоритетность производственной деятельности и личного трудового участия его членов, разделение имущества ПрК на паи его членов (рис. 3.5).
Кооперативы и организации с участием рабочих в управлении и прибылях, послужившие распространению в смешанной экономике, имеют определенные преимущества перед компаниями предпринимательского типа в производительности труда, социальном климате и трудовых отношениях, распределении доходов. Привнесение в хозяйственную деятельность социалистических, по своей сути, принципов организации (участие рабочих в управлении, в прибылях и во владении акциями) рассматривается как средство преодоления трудностей, с которыми постоянно сталкиваются организации предпринимательского типа: бюрократизация управленческих структур в крупных корпорациях; слабая заинтересованность рабочих в успехе компании (ибо их вознаграждение все равно ограничено зарплатой); потери от забастовок и трудовых конфликтов; высокая текучесть рабочей силы, сопряженная в нынешних условиях с особенно высокими издержками из-за растущих затрат на подготовку рабочих для специфической деятельности именно в этой организации, и т. д.
Но чисто самоуправляющиеся компании проигрывают предпринимательским по целому ряду позиций: в дополнение к слабой и, возможно, обратной реакции на рыночные сигналы в краткосрочном плане они склонны к «недоинвестированию», т. е. к проеданию своих прибылей; в долгосрочной перспективе они консервативны в рискованных проектах и внедрении технических новшеств.
Акционерное общество (АО) – это общество, уставный капитал которого состоит из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами, и, соответственно, разделяется на это число акций, а его участники (акционеры) несут материальную ответственность в пределах стоимости принадлежащих им акций (рис. 3.6). Акционерные общества делятся на открытые и закрытые (ОАО и ЗАО). Участники ОАО могут отчуждать свои акции без согласия других акционеров, а само общество имеет право проводить открытую подписку на выпускаемые акции и их свободную продажу. В ЗАО акции распространяются по закрытой подписке только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, причем количество учредителей в Российском законодательстве ограничивается 50 лицами.
Но есть и третья, «гибридная» категория – общество с ограниченной ответственностью и общество с дополнительной ответственностью – которая одновременно относится и к организациям, объединяющих отдельных лиц, и к организациям, объединяющим капиталы.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – это общество, уставный капитал которого разделен на доли участников, которые несут материальную ответственность только в пределах ст оимости внесенных ими вкладов. В отличие от товариществ в ООО создается исполнительный орган, осуществляющий текущее руководство его деятельностью.
Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) является по существу разновидностью ООО. Его особенности: солидарная субсидиарная ответственность участников по обязательствам ОДО своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом в учредительных документах; разделение при банкротстве одного из участников ОДО его ответственности по обязательствам общества между другими участниками пропорционально их вкладам.
К государственным и муниципальным унитарным предприятиям (УП) относятся предприятия, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. Это имущество находится в государственной (федеральной или субъектов федерации) или муниципальной собственности и является неделимым. Различают два вида унитарных предприятий (табл. 3.1):
1) основанные на праве хозяйственного ведения (обладают более широкой экономической самостоятельностью, во многом действуют как обычные товаропроизводители, причем собственник имущества, как правило, не отвечает по обязательствам такого предприятия);
2) основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия) – во многом напоминают предприятия в условиях плановой экономики, государство несет субсидиарную ответственность по их обязательствам при недостаточности их имущества.
Устав унитарного предприятия (УП) утверждается уполномоченным государственным (муниципальным) органом и содержит:
Наименование предприятия с указанием собственника (для казенного – с указанием на то, что оно является казенным) и место нахождения;
Порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности;
Размер уставного фонда, порядок и источники его формирования.
Уставный фонд УП полностью оплачивается собственником до государственной регистрации. Размер уставного фонда не меньше 1000 размеров минимальной месячной оплаты труда на дату представления документов на регистрацию.
Если стоимость чистых активов по окончании финансового года меньше размера уставного фонда, то уполномоченный орган обязан уменьшить уставный фонд, о чем предприятие извещает кредиторов.
Имущественные права унитарного предприятия представлены в табл. 3.2. Унитарное предприятие может создать дочерние УП путем передачи им части имущества в хозяйственное ведение.
4. Некоммерческие организации как субъекты предпринимательского права.
Законодательство о некоммерческих организациях. Основными нормативными актами, регулирующими правовое положение некоммерческих организаций, являются Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 30 декабря 2006 г. № 276-ФЗ), предусматривающие общие положения, распространяющиеся на все формы некоммерческих организаций. Наряду с ними существует перечень специальных федеральных законов, в которых присутствует дополнительная регламентация отдельных форм некоммерческих организаций.
К их числу относятся: Закон РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах в российской Федерации)» (в ред. от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ), Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях » (в ред. от 2 февраля 2006 г. № 19-ФЗ). Специальные законы приняты в отношении торгово-промышленных палат, негосударственных пенсионных фондов, Центрального банка РФ (Банка России), объединений работодателей. Сравнительно недавно, 3 ноября 2006 г., принят Федеральный закон «Об автономных учреждениях».
Перечень федеральных законов, определяющих статус некоммерческих организаций, можно было бы продолжить. Но в этом нет необходимости. Важно другое: статус некоммерческих организаций как субъектов гражданского права определяется актами федерального уровня. По мнению авторов Концепции развития корпоративного законодательства, в настоящее время открытый перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций привел к неоправданному увеличению количества видов некоммерческих организаций. Так, число зарегистрированных некоммерческих организаций уже превысило в три раза число созданных акционерных обществ.
Понятие и признаки некоммерческой организации . В соответствии сп. 1 ст. 50 ГК некоммерческая организация - это юридическое лицо, не имеющее в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющее полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальны х потребностей граждан, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 2 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях).
Законодатель указывает на два основных признака некоммерческих организаций. Первый - отсутствие извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности. Второй - полученная прибыль не может быть распределена между участниками некоммерческой организации.
В реальной действительности порой невозможно отграничить основную цель деятельности некоммерческой организации от неосновной. Многие некоммерческие организации формально не преследуют в качестве основной цели извлечение прибыли, но фактически стремятся и получают огромные доходы от предпринимательской деятельности.
В литературе указывается на неубедительность известного способа деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации. Отмечается, что проблема состоит не столько в выборе подходящих критериев разграничения, сколько в последовательном их применении к тем или иным видам юридических лиц. Примером такой непоследовательности законодателя является потребительский кооператив. Согласно п. 5 ст. 116 ГК доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой им в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами.
Перечисленные недостатки понятия некоммерческой организации вынуждают ученых и практиков искать альтернативные конструкции их обособления, например, деление на предпринимательские (прибыльные) и непредпринимательские (бесприбыльные) организации.
Организационно-правовые формы некоммерческой организации . Некоммерческие организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и другими федеральными законами (п. 3 ст. 50 ГК). Это означает, что перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций не является исчерпывающим.
Гражданский кодекс РФ называет пять организационно-правовых форм некоммерческих организаций: потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения , объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Специальные законы заметно расширяют данный перечень организационно-правовых форм.
Закон о некоммерческих организациях дополняет перечень тремя формами некоммерческих организаций: государственная корпорация , некоммерческое партнерство,автономная некоммерческая организация.
Закон о потребительской кооперации называет в качестве самостоятельных форм некоммерческих организаций потребительские общества и потребительские союзы.
Закон РФ от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» регламентирует деятельность нотариальных палат.
Определяет статус общественных организаций, движений, фондов, учреждений, органов общественной самодеятельности и политических партий.
Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» допускает создание садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществ.
Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» определяет статус коллегий адвокатов, адвокатских палат субъектов Федерации и Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации.
Жилищный кодекс РФ регламентирует правовое положение товариществ собственников жилья.
Специальные законы приняты в отношении торгово-промышленных палат, негосударственных пенсионных фондов, Центрального банка РФ (Банка России), объединений работодателей и др.
Не всегда организационно-правовая форма отражает коммерческий или некоммерческий характер деятельности юридического лица. Например, форма некоммерческого партнерства представляется довольно близкой по своей природе к обществу с ограниченной ответственностью. При этом нельзя смешивать форму юридического лица и техническое название организации: биржа, коммерческий банк, центр и т. д. С этой точки зрения фондовая биржа не является организационно-правовой формой.
Законодательство о некоммерческих организациях страдает противоречивостью в отношении организационно-правовых форм некоммерческих организаций.
Так, в силу п. 2 ст. 50 ГК некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных организаций (объединений). В свою очередь, Закон об общественных объединениях (ст. 7) дифференцирует организационно-правовые формы общественных объединений. Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия.
Не случайно в концепции развития корпоративного законодательства недвусмысленно заявлено о необходимости установить в Гражданском кодексе исчерпывающий перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Можно не соглашаться с таким предложением, но факты - упрямая вещь. В этой части регулирования обнаруживается беспорядок.
Классификация некоммерческих организаций . Некоммерческие организации могут быть классифицированы по различным критериям:
1. по форме собственности;
2. правам учредителей (участников) в отношении некоммерческих организаций или их имущества;
3. наличию института членства;
4. присутствию иностранного элемента;
5. территориальной сфере деятельности . Коротко рассмотрим основные виды организаций.
В зависимости от формы собственности некоммерческие организации делятся на публичные (государственные и муниципальные учреждения, государственные корпорации, Банк России) и частные (все остальные).
Согласно п. 2 ст. 48 ГК учредители (участники) некоммерческой организации, как и иных юридических лиц, могут иметь обязательственные права в отношении некоммерческой организации или вещные права на ее имущество либо не иметь каких-либо имущественных прав.
Так, учреждения и Банк России не являются собственниками вверенного им имущества , право собственности сохраняется за их учредителями. Участники потребительских кооперативов и некоммерческих партнерств приобретают обязательственные права в отношении самих некоммерческих организаций, утрачивая при этом право собственности на переданное имущество.Не имеют ни вещных, ни обязательственных прав учредителифондов и автономных некоммерческих организаций.
Организационно-правовые формы потребительских кооперативов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), товариществ собственников жилья, иных организации подразумевают членство их участников (учредителей), тогда как, например, в фондах и автономных некоммерческих организациях такой институт исключен.
Наличие (отсутствие) иностранного элемента и его размер позволяет выделять национальные некоммерческие организации, с иностранным участием, а также иностранные некоммерческие организации.
В зависимости от территориальной сферы деятельности некоторые некоммерческие организации (например, общественные организации) можно подразделить на международные, общероссийские, межрегиональные, региональные и местные.
Правоспособность некоммерческих организаций . Все некоммерческие организации обладают специальной правоспособностью. Они могут осуществлять один или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством и, подчеркнем, соответствующих целям деятельности, которые предусмотрены учредительными документами.
Таким образом, по общему правилу объем специальной правоспособности каждой некоммерческой организации зависит от воли ее учредителей, которые определяют цели и виды деятельности некоммерческой организации. На практике при создании некоммерческой организации зачастую нет четкого представления обо всех будущих направлениях ее деятельности. По этой причине учредители стремятся указать максимальный перечень целей и видов деятельности, доходя порой до абсурда.
Коммерческим организациям законодательство предоставляет широкие возможности в части выбора наиболее эффективного варианта поведения с точки зрения цели предпринимательской деятельности (получения прибыли). Такие возможности обеспечиваются наделением коммерческих организаций рядом свобод, и прежде всего широкой, практически неограниченной правоспособностью. Юридическим лицам, созданным не для получения прибыли, способность иметь любые права и принимать на себя любые обязанности не только не нужна, но может оказаться опасной, ибо создает потенциальные условия для уклонения их от целей, ради которых они образованы.
Кроме того, некоммерческие организации не являются профессиональными участниками гражданского (добавим - предпринимательского) оборота. Выступление их в роли самостоятельных юридических лиц обусловлено в первую очередь необходимостью материального обеспечения основной деятельности, не связ анной с осуществлением предпринимательства.
Право некоммерческих организаций (как и коммерческих) осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно п. 3 ст. 50 ГК некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью с обязательным соблюдением двух требований: а) такая деятельность должна служить достижению целей, ради которых они созданы; б) характер деятельности должен соответствовать этим целям.
Доходы, полученные в результате осуществления предпринимательской деятельности, направляются на достижение целей, предусмотренных учредительными документами некоммерческой организации. Надо согласиться с тем, что в современных условиях ни одно юридическое лицо не может существовать только на взносы учредителей и пожертвования. Полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль используется некоммерческой организацией на покрытие расходов, связанных с той непредпринимательской деятельностью, ради которой она была образована.
Развивая положения Гражданского кодекса РФ, Закон о некоммерческих организациях устанавливает, что предпринимательской деятельностью некоммерческой организации признаются приносящее прибыль производство товаров и оказание услуг, отвечающих целям создания организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика (п. 2 ст. 24). Некоммерческие организации в интересах достижения целей, предусмотренных их учредительными документами, вправе создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы (п. 4 ст. 24 Закона).
Законом могут предусматриваться ограничения видов деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации, в том числе по поводу осуществления предпринимательской деятельности (п. 1,2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях).
Это правило корреспондирует с нормами п. 3 ст. 55 Конституции РФ и п. 2 ст. 1 ГК, устанавливающими, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Все правовые ограничения предпринимательской деятельности некоммерческих организаций следует разделить на две основные группы: прямые и косвенные.
Прямые ограничения предполагают наличие четких нормативных запретов. Например, в соответствии с п. 5 ст. 9 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» не допускается деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных (представительных) органов), запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений.
Косвенные ограничения , как правило, исключают возможность некоммерческих организаций совершать определенные действия (деятельность) посредством указания на исчерпывающий перечень иных субъектов соответствующих отношений. Так, некоммерческие организации не могут быть участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере (п. 4 ст. 66 ГК), стороной договора коммерческой концессии (п. 3 ст. 1027 ГК) и простого товарищества, заключенного для осуществления предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 1041 ГК). Исключается деятельность некоммерческих организаций в качестве финансового агента по договору финансирования под уступку денежного требования (ст. 825 ГК), а также кредитной организации (ст. 1 Закона о банках и банковской деятельности) и пр.
Некоммерческие организации не вправе совершать сделки, противоречащие целям и видам их деятельности. Такие сделки являются ничтожными на основании статьи 168 ГК, а в некоторых случаях могут послужить поводом для ее принудительной ликвидации (п. 2 ст. 61 ГК).
5. Российская Федерация, ее субъекты, муниицпальные образования, органы государственной власти и местного самоуправления в предпринимательских правоотношениях.
Подобно физическим и юридическим лицам, отправным пунктом предпринимательской правосубъектности государства и муниципальных образований служит их статус как субъектов гражданского права. При этом надо подчеркнуть, что никакими прерогативами, льготами и т. п. в гражданском правоотношении по сравнению с другими «не властными» его участниками они не пользуются. Обновленное российское законодательство последовательно стоит на позиции недопустимости какого бы то ни было смешения функций государства как властной политической организации, выражающей, представляющей, защищающей интересы российского народа и выступающей от имени народа, с его участием в качестве партнера в гражданском обороте, рыночных отношениях. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования, сказано в п. 1 ст. 24 ГК РФ, выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений -- гражданами и юридическими лицами.
Существенная особенность государства и муниципальных образований как субъектов гражданского правоотношения состоит в том, что возможность быть стороной таких отношений не обусловливается наличием у них статуса юридического лица. Нормы, определяющие участие юридического лица в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, применяются к ним в силу самого факта вступления в эти отношения. Однако сами государство и муниципальные образования вступать в гражданские правоотношения не могут. Российская Федерация, любой ее субъект представлены многими структурными звеньями, начиная с президентов, глав администраций и др. Муниципальное образование, согласно ч. 1 ст. 131 Конституции РФ и ст. 1 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», есть городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление. Суханов Е.А. Правовые основы предпринимательства. - М.: Издательство БЕК, 2000. С. 5-39.
Так кто же вправе представлять их в общественных отношениях, регулируемых гражданским законодательством? Действующим законодательством предусмотрены два варианта возможного участия государства и муниципальных образований в гражданских правоотношениях.
Во-первых, от имени Российской Федерации и субъектов Федерации, а также муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Например, Президент РФ и палаты Федерального Собрания РФ могут действовать в гражданско-правовой сфере на основе соответствующих положений Конституции РФ, Правительство РФ -- на основе Конституции РФ и Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» и т. д.
Никаких ограничений государственным органам и органам местного самоуправления для участия в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, не установлено. Важно лишь одно: они могут и должны действовать только в пределах предоставленной им компетенции. Данное обстоятельство дает повод утверждать, что эти органы обладают специальной правоспособностью. Сделки, заключенные ими с отступлением от установленной компетенции, могут быть признаны недействительными.
Необходимо подчеркнуть важность для нормального функ-ционирования рыночных отношений и как пример для других участников гражданско-правовых отношений неуклонное выполнение Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованьями взятых на себя обязательств. Подлежат осуждению, в частности, попытки отдельных глав исполнительной власти субъектов Федерации, впервые избранных на эту должность, отказаться от погашения долгов, оставшихся еще от прежней администрации.
Таким поведением субъекты Российской Федерации дискредитируют себя как участники гражданско-правовых отношений. Но дело не только в этом. Подобная позиция глав субъектов Российской Федерации может породить ситуацию, сопоставимую с несостоятельностью (банкротством) хозяйствующих субъектов. В Бюджетном кодексе РФ п. 1 ст. 112 «Превышение предельных объемов расходов на обслуживание государственного или муниципального долга» устанавливает: если при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации расходы на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации превышают 15% расходов его бюджета, а также в случае превышения предельного объема заемных средств, установленного ст. 111 БК РФ, и при этом субъект Российской Федерации не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, уполномоченный на то орган государственной власти Российской Федерации может передать исполнение бюджета субъекта Российской Федерации под контроль Министерства финансов Российской Федерации. Если в сходном положении оказывается муниципальное образование, то исполнение местного бюджета может быть передано под контроль органа, исполняющего бюджет субъекта Российской Федерации.
Во-вторых, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Как субъекты гражданского права государство и муниципальные образования через свои компетентные органы вступают в самые различные отношения. Например, государство и муниципальные образования могут быть наследниками по закону и по завещанию. Завещать им свое имущество могут, естественно, и индивидуальные предприниматели. Также обширны договорные и внедоговорные отношения с участием государства и муниципальных образований. Так, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты. Подлежит возмещению вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному нормативному документу акта государственного органа или органа местного самоуправления. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Совершенно иначе регулируется участие государства и муниципальных образований в предпринимательстве. У них отчетливо выделяются по крайней мере три направления предпринимательской деятельности. Шиткина И.С. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций.// Гражданин и право. 2002.№ 4.
Первое -- участие в предпринимательской деятельности через посредство создаваемых коммерческих и некоммерческих организаций. Различаются три вида таких организаций. Это, прежде всего государственные и муниципальные унитарные предприятия, которым имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения. Его собственники, т. е. государство и муниципальные образования, утверждают устав предприятия, назначают его руководителя и заключают с ним контракт, определяют предмет и цели деятельности предприятия, осуществляют контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, имеют право на получение части прибыли от использования имущества.
Два других вида -- казенные предприятия и учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления. Собственники имущества вправе изъять у них излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться изъятым по своему усмотрению. Собственник же определяет порядок распределения доходов казенного предприятия. Если учреждению в соответствии с учредительными документами предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.
Второе направление предпринимательской деятельности -- участие в управлении приватизированным государственным и муниципальным имуществом. Остановимся на деятельности представителей Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в органах управления открытых акционерных обществ, акции которых закреплены в государственной или муниципальной собственности. Представителями могут назначаться государственные или муниципальные служащие, а также иные лица, которые осуществляют свою деятельность на основании положения, утвержденного Правительством РФ. При использовании специального права -- «золотой акции» -- представители назначаются в совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию. Суханов Е.А. Правовые основы предпринимательства. - М.: Издательство БЕК, 2000. С. 5-39.
Представители действуют на основании Указа Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1200 «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой», постановлений Правительства РФ и иных органов власти, наделивших их полномочиями. Правительство РФ 21 мая 1996 г. приняло постановление № 625 «Об обеспечении представления интересов государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплены в федеральной собственности». Постановлением утверждены Примерный договор на представление интересов государства в указанных коммерческих организациях и Порядок заключения и регистрации этих договоров. Следует обратить внимание на требования к профессиональной подготовке и квалификации лиц, кото
КОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СУБЪЕКТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Джигкаева Фатима Заурбековна, соискатель Согу, преподаватель.
Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы к понятию и форме коммерческих организаций как субъектов предпринимательской деятельности в России.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, юридическое лицо, коммерческая организация, форма коммерческой организации.
COMMERCIAL ORGANIZATION AS AN ENTREPRENEUR
Dzigkaeva Fatima Zaurbekovna, candidate degree seeker of the North-Ossetian State University, senior lecturer of Civil and Entrepreneurial Law Department.
Annotation. In article various approaches to concept and the form a commercial organisation as subjects of enterprise activity in Russia are considered.
Keywords: enterprise activity, the legal body, the commercial organisation, the form of the commercial organisation.
Согласно п. 1 ст. 30 и п. 1 ст. 34 Конституции РФ право на объединение, а также право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности являются правами конституционными и незыблемыми. Реализация этих прав происходит, в частности, посредством создания организаций (в том числе организаций, преследующих извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности). «Юридическое лицо используется в качестве правового оформления создаваемой организации с целью придания ей необходимой самостоятельности и обеспечения ей участия в правовых отношениях»1.
Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность и зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке, в силу ч. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ. Предпринимательскую деятельность осуществляет широкий круг лиц, среди которых хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, холдинги, филиалы, индивидуальные предприниматели и даже некоммерческие организации (при определенных условиях), найти обобщающую категорию для которых крайне сложно, поэтому объединение их по критерию общего характера деятельности выполнено достаточно удачно - «лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность» - это специфичная группа не всегда субъектов права, но «лиц». Общепризнанным является дихотомический характер деления лиц (от лат. «persona») на физические лица и лица, называемые «юридическими», т.е. такие субъекты права, которые «не подходят под понятие физического лица, сама личность которых
1 Якушев В.С. Институт юридического лица в теории, законодательстве и на практике // Антология уральской цивилистики. 1925 - 1989. М.: Статут, 2001. С. 391
создается только во имя права»2. Однако в контексте
ч. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ полагаем возможным отойти от указанной классификации лиц как субъектов права. Данная норма предполагает необходимость наличия двух существенных условий для признания за лицом статуса субъекта предпринимательской деятельности: 1) осуществление им предпринимательской деятельности и 2) регистрация его в качестве предпринимателя. Таким образом, приходим к выводу, что круг лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, может быть шире, чем круг субъектов предпринимательской деятельности.
Обращаем внимание, что условием для признания правосубъектности таких лиц является не просто государственная регистрация, а регистрация в качестве предпринимателя. Необходимо заметить, что, согласно действующему законодательству РФ, указанный признак применим только к гражданину, который вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК РФ). Что касается организаций, то вряд ли можно выделить некую специальную, предусмотренную нормами действующего законодательства РФ, регистрацию организации в качестве лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.
Представляется, законодатель, определяя круг субъектов предпринимательской деятельности, имел целью данной нормой установить, в частности, для организаций обязательное условие возникновения у них права осуществления этой деятельности в результате регистрации организации, созданной в соответствующей правовой форме, в качестве юридического лица. Однако данный вывод только мыслится в результате системного толкования ряда положений Гражданского кодекса, но не вытекает напрямую из смысла нормы закона. При этом помимо юридических лиц, создаваемых и регистрируемых в соответствии с требованиями закона, действительность рождает и иные формы организаций, не вмещающиеся в установленные законом организационно-правовые формы, но в полной мере относящиеся к «лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность». Такие организации со сложной и порой неясной внутренней структурой, с мощным концентрированным экономическим потенциалом осуществляют предпринимательскую деятельность, не беспокоясь о государственной регистрации, т.к. нормы закона позволяют довольствоваться регистрацией только отдельных, ее суть составляющих. Собственно организация создает свои по существу структурные подразделения (назовем их структурные организации) в установленных правовых формах, а государство регистрирует такие структурные организации в качестве юридических лиц - субъектов права. Нормы закона не нарушаются, однако сложившаяся ситуация безусловно не соответствует целям, которые ставятся законодателем при регулировании правового статуса субъектов предпринимательской деятельности.
Понятие «лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность», не ограниченное требованием государственной регистрации, вмещает в себя абсолютно все социальные образования, функционирующие в сфере предпринимательства, и в первую очередь коммерческие организации. Рассмотрим, какие из
2 Мейер Д.И. Русское гражданское право. М.: Статут. С. 136
социальных образований можно отнести к коммерческим организациям и что предполагается мыслить под понятием «коммерческая организация».
Употребление этого термина в единственном числе не вполне традиционно для гражданского права и не распространено в науке и юридической практике. Причиной тому является акцент законодателя на объеме этого понятия в ущерб содержанию. В п. 2 ст. 50 ГК РФ обозначен закрытый перечень возможных организационно-правовых форм, в которых могут создаваться юридические лица, являющиеся коммерческими организациями. Кодекс не предполагает вариантов расширения этого списка без изменения формулировки вышеуказанной нормы и достаточно детально описывает каждую организационно-правовую форму. Именно формы, в которых могут создаваться юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, представляют собой предмет детального правового регулирования. Отсюда и традиционное употребление термина «коммерческая организация» во множественном числе. Значение этого термина в законодательстве заключается скорее в отражении сущностного признака (а именно коммерческого характера деятельности) группы организаций, нежели в характеристике этого особого вида организаций и системного определения его правового положения.
Наличие в деятельности основной целевой направленности на извлечение прибыли лежит в основании деления организаций на коммерческие и некоммерческие. Подчеркнем, что родовым понятием для коммерческих и некоммерческих организаций является понятие «организация»3, а не «юридическое лицо». Так, «юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)». Действительно, согласно научной доктрине и правовой концепции все юридические лица являются организа-циями4. При этом организации по критерию признания за ними правосубъектности делятся на организации со статусом юридического лица и организации без статуса юридического лица; а по критерию основной целевой направленности деятельности - на коммерческие организации и некоммерческие. Таким образом, объем понятия «коммерческая организация» не ограничивается перечнем форм, указанных законодателем, по той простой причине, что это понятие не является подчиненным по отношению к понятию «юридическое лицо». В связи с изложенным представляется не вполне удачным сокращение понятия «коммерческая
3 Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Мильнер Б.З. Теория организации. М.: Инфра-М, 2000. С. 46
4 Следует отметить точку зрения С.И. Архипова, полагающего возможным применить форму юридического лица применительно к первому лицу государства, субъекту Российской Федерации, муниципального образования, причем не только и не столько в гражданско-правовых целях, сколько в общеправовых, межотраслевых, а также отмечающего отсутствие в теоретическом плане препятствий для законодательного признания в качестве юридического лица индивидуального предпринимателя. С.И. Архипов приходит к выводу об искусственности навязывания гражданским законодательством заинтересованным в таком правовом обособлении лицам тех или иных форм. См. об этом: Архипов С.И. Субъект права. Теоретическое исследование. СПб.: Издательство
Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. С. 354
организация со статусом юридического лица», находящегося на пересечении понятий «юридическое лицо» и «коммерческая организация», до усеченного, но легального термина «коммерческая организация»5, в пределах которого в праве рассматриваются только зарегистрированные организации, созданные в предусмотренных правовых формах.
Категория коммерческой организации не является исключительно правовой в отличие, например, от юридического лица, и поэтому любой исследователь свободен в трактовке понимания ее сущности. Предлагаем рассматривать понятие коммерческой организации в широком и в узком смысле. В объеме понятия коммерческой организации в широком смысле, не ограничиваясь рамками, установленными Гражданским кодексом, предлагается рассматривать все организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, за исключением собственно некоммерческих организаций, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством и их учредительными документами. В объеме понятия коммерческой организации в узком смысле предлагается рассматривать традиционный перечень правовых форм, указанных в п. 2 ст. 50 ГК РФ, а именно хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
На сегодняшний день рассмотрение правового положения коммерческой организации в широком смысле, не ограниченном рамками понятия «юридическое лицо» и предусмотренными организационноправовыми формами, представляет особый интерес в силу своей правовой многоликости при концентрированности сущностных характеристик организации как лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Содержание и объем понятия коммерческой организации в широком смысле не определены и подлежат тщательному всестороннему исследованию, в отличие от этого понятия в узком смысле, предполагающем исследование лишь его объема, обусловленного, в свою очередь, границами понятия «юридическое лицо» и предложенными законодателем организационно-правовыми формами.
Содержание понятия коммерческой организации в широком смысле, в связи с предлагаемым расширением его объема, согласно логическому закону обратной зависимости между объемом и содержанием понятия, должно «обеднеть» на те сущностные признаки, которые нивелируются посредством расширения его объема. Однако положение п. 1 ст. 50 ГК РФ вполне соответствует предлагаемому объему понятия в широком смысле: коммерческая организация - это организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Думается, было бы правильно определить коммерческую организацию в узком смысле как организацию, созданную в установленной законом организационно-правовой форме, предусматривающей для такой организации извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности, и зарегистрированную в установленном законом порядке в качестве юридического лица.
5 Следует согласиться с позицией Грешникова И.П., который отмечает, что формула «классификация юридических лиц» есть сокращение формулы «классификация организаций со статусом юридического лица». См.: Грешников И.П. Субъекты гражданского права. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. С. 168
Сложившаяся ситуация, при которой объем понятия не совпадает с его легальной дефиницией, представляется неудовлетворительной, т.к. вносит правовую неопределенность в используемую терминологию. Более того, согласно формулировке п. 1 ст. 50 ГК РФ, выделенные две разновидности организаций (коммерческие и некоммерческие) «могут быть» юридическими лицами, что очень похоже на такой способ регулирования, как дозволение. Необходимо отметить, что логика изложения вышеприведенной нормы предполагает допущение законодателем существования в праве коммерческих организаций без статуса юридического лица. Проблема возможности признания правосубъектности (неполной, усеченной, ограниченной и т.д.) за такими организациями является актуальной по сей день, т.к. законодательство фрагментарно и не системно регулирует особенности правового положения такого рода организаций.
Многосубъектные предпринимательские образования (именуемые в юридической литературе холдингами, предпринимательскими объединениями и т.д.), представляющие собой не что иное, как организации в высшей степени интегрированные и в высшей степени коммерческие, осуществляющие свою деятельность как единая организация вне соответствующих ей правовых форм, по банальной причине их отсутствия в праве целиком и полностью попадают в объем понятия коммерческой организации в широком смысле. Что касается правосубъектности таких организаций, то с определенными оговорками и условностями считаем возможным рассматривать их в составе субъектов предпринимательской деятельности, согласившись с такими учеными, как В.С. Белых, В.В. Лаптев, И.С. Шитки-на, отмечающими в своих исследованиях в той или иной степени элементы правосубъектности вышеназванных образований6. Такой подход разумен и обоснован, когда субъекты предпринимательской деятельности (в т.ч. коммерческие организации в широком смысле) рассматриваются как комплексное, межотраслевое понятие, не ограниченное рамками гражданского права.
Цивилистический подход к проблеме признания за организацией правосубъектности по сравнению с менее традиционными подходами вызывает ассоциацию с соотношением английского британского языка, такого безупречного и классического, с упрощенным и производным от него американским. Первый становится все менее востребованным и все более вытесняемым последним, как более динамичным и практичным. При всем уважении к эстетике частного права приходится констатировать, что право не может быть ради права, и, если оно в определенной части не справляется с экономической действительностью и пробуксовывает, используя устаревшие формы, необходимо взглянуть на проблему с другой позиции, в данном случае - с позиции сторонников предпринимательского права. И этот взгляд откроет нам такую картину: организации нового типа, закованные в правовые формы юридических лиц, являют собой правовых оборотней, т.к. закон не предлагает им другой судьбы в праве. Время вносит свои коррективы, и наступает момент, когда ранее идеальные правовые конструкции уже не отражают существа новых явлений, прежние правовые формы не соответствуют новому экономическому содержа-
6 Белых В.С. Субъекты предпринимательской деятельности: понятие и виды // Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности. Сборник научных трудов. Екатеринбург: У-Фактория, 2002. С. 29; Лаптев В.В. Акционерное право. М., 1999. С. 127; Шиткина И.С. Холдинги. Правовой и управленческий аспекты. М.: ООО «Городец-издат», 2003. С. 23
нию. Время требует новых форм, и этому требованию сопротивляться бессмысленно: когда закон безмолвствует, сама жизнь рождает эти формы, и они, безусловно, жизнеспособны, но далеко не всегда цивилизованны.
Обобщая вышеизложенное, следует обратить внимание на логическую цепочку правового регулирования процесса возникновения коммерческой организации как субъекта права, руководствуясь положениями ст. 50 ГК РФ:
организация, преследующая в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли, является коммерческой организацией;
коммерческая организация (равно как и некоммерческая) может быть юридическим лицом;
юридические лица могут создаваться в установленных законом организационно-правовых формах, а коммерческие - в формах, установленных Гражданским кодексом.
Не вдаваясь в вопросы теории юридического лица, считаем правильным и обоснованным в установлении момента появления юридического лица как субъекта права исходить не из его создания, но из возникновения в результате регистрации организации в выбранной ею организационно-правовой форме в качестве юридического лица. Юридическое лицо появляется как правовой статус организации в результате государственного акта признания его как субъекта права. Что касается организаций, то они в отличие от юридического лица создаются, а легитимное создание организаций возможно только в установленных организационно-правовых формах. Выбор соответствующей формы как модели, предусмотренной и урегулированной правом, принадлежит организации и лежит в основе регистрации организации как юридического лица.
Резюмируя изложенные доводы и обоснование понимания коммерческих организаций как лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, следует предложить:
Рассматривать в составе лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, неограниченный на сегодняшний день правовыми формами круг лиц, в том числе коммерческие организации в широком смысле.
Рассматривать юридическое лицо как правовой статус организации, а именно статус субъекта права, возникающий в момент ее регистрации в установленной законом организационно-правовой форме.
Рассматривать многосубъектные предпринимательские образования (или иначе именуемые «холдинги», «предпринимательские объединения» и пр.) в составе объема понятия «коммерческая организация» в широком смысле.
Предусмотреть в законе организационно-правовые формы для таких предпринимательских образований и, руководствуясь критериями обособления которых как вида, установить отличительные и характерные признаки и свойства таких образований.
При существующем объеме и содержании правового регулирования приходится констатировать, что предлагаемые законодателем формы не справляются со стремительно развивающейся действительностью и не отражают актуальные особенности содержания фактически существующих коммерческих организаций, при этом, напротив, целенаправленно искажают это содержание, предлагая выбору таких организаций иные, не соответствующие наличествующему содержанию формы. В оценке целесообразности правового
регулирования следует исходить из безусловной ценности ясности, точности и четкости в вопросах определения правового положения лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Указанный подход является залогом востребованной государством прозрачности и добросовестности предпринимательской деятельности в Российской Федерации.
Список литературы:
1. Архипов С.И. Субъект права. Теоретическое исследование. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004.
2. Белых В.С. Субъекты предпринимательской деятельности: понятие и виды // Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности. Сборник научных трудов. Екатеринбург: У-Фактория, 2002.
3. Грешников И.П. Субъекты гражданского права. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002.
4. Лаптев В.В. Акционерное право. М., 1999.
5. Мейер Д.И. Русское гражданское право. М.: Статут. 2001
6. Мильнер Б.З. Теория организации. М.: Инфра-М, 2000.
7. Шиткина И.С. Холдинги. Правовой и управленческий аспекты. М.: ООО «Городец-издат», 2003.
8. Якушев В.С. Институт юридического лица в теории, законодательстве и на практике // Антология уральской цивилистики. 1925 - 1989. М.: Статут, 2001.
РЕЦЕНЗИЯ
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Джнгкасвой Ф.З. «КОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК
СУБЪЕКТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Статья написана на довольно актуальную на данный момент тему, затрагивающую определение понятия и форм существования предпринимательской деятельности в РФ.
В статье автором делается вывод о том, что предпринимательскую деятельность осуществляет широкий круг лиц, среди которых хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, холдинги. филиалы, индивидуальные предприниматели и даже некоммерческие организации (при определенных условиях). В связи с этим, следует отметить, что законодатель, определяя круг субъектов предпринимательской деятельности, имел целью данной нормой установить обязательное условие возникновения у них права осуществления этой деятельности в результате регистрации организации, созданной в соответствующей правовой форме, в качестве юридического лица. При этом, понятие «лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность», не ограниченное требованием государственной регистрации, вмещает в себя абсолютно все социальные образования, функционирующие в сфере предпринимательства, и в первую очередь коммерческие организации.
На сегодняшний день рассмотрение правового положения коммерческой организации в широком смысле, не ограниченном рамками понятия «юридическое лицо» и предусмотренными организационноправовыми формами, представляет особый интерес в силу своей правовой многоликости при концентрированности сущностных характеристик организации как лица. осуществляющего предпринимательскую деятельность.
Автор в статье подчеркивает необходимость расширения толкования коммерческой организации, базируясь на положениях ст. 50 ГК РФ: коммерческая организация - это организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Автором исследуется вопрос о многосубъектных организациях, по своей сути также являющимися коммерческими, но при этом не входящие в перечень, установленный законодательством России. На базе результатов исследования автор разрабатывает предложения по совершенствованию действующего законодательства РФ в указанной области. По выше изложенным причинам статья заслуживает пристального внимания широкой аудитории и может быть рекомендована к публикации.
Рецензент: к.ю.н.лоцент кафедры гражданского права Владикавказского Института Управления Кун духова И. В
Коммерческая организация - юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, в отличие от некоммерческой организации, которая не имеет целью извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками
Основные признаки коммерческой организации
Цель деятельности - получение прибыли;
Чётко определённая в законе организационно-правовая форма;
Распределение прибыли между участниками юридического лица.
Также коммерческие организации обладают всеми признаками, присущими юридическому лицу:
Обладают обособленным имуществом на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, иного вещного права; имущество может быть арендованным;
Отвечают по своим обязательствам принадлежащим им имуществом;
Приобретают и осуществляют от своего имени имущественные и неимущественные права; несут обязанности;
Могут быть истцом и ответчиком в суде.
В статье 50 Гражданского кодекса РФ дан исчерпывающий перечень организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц. Это означает, что без изменения Гражданского кодекса никакими иными законами другие виды коммерческих юридических лиц в гражданский оборот введены быть не могут.
Классификация коммерческих организаций по организационно-правовой форме в РФ
Хозяйственное товарищество - коммерческая организация с разделённым на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом. Имущество, созданное за счёт вкладов участников, а также произведённое и приобретённое хозяйственным товариществом или обществом, находится в его собственности (определение закреплено ст. 66 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Хозяйственные товарищества: полное товарищество; товарищество на вере. Хозяйственные общества: ООО; ОДО; ОАО; ЗАО.
Учредители как полного товарищества, так и товарищества на вере вправе участвовать в управлении делами товарищества (кроме вкладчиков); получать информацию о деятельности товарищества и знакомиться с бухгалтерской и иной документацией. Обязанность состоит в необходимости внесения вкладов и в неразглашении конфиденциальной информации о деятельности товарищества. Любое хозяйственное общество или товарищество является добровольным договорным объединением его участников с общей целью – получения прибыли и распределения данной прибыли среди учредителей.
Хозяйственные товарищества. Полное товарищество – состоит из полных товарищей (индивидуальные предприниматели, коммерческие организации, унитарные предприятия – как коммерческие организации вправе быть полным товарищем, но при наличии предварительного согласия собственника или уполномоченного им лица). Лицо может быть участником только одного полного товарищества. Полное товарищество создается и действует на основании учредительного договора. Учредительный договор подписывается всеми его участниками. Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. Учредительным договором товарищества могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством голосов участников. Каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно, либо ведение дел поручено отдельным участникам. При совместном ведении дел товарищества его участниками для совершения каждой сделки требуется согласие всех участников товарищества. Если ведение дел товарищества поручается его участниками одному или некоторым из них, остальные участники для совершения сделок от имени товарищества должны иметь доверенность от участника (участников), на которого возложено ведение дел товарищества. Участник полного товарищества обязан участвовать в его деятельности в соответствии с условиями учредительного договора. Полное товарищество ликвидируется: 1. выхода или смерти какого – либо из участников, признания одного из них безвестно отсутствующим, недееспособным, или ограниченно дееспособным, либо несостоятельным (банкротом), открытия в отношении одного из участников реорганизационных процедур по решению суда, ликвидации участвующего в товариществе юридического лица либо обращения кредитором одного из участников взыскания на часть имущества, соответствующую его доле в складочном капитале, товарищество может продолжить свою деятельность, если это предусмотрено учредительным договором товарищества или соглашением остающихся участников; 2. когда в товариществе остается единственный участник; 3. по иным основаниям, указанным в ГК РФ. Товарищество на вере – присутствуют полные товарищи, а также и вкладчики. Те же условия, что и у полного товарищества. Вкладчиками могут быть любые субъекты гражданских правоотношений. Не имеют право участвовать в деятельности товарищества и участвовать в вопросах его управления. Не несут ответственность по обязательствам товарищества, а рискуют своим вкладом. Учредительный договор подписывается всеми его участниками, вкладчики не участвуют в подписании договора. В договоре не указывается размер вклада каждого вкладчика. Внесение вклада удостоверяется свидетельством. При ликвидации товарищества на вере, в том числе в случае банкротства, вкладчики имеют преимущественное перед полными товарищами право на получение вкладов из имущества товарищества, оставшегося после удовлетворения требований его кредиторов. Те же условия ликвидации. Хозяйственные общества. ООО - учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Общество с ограниченной ответственностью не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Может быть учреждено как одним участником, так и несколькими лицами. Не более 50 участников. Превышение этой цифры влечет либо ликвидацию, либо преобразование в ОАО или производственный кооператив. Учредительными документами общества с ограниченной ответственностью являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Если общество учреждается одним лицом, его учредительным документом является устав. ОДО - учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. Условия те же самые, что ООО. Одно отличие ОДО строится на имущественной ответственности участников ОДО по долгам общества. АО - общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. ОАО – вправе без согласия других акционеров отчуждать принадлежащие им акции неопределенному кругу лиц. Не ограниченно. ЗАО – акционеры могут распределяться своими акциями либо другим акционерам, либо среди определенного круга лиц. Участников не более 50. Участниками АО может быть любой субъект, как занимающийся предпринимательской деятельностью, так и не предприниматель, могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления. Учредительным документом акционерного общества является его устав, утвержденный учредителями. Производственный кооператив – это еще одна организационно-правовая форма коммерческих организаций. Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Членами кооператива – физические лица и юридические лица, прямо предусмотренным законом. Учредительным документом производственного кооператива является его устав, утверждаемый общим собранием его членов. Число членов кооператива не должно быть менее пяти. Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов. Член кооператива вправе по своему усмотрению выйти из кооператива. Производственный кооператив может быть добровольно реорганизован или ликвидирован по решению общего собрания его членов. Производственный кооператив по единогласному решению его членов может преобразоваться в хозяйственное товарищество или общество.Государственные и муниципальные унитарные предприятия - это еще одна организационно-правовая форма коммерческих организаций. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.